Interested Article - Анракайская битва
- 2021-07-18
- 1
Анракайская битва ( каз. Аңырақай шайқасы ; декабрь 1729 — январь 1730 ) — легендарное сражение в серии казахско-джунгарских войн . Большинство событий джунгарско-казахской войны не зафиксированы в документах, так как у казахов не была распространена традиция письменной передачи информации. Таким образом, исторические свидетельства, подтверждающие сам факт сражения, отсутствуют. Впервые народное предание о битве было в 1905 году записано исследователем и собирателем казахского фольклора А. А. Диваевым .
История
Место сражения
Анракайские горы и озеро Алаколь в пределах современной Алматинской области были важными стратегическими пунктами в течение всего периода джунгаро-казахской конфронтации . Отсюда по реке Чу (на территории Казахстана — Шу) был выход к Сарысу , Каркаралинским горам и горам Улытау . Чередование различных горных ландшафтов предоставляло хорошие возможности для кавалерийских атак и манёвров, а тугайные леса вблизи района сражения позволяли скрытно сосредотачивать войска.
Важной культурно-исторической достопримечательностью Чу-Илийского района является урочище Аныракай, где весной 1730 г. произошла последняя битва в восьмилетней казахско-джунгарской войне (1723—1730 гг.). Она увенчалась победой единого ополчения трёх казахских жузов под верховным командованием хана Абулхаира (1710—1748).
Силы сторон
С казахской стороны в сражении участвовали представители всех трёх жузов в количестве до 30 тыс. человек, в том числе Райымбек-батыр , , Наурызбай батыр , Канжыгалы Богенбай батыр , Кабанбай батыр , Санрык Токтыбайулы , Отеген Отегулулы , Толе би , Койгельды батыр , Шакшак Жанибек , Мерген Бабасулы , Бекжан Батыр и другие знаменитые батыры . Жолбарыс хан был выбран на курултае в Ордабасы Верховным ханом трёх жузов, а общее руководство объединёнными войсками осуществлял Абулхаир-хан (хан Младшего жуза). Индивидуальное вооружение казахских конников состояло из лука со стрелами, сабли , боевого ножа , копья , боевого топора (айбалта), плётки- ( камчи ), дубины- и орудия для ловли лошадей и противника — курык. Применялось и огнестрельное оружие . В казахском войске имелась хорошая разведка, опирающаяся на отменное знание местности.
Ход битвы
В конце весны 1729 года казахское войско, подкрепив своих коней в песках Муюнкумов и в долинах рек Буркутты, , , , Чу , вышло в район гор Хантау , где было остановлено пограничным джунгарским отрядом . В течение 40 дней прошёл целый ряд столкновений казахского ополчения трёх жузов и пограничного джунгарского отряда на Буланты-Белеуты и Анракае, в различных местах Сары-Арки, на берегу реки Или .
В 1729 году в 120 км к югу от озера Балхаш , в 20 км к северо-западу от г. Алматы , в местности Анракай (каз. — плач, стенание) произошла последняя крупная битва между казахами и джунгарами .
Казахское войско, в 25-30 тысяч конников, морально и физически было готово к проведению сражения. Решающая битва казахов и джунгар состоялась у подножья горы Анракай . В этой битве участвовали все известные батыры казахской земли, бии, султаны, родоначальники — представители всех трёх жузов: Толе би, Казыбек би, Айтеке би, Койгельды, Санрык Токтыбайулы, Барак Шорекулы, Райымбек батыр , Айдабол Олжабай , Отеген Отегулулы, Богенбай Бозкосулы, Акша Сартулы, Бопай бий, Кангельды Срымбетулы, Алшин Тайлак, Есеркен Жаманкараулы и другие. Казахское объединённое войско под командованием Абулхайр-хана одержало решительную победу за долгие годы конфликта.
Значение
В современной казахской историографии принято (вопреки отсутствию исторических свидетельств, подтверждающих сам факт битвы) считать, что это легендарное сражение завершилось победой казахского войска, а также положило начало гибели Джунгарского ханства (которое в действительности было уничтожено войсками китайской империи Цин в ходе Третьей ойрато-маньчжурской войны в 1755—1759 гг.) .
Увековечение
Народные предания об Анракайской битве бытовали в Западном Семиречье среди местных старожилов, однако из-за большой удалённости этого региона от оседло-земледельческих стран Средней Азии они оказались вне поля зрения российских, мусульманских и китайских историков-хронистов того времени.
На 35-м километре шоссе Алма-Ата — Бишкек установлен монумент, который представляет собой композицию из двух стел, стоящих в центре круга, обрамлённого двенадцатью камнями со знаками животных тюркского 12-годового цикла. Монумент символизирует противостояние двух народов. Казахов символизирует более высокая стела из красного гранита, а джунгар — более низкая серая стела .
Примечания
- . Дата обращения: 26 октября 2016. 25 мая 2019 года.
- . Дата обращения: 1 января 2017. 30 сентября 2017 года.
- . Дата обращения: 21 июня 2017. 16 июня 2017 года.
- . Дата обращения: 21 июня 2017. 7 ноября 2017 года.
- . Дата обращения: 21 июня 2017. 7 ноября 2017 года.
- . Дата обращения: 21 июня 2017. Архивировано из 7 ноября 2017 года.
- . Дата обращения: 2 июня 2020. Архивировано из 13 июля 2014 года.
- . web.archive.org (1 февраля 2017). Дата обращения: 10 ноября 2023.
- . Дата обращения: 26 октября 2016. Архивировано из 7 декабря 2016 года.
- . Дата обращения: 26 октября 2016. 26 октября 2016 года.
- vikidalka.ru . Дата обращения: 27 марта 2022. 29 сентября 2020 года.
- . Дата обращения: 26 октября 2016. 26 октября 2016 года.
- . bilim-all.kz . Дата обращения: 27 марта 2022. 21 января 2021 года.
- (англ.) . silkadv.com (16 января 2015). Дата обращения: 27 марта 2022. 14 августа 2020 года.
Литература
- Лютерович О. Г. Тамбалы ландшафты памяти: Путеводитель, Алматы: «Service Press», 2016.
- М. Гинатуллин. Лингво-краеведческий словарь. — Алматы: «Раритет», 2010.
- 2021-07-18
- 1