Мифодизайн
— это деятельность по конструированию новой реальности с целью повлиять на человека.
История термина
Изначально термин «мифодизайн» использовался в значении «закрытый метод
политики
, сформированный в Америке в 60-х годах». Однако мифодизайн в том виде, в котором он существует сейчас, был определен А. В. Ульяновским в 1992 году. Идея о создании такого термина, по словам самого Ульяновского, появилась во многом благодаря трудам
Ролана Барта
, который в своих произведениях размышлял о сущности мифа.
Сейчас мифодизайн широко применяется во многих сферах жизни человека.
Области применения
На современном этапе начинает выделяться несколько видов мифодизайна, которые можно применять в различных сферах:
-
Мифодизайн управления представляет собой созданную систему каких-либо представлений, помогающих решать большое количество вопросов и управлять.
-
Мифодизайн в сфере
образования
представляет собой изменение базовых ценностей и установок в системе современного образования.
-
Мифодизайн в политике представляет собой создание мифов в политической сфере жизни общества.
-
Мифодизайн в
рекламе
— наиболее актуальный сейчас вид мифодизайна по причине развития
СМИ
.
Принципы формирования продукта мифодизайна
-
Принцип планомерного, но импульсного характера воздействия: чтобы придать смысл мифу и добиться того, чтобы ему верили, необходимы постоянные действия по его поддержанию.
-
Принцип чувствительности к социальной цене и последствиям — миф должен быть правдоподобным и не слишком сильно менять сложившиеся устои, иначе он может привести к социальным потрясениям и не возыметь нужного эффекта.
-
Принцип минимизирования по ресурсам — для создания удачного мифа не нужен большой бюджет, наоборот, малобюджетность эффективна.
-
Принцип неприменимости насилия как составляющей продуктов технологических циклов — люди менее склонны верить социальным мифам, обладающим элементами насилия.
-
Принцип моделируемости — бессмысленно создавать полную модель социального мифа, эффективны лишь его отдельные грани.
«Модели мифодизайна представляют собой упрощение социального мифа в целом и применимы к его отдельным смысловым граням в границах исходных допущений; создание полной пространственной и временной модели социального мифа бессмысленно и невозможно.»
-
Принцип отказа от проектных целей, соразмерных благу всех, всегда, масштабу страны — социальный миф не может быть услышан всеми относящимися к нему людьми и создать стопроцентную лояльность, поэтому не надо пытаться растянуть его применение на больший объем людей.
-
Принцип отказа от ориентации на непрерывное счастье живущих в мифе — миф не обязательно должен быть целиком посвящен счастью и успеху; определенная доля страданий лишь скрасит его (особенно для российского населения).
-
Принцип применения риторики — нужно использовать приемы, способствующие распространению информации.
-
Принцип использования эмоционально и чувственно насыщенных областей — для достижения наибольшей эффективности социального мифа должны затрагиваться эмоции его потребителя.
Мифодизайн в PR
В настоящее время термин «мифодизайн» особенно широко используется в сфере рекламы, PR и
брендинга
. Для продвижения какого-либо товара или услуги возникает необходимость в создании истории, мифа о товаре и услуге для того, чтобы создать в глазах потребителя положительный образ. Важной частью продвижения товара является создание бренда. Бренд же в свою очередь — социальный миф, который создается с целью убедить потребителя, каким прекрасным является предлагаемый товар, что его необходимо купить. При этом потребителю предлагают купить не
товар
или
услугу
, а симулякр, миф о чем-либо.
Примеры мифа
Миф
Nespresso
о роскошной жизни
Компания по производству кофемашин и кофе Nespresso стремится продвинуть свой бренд, используя миф о роскошной жизни. Для своих реклам компания нанимает всемирно известных актеров —
Джорджа Клуни
,
Джона Малковича
,
Дэнни ДеВито
,
Мэтта Деймона
, которые выглядят непринужденно, спокойно и своим видом практически показывают, что каждый, кто будет пользоваться Nespresso, сможет вести такую же шикарную жизнь.
Миф о заговоре против России
В настоящее время в России широко распространено мнение, что все остальные страны — враги России, Россия — единственная страна, придерживающаяся правильных принципов, и т. д. Убедительных доказательств этого нет, но точка зрения продвигается во многих медиа.
Приводятся в пример исторические факты, когда западные страны выступали в качестве агрессоров (польско-литовская интервенция в
Смутное время
, война 1812 года,
Крымская война
,
Великая Отечественная война
), а вся остальная история не принимается во внимание.
Обсуждения
Хотя изначально термин «мифодизайн» использовался исключительно в политической сфере, в настоящее время существует мнение, что в политических целях мифодизайн не работает.
Кроме того, термин «мифодизайн» был введен в оборот в России, и нет уверенности, что тот же механизм будет действовать и в западных странах. Если же говорить об азиатских или африканских странах, то для них будут больше применимы не социальные мифы (с которыми собственно и работает мифодизайн), а классические.
Тем не менее не стоит забывать, что разработанный для российского населения, мифодизайн будет наиболее эффективно действовать именно для российского населения и требовать минимальную социальную цену.
Примечания
-
Ульяновский А.В.
Мифодизайн рекламы. — СПб: Институт личности, 2011. — С. 4-5. — 168 с.
-
С.С. Калиниченко, Р.Б. Квеско.
Мифодизайн как социокультурный феномен // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. — 2009. —
№ 6
. —
С. 85-89
.
-
Лобок А.М.
Антропология мифа. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. — С. 5.
-
Ульяновский А.В.
Мифодизайн рекламы. — СПб: Институт личности, 2011. — С. 11-17.
-
Тульчинский Г.Л.
Total branding: мифодизайн постинформационного общества. Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре. — СПб: Филологический факультет СПбГУ; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2013. — С. 37-40.
-
Топорков Андрей.
// Неприкосновенный запас. — 1999. —
№ 6(8)
.
1 ноября 2019 года.
-
Соловей В.Д.
Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования. — Москва: Издательство "Э", 2017. — С. 147.
-
// Бизнес-ключ.
1 ноября 2018 года.
-
Литература
-
С. С. Калиниченко, Р. Б. Квеско. Мифодизайн как социокультурный феномен // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. — 2009.- № 6. — С. 85-89
-
Лобок А. М. Антропология мифа. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. — 688 с.
-
Соловей В.Д. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования. - Москва: Издательство "Э", 2017. - 320 с.
-
Тульчинский Г. Л. Total branding: мифодизайн постинформационного общества. Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре. — СПб: Филологический факультет СПбГУ; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2013. — 280 с.
-
Ульяновский А. В. Мифодизайн рекламы. — СПб: Институт личности, 2011. — 168 с.
Ссылки
-
Elena Knyazeva, Ekaterina Galanina. Directions of myth research in video games // Journal of Economics and Social Sciences — URL.:
-
Мифодизайн, или самая безобидная игра с ценностями и нормами // Бизнес-ключ — URL.:
-
Сотникова Я. Е. Роль мифодизайна в формировании привлекательного имиджа территории // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 429—431. — URL.:
-
Топорков Андрей. Мифы и мифология в современной России // Неприкосновенный запас — 1999. — № 6(8). — URL.: