Эрнст Август Брауншвейгский
- 1 year ago
- 0
- 0
Антон Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский ( нем. Anton Ulrich Prinz von Braunschweig-Wolfenbüttel ; 17 (28) августа 1714 , Беверн , герцогство Брауншвейг-Вольфенбюттель — 4 (15) мая 1776 , Холмогоры , Архангельский уезд , Архангелогородская губерния , Российская империя ) — принц Брауншвейг -Беверн-Люнебургский, отец российского императора Ивана VI Антоновича , генералиссимус Российских войск ( 11 ноября 1740 — 6 декабря 1741 ). Племянник прусского короля Фридриха II , двоюродный брат российского императора Петра II .
Второй сын герцога Фердинанда Альбрехта Брауншвейг-Вольфенбюттельского (до 1735 года Брауншвейг-Бевернского) и Антуанетты Амалии Брауншвейг-Вольфенбюттельской , брат знаменитого прусского полководца принца Фердинанда Брауншвейгского и Юлианы Марии , второй жены датского короля Фредерика V (в 1772—1784 фактической правительницы страны).
Когда императрица Анна Иоанновна искала жениха для своей племянницы, принцессы Анны Мекленбург-Шверинской , то под влиянием Австрийского двора и она остановила свой выбор на Антоне, которого предложил генерал-адъютант Карл Густав Левенвольде («Австрийский двор щедро заплатил ему за то, что он способствовал выбору принца Антона Ульраха Брауншвейг-Бевернского» – К. Рондо ). Последний прибыл в Россию в начале июня 1733 года совсем молодым человеком. Здесь его познакомили с Анной в надежде, что между молодыми людьми установится прочная привязанность, которая со временем перейдёт в более нежное чувство. Надежды эти не оправдались. Анна с первого же взгляда невзлюбила своего суженого, юношу невысокого роста, женоподобного, заику, очень ограниченного, но скромного, с характером мягким и податливым («Он был очень добрый малый и только. Ум отсутствовал, энергии никакой… Белолицый, подслеповатый, золотушный , очень робкий и застенчивый, он с первой же встречи не понравился нареченной своей невесте…» – К. Рондо ). Тем не менее, брак этот состоялся 3 июля 1739 года ; 12 августа 1740 года у них родился первенец Иван .
29 января 1734 ему был пожалован орден Святого Александра Невского и звание майора Семёновского лейб-гвардии полка . Принял участие в русско-турецкой войне в качестве волонтёра (без своего полка) в армии фельдмаршала Миниха , храбро сражался при осаде Очакова , по возвращении в столицу был произведён в генерал-майоры . В 1738 году участвовал в походе в Бессарабию, командовал сводным отрядом из трёх полков.
Когда императрица смертельно заболела, то по настоянию Бирона и Бестужева объявила Ивана Антоновича наследником престола, а Бирона — регентом .
Принц был очень недоволен этим завещанием; ему хотелось переменить постановление о регентстве, но недоставало смелости и уменья воспользоваться благоприятной минутой. Он обращался за советом к Остерману , Кейзерлингу , но те сдерживали его, хотя и не порицали. Однако не имел никакого веса при дворе и не имел никакого влияния.
В то же время, но помимо всякого участия принца Антона Ульриха, происходило брожение в гвардии, направленное против Бирона. Заговор был открыт, главари движения — кабинет-секретарь Яковлев , офицер Семёновского полка Пустошкин и их товарищи — были наказаны кнутом, а принц Антон Ульрих, который тоже оказался скомпрометированным, был приглашён в чрезвычайное собрание кабинет-министров, сенаторов и генералитета. Здесь 23 октября , в тот самый день, когда был дан указ о ежегодной выдаче родителям юного императора 200 000 рублей, ему было строго внушено, что при малейшей попытке его к ниспровержению установленного строя с ним поступят, как со всяким другим подданным императора. Вслед за тем его заставили подписать просьбу об увольнении от занимаемых им должностей: подполковника Семёновского и полковника Кирасирского Брауншвейгского полков, и он был официально совершенно устранён от дел правления.
Бирон обращался с родителями императора пренебрежительно, открыто оскорблял их и грозился даже отобрать юного императора у матери и затем выслать Антона Ульриха с супругой из России. Слух об этом заставил Анну Леопольдовну решиться на отчаянный шаг. Она обратилась за помощью к фельдмаршалу Миниху , и последний 8 ноября 1740 года положил быстрый конец господству Бирона. Всё это, по-видимому, происходило помимо всякого участия и ведома принца Антона Ульриха. Регентство перешло к Анне Леопольдовне, Антон Ульрих же 11 ноября провозглашён был генералиссимусом Российских войск. Отказался от получения чего-либо из имущества Бирона .
Правление Анны Леопольдовны продолжалось недолго. Дворцовый переворот , произведённый в ночь с 5 на 6 декабря 1741 года , возвёл на престол Елизавету Петровну . Последняя сначала ограничилась было решением выслать Брауншвейгскую фамилию из пределов России; семья Антона находилась уже по дороге за границу, но неожиданно была арестована, заключена в Рижскую крепость , оттуда через год переведена в Динамюнде , а в январе 1744 года в бывшее имение А. Д. Меншикова Раненбург и, наконец, в конце июня 1744 года , переведена в Холмогорах Архангелогородской губернии , где была заточена 9 ноября . Кроме первенца Ивана , помещённого и позже убитого (в 1764 году в Шлиссельбургской крепости ), у Анны было ещё четверо детей: две дочери — Екатерина и Елизавета и два сына — Пётр и Алексей. Первая из них родилась ещё до ссылки 26 июля 1741 года , вторая в Динамюнде, а принцы Пётр и Алексей родились уже в Холмогорах. Рождение последнего из них стоило Анне жизни ( 28 февраля 1746 года ) — после родов она умерла от родильной горячки .
В Холмогорах ссыльные разместилась на территории архиерейского двора. Заключение семьи Антона Ульриха в Холмогорах было полно лишений; нередко она нуждалась в самом необходимом, однако иногда им присылались богатые подарки: одежда, материи, вина (однако значительная часть подарков и средств на содержание расхищались охраной). Для наблюдения за ними был определён штаб-офицер с командой; прислуживали им несколько мужчин и женщин из простого звания. Всякое сообщение с посторонними было им строго воспрещено; один лишь архангелогородский губернатор имел повеление навещать их по временам, чтобы осведомляться об их состоянии. Воспитанные вместе с простолюдинами, дети Антона Ульриха не знали другого языка, кроме русского. На содержание Брауншвейгской фамилии, на жалованье приставленным к ним людям, также на ремонт дома, который они занимали, не было назначено определённой суммы; но отпускалось из архангельского казначейства от 10 до 15 тысяч рублей ежегодно.
Вслед за восшествием на престол Екатерины II режим содержания заметно ослаб, Антону Ульриху было предложено удалиться из России, оставив лишь детей в Холмогорах; но он неволю с детьми предпочёл одинокой свободе. Потеряв зрение, он умер рано утром 4 мая 1776 года . Место погребения его неизвестно. Архивные документы свидетельствуют, что тело его в ночь с 5-го на 6-е было вынесено в гробу, обитом чёрным сукном с серебряным позументом, и тихо похоронено на ближайшем кладбище внутри ограды дома, где он содержался, в присутствии одних только караульных солдат, которым было строжайше запрещено говорить о месте погребения.
В 2007 году в СМИ появилась информация об обнаружении в Холмогорах, возле северной стены церкви, примыкавшей к архиерейскому дому, останков, которые, предположительно, могли принадлежать Антону Ульриху (ранее, в 1808 году тело было случайно выкопано при ремонте ограды и вновь захоронено) .
Наконец, в 1780 году по ходатайству датской королевы Юлианы-Марии , сестры Антона Ульриха, Екатерина II решилась облегчить участь его детей, выслав их в Данию, где им был назначен для жительства городок Хорсенс в Ютландии. В ночь на 27 июня 1780 года они были перевезены в Новодвинскую крепость , а в ночь 30 июля на фрегате «Полярная звезда» принцы и принцессы отплыли от берегов России, щедро снабжённые одеждой, посудой и прочими необходимыми вещами.
Для содержания их в Хорсенсе Екатерина II назначила каждому из них пожизненную пенсию в 8000 рублей, а всем вместе — 32 000 рублей. Эта сумма выдавалась от русского двора полностью по 1807 год , то есть до кончины последней представительницы этого семейства.
Жена: с 14 (25) июля 1739 , Санкт-Петербург , Анна Леопольдовна ( 7 (18) декабря 1718 — 7 (18) марта 1746 ), регентша в 1740 — 1741 , дочь Карла Леопольда , герцога Мекленбург-Шверинского, и Екатерины Иоанновны Романовой