Мэри Сью
- 1 year ago
- 0
- 0
Мэри Сью ( англ. Mary Sue ) или Марти Сью ( Marty Sue , для героев мужского пола) — Архетип персонажа, наделённый автором гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями, внешностью и везением. Часто в введении такого персонажа можно распознать попытку автора «включить» самого себя в произведение и осуществить собственные желания под видом вымышленного лица .
Термин Мэри Сью носит выраженно негативный оттенок в среде фанатских сообществ . Таких персонажей ругают за излишнюю идеализированность, нереалистичность, отчего их считают скучными . Также при критике мужского персонажа ему чаще всего присваивают «титул» «Мэри Сью», ввиду того, что очень немногие знают о вариации этого «титула» для мужских персонажей.
С середины 2010-х годов заметно увеличилась доля фильмов и сериалов с главными женскими героями. Противники таких перемен стали использовать термин Мэри Сью для критики таких фильмов и женских героев .
Термин «Мэри Сью» происходит от имени персонажа пародийной «Повести Трекки» 1973 года автора Полы Смит :15 , опубликованной в фэнзине Menagerie #2 . Главная героиня рассказа — лейтенант Мэри Сью, самый молодой лейтенант флота, получившая звание в пятнадцать с половиной лет. На примере Мэри автор высмеивает нереалистичных персонажей в фанфиках по вселенной Звёздного пути .
Изначально большинство таких персонажей были девушками старшего подросткового возраста , у которых возникали романтические связи с каноничными взрослыми персонажами, или, в некоторых случаях, Мэри Сью становились младшие родственники или этих персонажей.
К 1976 году редакторы Menagerie заявили, что им не нравятся такие персонажи :
Рассказы с Мэри Сью — приключения самого молодого и умного человека, который окончил Академию и когда-либо получал офицерский чин в таком нежном возрасте. Обычно [такие персонажи] характеризуются беспрецедентным мастерством во всём: от искусства до зоологии, включая карате и армрестлинг. Этот персонаж также можно найти прокладывающим себе путь через милосердие/сердце/ум к одному из Большой тройки [ Кирк , Спок и Маккой ], если не ко всем трём сразу. Она «спасает день» своим остроумием и навыками, и, если нам повезёт, милосердием, умирая в конце и оставляя горевать [по ней] весь корабль.
Значение термина «Мэри Сью» к сегодняшнему дню изменилось: теперь он несёт обобщённую, хотя и не универсальную, коннотацию исполнения нереализованных желаний автора и его «самовнедрение» в произведение. Истинное самовнедрение — это буквальное и неприкрытое изображение автора. Большинство персонажей, описанных как «Мэри Сью», не являются «самовнедренцами», хотя их часто называют «прокси» автора. Отрицательное сопутствующее значение происходит из « »: персонаж «Мэри Сью» оценивается как плохо проработанный, слишком совершенный и нереалистичный, чтобы быть интересным .
В фанфиках «Мэри Сью» чаще всего является новым персонажем, отсутствующим в исходном произведении. Реже в неё «превращается» один из оригинальных персонажей, поведение (а в некоторых случаях и внешность) которого очень сильно изменяется. Обычно «Мэри Сью» появляется неожиданно и сразу вызывает восхищение окружающих. Она одновременно сочетает в себе все возможные достоинства в настолько гипертрофированных объёмах, что это выглядит гротескно и нелепо. Зачастую положительные качества «Мэри Сью» противоречат друг другу и сменяют друг друга в зависимости от ситуации — на ходу в повествовании может меняться внешность, характер, мотивация, производимое персонажем впечатление и так далее. «Мэри Сью» может иметь и негативные качества, но они, зачастую, будут подаваться читателю как достоинства. Вокруг «Мэри Сью» вертится весь мир, а угрожающие человечеству проблемы она разрешает одним махом.
Часто, но не обязательно, у «Мэри Сью» бывает очень длинное и красивое (по мнению автора) имя, иногда выглядящее достаточно чужеродно для мира, в котором разворачивается действие произведения (например, эльфийское имя во вселенной «Стар Трека»). Также она может оказаться родственницей одного из главных персонажей исходного произведения и носить его фамилию. Почти всегда некоторые детали биографии «Мэри Сью» (например, родной город или любимая музыкальная группа) взяты из жизни самого автора.
Персонаж типа «Мэри Сью» чаще всего возникает у автора неосознанно. Указание на то, что героиня/герой является «Мэри Сью», может казаться автору весьма серьёзным оскорблением. В некоторых случаях, однако, «Мэри Сью» специально вводится в произведение ради комизма и гротеска . Как правило, в этих случаях «мэрисьюшность» доводится до абсурда , но «развернуться» персонажу не дают какие-то обстоятельства (коими являются другие «Мэри Сью», чаще это ближайшие родственники главных героев).
В некоторых тематических ресурсах публиковать фанфики с «Мэри Сью» без гротескно-юмористической подачи текста запрещено.
В настольных ролевых играх , как правило, есть ведущий — . Особенностью роли ведущего является то, что одновременно с неограниченной властью над процессом игры у него нет возможности быть её непосредственным участником. Желая преодолеть это ограничение, некоторые ведущие создают неигровых персонажей , с которыми ассоциируют самих себя. Так как за все опасные ситуации в настольных ролевых играх отвечает ведущий, такой «персонаж» автоматически получает «иммунитет» к любым неприятностям, кроме запланированных, и оказывается в заведомо лучшем положении, чем персонажи других игроков.
В литературных ролевых играх персонажи типа Мэри Сью запрещены [ источник не указан 206 дней ] , так как появление такого персонажа может сильно повлиять на игру и сильно изменить или даже «разрушить» сюжет игры [ источник не указан 206 дней ] . Эти персонажи вечно красивы и никогда не устают [ источник не указан 206 дней ] . У них получается всё с первого раза и никогда нет никаких провалов [ источник не указан 206 дней ] .
Часто Мэри Сью становятся персонажи администрации или мастеров [ источник не указан 206 дней ] . В таком случае персонажи, идущие «против» Мэри Сью, обречены на провал [ источник не указан 206 дней ] .
Персонаж, попадающий под определение Мэри Сью, обычно связан с попыткой создать идеализированного персонажа, с которым автор идентифицирует себя . Подобные персонажи позволяют девушкам-подросткам вписать себя в повествованную линию любого произведения популярной культуры в качестве главных героинь собственных историй . Часть критиков считают, что персонажи Мэри Сью открывают путь многим писательницам-женщинам и в целом недопредставленным в литературе группам, чтобы они почувствовали себя в роли персонажей со сверхспособностями в вымышленных вселенных .
Со слов писательницы Бэкон-Смит, истории о Мэри Сью отражают болезненные переживания молодой фанатки, её фантазии о нежелании умственно и физически подчиняться своим мужским сверстникам. С одной стороны Мэри Сью сильны и самостоятельны, с другой — наделены чертами, в соответствии с принятой культурной нормой: «такие героини красивы, склонны идти на жертвенность и самоуничижения» . В фантастических рассказах Мэри Сью традиционно умирает в конце истории; Бэкон-Смит считает, что это отражает «культурную истину» — то, что для принятия женственности в американском обществе, где правят мужчины, нужно подавить сильную часть своей сущности [саму себя]; Мэри Сью воплощает «фантазию об идеальной женщине», существующую для удовлетворения потребностей мужчины и принижающую свои способности .
Термин критикуется как форма сексизма, так как под Мэри Сью подразумевается по умолчанию женский персонаж c подтекстом того, что женский пол выступает решающим фактором для плохо прописанного персонажа. Например американский писатель Роб Шеридан , комментируя нападки на любых сильных женских персонажей, как Мэри Сью заметил, что это лишь попытка замаскировать своё женоненавистничество под личиной здравого смысла и интеллектуальной критики .
Камиль Бэкон-Смит, автор книги «Enterprising Women», отметила, что понятие Мэри Сью почти всегда применяется к персонажам-женщинам, так как образ умной, сильной и независимой героини идёт вразрез с устоявшимися гендерными стереотипами, что женщина, в частности женский персонаж — существо слабое и несамостоятельное, нуждающееся в защите со стороны героя-мужчины. Если женщина-персонаж не соответствует этому образу, то это оскорбляет мировоззрение читателя, которому сложно или невозможно ассоциировать себя с женским персонажем и впоследствии на неё без разбора вешается ярлык Мэри Сью . Ярким примером тому могут послужить споры вокруг главной героини Рей из фильма « Звёздные войны: Пробуждение силы » после того, как многие фанаты обвинили авторов фильма в создании новой Мэри Сью . Автор Энн Кэрол Криспин считает, что термин Mэри Сью превратился в унижение, способ безоговорочного отвержения персонажа, доказательства его фальшивости вне зависимости от того, насколько качественно прописан этот герой . После того, как термин набрал большую популярность, он стал использоваться мужскими читателями для очернения любого способного женского персонажа . Характерный пример — Арья Старк , одна из героинь Игры престолов : после сцены убийства Ночного Короля многие зрители стали называть еë Мэри Сью, полностью обесценивая сложную и длинную предысторию персонажа и факт того, что она является одним из любимых героев у фанатской аудитории .
В то время как современная писательская культура позволяет герою-мужчине обладать гипертрофированными чертами и способностями, персонажа-женщину зачастую клеймят мэри-сью даже за малейшие признаки необычности или высокий интеллект. Смит отметила, что ярлык «Мэри Сью» порождает страх в кругу писателей или фэндомов перед созданием героинь, проявляющих излишнюю самодостаточность. «Мэри Сью» в итоге выступает главной причиной отсутствия правдоподобных и компетентных женских персонажей в историях книг . Бэкон-Смит знакома со множеством женщин-авторов, которые также по этой причине отказались делать главными героями женщин в своих рассказах и процитировала их типичные оправдания этому: «Каждый раз, когда я пыталась поставить женщину в любую историю, которую я когда-либо писала, все сразу же говорят, что это Мэри Сью» . Некоторые фанатские сообщества, сознательно отказываются принимать любые истории с персонажами-женщинами и следующие негласным правилам, что если женщины присутствуют в качестве второстепенных героев, то необходимо уделять им меньше внимания, чем персонажам-мужчинам, дабы не превратить их в Мэри Сью . Это по мнению автора только способствует укреплению полового неравенства в мире литературы, где уникальными чертами могут обладать только мужские герои, а сами чудо-героини продолжают существовать только в любительских фанфиках . Похожего мнения придерживается и писательница Эшли Барнер, отметив, что в современном фэндоме Мэри Сью утеряла свой первоначальный смысл и превратилась в стереотип, что любая женщина-герой — априори Мэри Сью. По этой причине этим словом часто клеймят главных персонажей-женщин, часто даже не углубляясь в сюжет, даже не осознавая, что это моментально обесценивает персонажа и является сродни «смертному приговору» .
Кристина Сказари, занимающаяся исследованиями гендерного влияния на медиа-культуру, в частности общества поклонников жанра слэш заметила закономерность, что если женскому персонажу уделяется больше сюжета, то сразу же появляются комментарии с обвинениями в создании новой «Мэри». При этом качество сюжета и проработанность персонажей никак не влияет на ситуацию. Кристина пришла к выводу, что термин редко используется по назначению, и почти всегда выражается в крайне предвзятом отношении к герою-женщине, в иной ситуации термин может использоваться в отношении неинтересного главного персонажа, и опять же — только если это женщина .