Мёрдок, Джордж Питер
- 1 year ago
- 0
- 0
Джо́рдж Пи́тер Мёрдок ( англ. George Peter Murdock , 11 мая 1897 , Мериден, штат Коннектикут , США — 29 марта 1985 , Девон, штат Пенсильвания ) — американский антрополог , основатель школы кросс-культурных исследований .
Член Национальной академии наук США (1964) .
Джордж Мёрдок родился в Меридене (штат Коннектикут ) в семье потомственных фермеров. Будучи подростком, Мёрдок много работал на семейной ферме и приобрёл большой опыт ведения традиционного, немеханизированного сельского хозяйства. В 1915 году он окончил Академию Филлипса в Эксетере и получил степень бакалавра по специальности «Американская история» в Йельском университете . Затем он поступил в Гарвардский юридический колледж, но покинул его, не проучившись и двух лет, ради совершения кругосветного путешествия . Эта поездка ( 1920 — 1922 годы ), в значительной мере инспирированная известным йельским профессором Альбертом Келлером , пробудила в молодом учёном интерес к традиционным культурам и побудила приступить к изучению антропологии в Йеле. Йельская антропологическая школа имела традиционную эволюционистскую направленность, идущую от Самнера с примесью исторического партикуляризма, которого придерживался Франц Боас , видный антрополог, профессор Колумбийского университета . Боас отказался принять Мёрдока на кафедру антропологии Колумбийского университета как дилетанта, после чего Мёрдок поступил в аспирантуру Йельского университета .
В 1925 году Мёрдок защитил докторскую диссертацию, представив на защиту сокращённый перевод на английский язык и критический анализ работы Юлиуса Липперта «Kulturgeschichte der Menschheit in ihrem organischen Aufbau» . В первой половине 1930-х Мёрдок вёл сбор этнографического материала среди индейцев хайда и северо-востока США. В 1938 году возглавил кафедру антропологии Йельского университета. Годом ранее Мёрдок опубликовал свою первую статью, посвящённую количественному анализу в кросс-культурных исследованиях («Correlations of matrilineal and patrilineal institutions») .
Примерно к 20-м годам XX века, благодаря работам Боаса и его сторонников, во всей мировой антропологии (за исключением, естественно, советской ) эволюционизм как антропологическая теория был разгромлен . Однако Мёрдок (под влиянием Келлера) некоторое время сохраняет эволюционистские взгляды. Однако уже в первых исследованиях Мёрдок придерживается эмпирического метода в антропологии, собирает данные об отдельных культурах и подвергает их статистическим тестам. В Йеле он с группой единомышленников начинает создавать базу данных по мировым культурам. После аспирантуры Мёрдок два года преподаёт в Университете Мериленда , а потом снова оказывается в Йельском Университете в должности доцента.
В годы Второй мировой войны Мёрдок убедил командование ВМС США , что его знания могут оказаться полезными в борьбе с Японией . Он вместе с двумя коллегами был направлен в исследовательский центр ВМФ, где они подготовили ряд справочников, касающихся обычаев и культуры народов Океании . Справочники использовались для установления дружеских взаимоотношений между американскими военнослужащими и коренным населением островов, где располагались американские базы. Цель эта во многом была достигнута, так воинственные в целом папуасы относились крайне миролюбиво к американцам, называя их «братьями наших матерей» . Во время войны Мёрдок получил офицерское звание и ещё год после её окончания служил в американской администрации на оккупированной Окинаве . В эти годы сложился его интерес к народам Микронезии , исследования в которой он спорадически продолжал до 1960 года . Известно также, что Мёрдок сотрудничал с американскими спецслужбами , в особенности тесно после войны .
В 1949 году Мёрдок издал свою наиболее известную работу — «Социальная структура» («Social structure»). В ней на основе математической обработки огромного этнографического материала были сделаны ценные выводы, касающиеся эволюции семейных отношений, счёта родства и организации элементарных социальных групп. Эта работа сразу привлекла к себе внимание научного мира, которое не ослабевает и по сей день (самый высокий (с большим отрывом) индекс цитирования в литературе по кросс-культурным исследованиям ).
Одновременно Мёрдок начал работу по систематизации в формализованном виде данных обо всех этнографически описанных народах в рамках программы « H uman r elations a rea f iles» ( HRAF , ). К 1973 году была накоплена информация о 1267 народах мира. В 1969 году Мёрдок и Дуглас Уайт ( ) положили начало «Стандартной кросс-культурной выборке» («Standard cross-cultural sample», ), состоящей из 186 тщательно отобранных культур по всему миру и изначально не ограниченной каким-либо числом параметров. «Стандартная кросс-культурная выборка» оказала заметное влияние на развитие современной социально-культурной антропологии.
Следующей после «Социальной структуры» крупной монографией Мёрдока стала книга «Африка: Её народы и история их культуры». В обстановке царившего тогда в антропологии культа полевых исследований, книга учёного, не написавшего дотоле никаких трудов по африканистике и бывшего, как он сам признаётся «в Африке всего трижды, общей сложностью 25 дней» , вызвала яростную критику африканистов . Кроме того, Мёрдок применял также лингвистические методы исследования, хотя специалистом в лингвистике отнюдь не был. Тем не менее, позднейшие исследователи отмечали парадоксальную справедливость многих выводов Мёрдока и эффективность предложенной им методики социоантропологической реконструкции .
В 1960 году в связи с превышением положенного пенсионного возраста, Мёрдок вынужден был оставить работу в Йельском университете. Тем не менее, Эндрю Меллон, профессор социальной антропологии Питтсбургского университета , предложил Мёрдоку работать у него, и Мёрдок с женой переезжает в Питтсбург. В 1962 году Мёрдок открывает раздел «Этнология» в «Международном журнале по культурной и социальной антропологии», издаваемом в университете. Этот авторитетный журнал выходит и по сей день. В Питтсбурге Мёрдок преподавал вплоть до своей отставки в 1973 году , после чего он переехал в Филадельфию , чтобы жить ближе к сыну. Насколько позволяли силы и здоровье, учёный в последние годы продолжал исследования среди индейцев тенайно (штат Орегон ), которые начинал ещё в юности. Джордж Питер Мёрдок скончался в Девоне в 1985 году .