Цейтлин, Гилель
- 1 year ago
- 0
- 0
Иошуа Цейтлин ( 1742 , Шклов ― 18 августа 1822 , Херсон ) ― российский религиозный деятель, гебраист , раввин , филантроп и предприниматель . Был учеником раввина- талмудиста Арье Лейба Бен Ашера Гунцберга, автора труда Шаагат Арье . Поддерживал тесные отношения с князем Потёмкиным , фаворитом Екатерины II .
Будучи знатоком политической экономии , Иошуа Цейтлин поддерживал тесные отношения с князем Потёмкиным , фаворитом Екатерины II . Во время Русско-турецкой войны 1787—1791 годов занимался поставками в русскую армию . Успешно вёл торговые дела и был произведён в чин надворного советника в 1787 году.
Неизвестно, каким образом Цейтлин попал в окружение Потёмкина, но под покровительством князя он достиг больших высот как подрядчик и поставщик. Князь чрезвычайно высоко ценил способности Цейтлина и часто возил его с собой во время путешествий по югу империи, а также доверил ему управление всеми своими имениями. Цейтлин во время русских военных походов брал займы для снабжения армии, а позже стал управлять монетным двором в Крыму . Когда Потёмкин строил города в Новороссии , Цейтлин всегда финансово поддерживал своего покровителя .
По свидетельствам современников, «Цейтлин расхаживал вместе с Потёмкиным, как его брат и друг». Однако он смог сохранить своё национальное лицо: даже на официальных мероприятиях в составе княжеской свиты всегда носил традиционную еврейскую одежду, соблюдал кашрут , был религиозен и с удовольствием вступал в богословские диспуты, которые вёл наравне с выдающимися богословами: будучи учеником раввина и талмудиста Арье Лейба, он очень хорошо знал священные тексты и имел репутацию талантливого гебраиста . Более того, Потёмкин и сам был рад участвовать в богословских диспутах своего фаворита и раввинов (при этом в его свите всегда обязательно присутствовали поп и мулла ) .
Переписывался с берлинским еврейским философом Мозесом Мендельсоном , идеологом движения Хаскалы ; пересказывал его идеи Потёмкину. Тот на волне побед в Русско-турецкой войне загорелся идеей изгнать турок из Палестины и вновь заселить её евреями. Для этой цели он даже создал Израилевский конный полк, который состоял из иудейских солдат под командованием немецких офицеров. Однако солдат никак не удавалось научить муштре , поэтому вскоре формирование пришлось распустить .
Управлял монетным двором в Крыму. Однажды был удостоен аудиенции Екатерины II. По его ходатайству императрица издала распоряжение о повсеместном использовании термина «евреи» вместо слова « жиды ». Хотя его предложения о расширении прав евреев в России она так и оставила без удовлетворения .
Иошуа Цейтлину, помимо имения Устье (900 душ крепостных) в Могилёвской губернии , принадлежало сельцо Софиевка в Херсонской губернии . Отойдя от дел, Цейтлин проживал в своем имении Устье, где он иногда консультировался с другими раввинами по учёным и богословским вопросам. Он оказывал материальную помощь многим талмудистам и учёным и поддерживал большой бейт-мидраш («дом учения»), в котором жили многие еврейские ученые, обеспеченные всем необходимым для жизни, чтобы они могли осуществлять свои исследования без каких-либо бытовых забот. Среди ученых, которые воспользовались его щедростью были раввин Нахум, автор Тосафот Биккурим ; Мендель Лепин, автор Чесбон ха-Нефеш ; врач Борух Шик. Цейтлин был автором аннотации к Сефер Митцвот Катан , отправленному в печать ( Копысь , 1820) и дополненный некоторыми из его респонсов — бытовыми или законодательными вопросами и ответными мнениями .
Финансово поддерживал приверженцев движения еврейского просвещения ( Хаскала ). Среди его подопечных были писатель и педагог Менахем-Мендл Лефин, знаток грамматики иврита Нафтали-Герц Шульман; раввин, астроном и популяризатор науки Борух Шик .
Умер в 1822 году, оставив после себя богатое состояние и духовное наследие .