Казикумухское шамхальство
- 1 year ago
- 0
- 0
Казикумухское шамхальство — термин, введённый в оборот в дагестанскую историографию не ранее середины XX-го века и призванный обозначать якобы существовавшее государственное образование на территории Дагестана в период VIII — XVII веков . Тем не менее это не исключает того, что есть несколько свидетельств о том, что селение «Казыкумук» было одной из резиденций кумыкского шамхала , а также о существовании области «Казыкумуклук, Казыкумук» под властью шамхала и с коренным населением из «дагестанских татар», впоследствии смешавшихся с переселёнными в область из персидских земель племенами .
Согласно арабской версии, шамхальство возникло в 734 году, когда арабский завоеватель Абу-Муслим назначил в Кумуке некого владетеля по имени Шахбал. Такая точка зрения изложена в хронике «Дербенд-Наме». Её поддерживает и Бакиханов А.К :
Устроив таким образом дербендские дела, Абу Муслим пошел на Кумук. Эмиры и жители тамошнего края после нескольких битв запросили пощады и приняли ислам. Главная мечеть и другие здания, построенные им в городе Кумуке, существуют ещё и поныне. Он оставил здесь правителем Шахбала ибн Абдаллаха ибн Касима ибн Абдаллаха ибн Аббаса (дядя пророка
Мухаммада) и назначил при нём казия для обучения жителей обрядам новой веры
В Тарихи Дагестана Мухаммада Рафи приводится следующая генеалогия Шам Хала, правившего в XIII веке, правда из потомства уже Хамзы, а не Аббаса. Он был сыном Амира Хамзы, сына Султан Ахмада, сына Хан-Мухаммада, сына ал-Вали, сына Хала, сына Фаридуна, сына Амир Султана, сына Султан-Алибека, сына 'Абд ал-Азиза, сына Аглаба, сына Амир Джуфана, сына Амир Мухаммеда, сына Гази Аби-л-Фатха, сына Муслима, сына 'Абд ал-Малика, сына Ибрахима, сына Исхака, сына Мансура, сына Касима, сына Йакуба, сына 'Омара (из рода Салмана), сына Насиба, сына Сулеймана .
Многие специалисты подвергли сомнению арабскую версию, отмечая полулегендарный характер сведений о походе Абу-Муслима и назначении им Шахбала в Кумуке. Русский востоковед В. В. Бартольд отмечал, что форма «шамхал» является поздней. Первоначальной формой термина является «шавкал», которое одновременно фиксируется русскими и иранскими (тимуридские историки Низам ад-Дин Шами и Шарафаддин Язди ) источниками, что исключает возможность искажения «шамхал» в «шавкал» . Известный дагестанский историк Шихсаидов писал, что версия об арабском происхождении была выгодна династии и духовенству . А.Кандауров писал о том, что инициаторами версии об арабском происхождении были сами шамхалы . Дополнительным аргументом против рассматриваемой версии является тот факт, что шамхалы не упоминаются у средневековых арабских географов ( Али-Масуди , Аль-Истархи и другие) .
Вводу термина в историографию во многом послужила работа Лаврова, обнаружившего кладбище шамхалов в Кумухе. Само кладбище было давно известно как «семендерское», а похороненные на нем шамхалы — как «татар-шамхалы», о чём сообщал Али Каяев. На кладбище обнаружены могилы трёх шамхалов — Бугдай-шамхала, Сурхай-шамхала и Эльдар-шамхала, а текст на могиле последнего в четыре строки написан на кумыкском языке .
По мнению лакского учёного Каяева, первым шамхалом был тюркский «газий», прибывший в Дагестан в начале XII в. со сподвижниками и мусульманским миссионером — Гази-Калантаром, а через сотню лет тюркскую династию шамхалов сменила чингизидская :
«Абумуслим же, которому легенды приписывают распространение ислама в горах, если и был здесь, то не позже чем 500 лет назад. А шамхалы в Дагестане были и до него. Первый дагестанский шамхал был за 200–300 лет до мифического прихода Абумуслима»
Кроме того, авторство Дербент-наме не установлено, и по мнению специалистов, таких как Бартольд и Шихсаидов, хроника является поздней компиляцией различных источников с изменениями, сокращениями и дополнениями .
Сторонниками тюркской версии происхождения шамхальского государства являлись лакский историк Али Каяев , турецкий историк Фахреттин Кирзиоглу , историк начала XX века Д.-Х. Мамаев (Карабудакхентский) , Халим Герей Султан , крымскотатарский автор Мехмет-Эфенди и ряд других. По мнению дагестанского учёного профессора Р. М. Магомедова, имеются "все основания отнести этот термин к Золотой Орде, нежели арабам. Можно считать, что правитель кумыков в период господства татаро-монгол ими выдвинут в этот сан . Российский востоковед, доктор исторических наук, Зайцев И.В считает шаухальство кумыкским государством со столицей в городе Кумух. Исследуя труд тимуридских историков Низама ад-Дин Шами и Шереф ад-Дина Йезди, советские историки В. Г., Ромаскевич А. А и Волин С. Л. , узбекский профессор Ашраф Ахмедов , а также профессор и алановед О. Б. Бубенок , называют Гази-Кумук (Гази-Кумуклук, кази-кумуков) областью проживания части кумыков.
Османский путешественник Эвлия Челеби называл шамхала «природным огузом» . Аргументом в пользу тюрко-татарской версии является тот факт, что шамхалы избирались традиционным для тюркских народов способом — бросанием красного яблока . Домусульманские имена жителей Гумика, зафиксированные в Худуцкой надписи (Будулай, Ахсувар , Чупан и другие) имеют тюркскую природу . На могилах шамхалов в Кумухе помимо арабских имеются надписи и на тюркском языке, зафиксированные известным кавказоведом Л. И. Лавровым . Само кладбище местные жители называли «симирдальским» — от названия хазарского города Семендера . Как отмечают учёные, на кладбищах в Кумухе проявлется кипчакский характер узора . В исторической хронике История Маза шамхалы названы «ветвью ханско-хаканских поколений» . Тимуридские историки Низам ад-Дин Шами и Шереф-аф-Дин Йезди упоминали владение Гази-Кумуклук. Суффикс - ук характерен для тюркских языков .
Правитель андийцев Али-Бег, ставший основателем новой династии владетелей этого народа, носил титул шамхал . Также титул «шамхал» носил правитель XV века из Гидатля «Уллу (Олло) Шамхал» (Уллу в переводе с кумыкского «большой», «великий») . Согласно народным преданиям, правители андийцев, начиная с шамхала (султана) Али-Бега до Хаджику, разговаривали на языке равнины (кумыкском) .
По мнению лакского историка Али Каяева, первый шамхал был тюрком, а не арабом . Монгольские завоеватели сместили прежнюю династию и назначили свою.. Джамалутдин-Хаджи Мамаев (Карабудакхентский) в своей книге «История Кавказа и селения Карабудахкент» писал о происхождении шаухалов следующее:
То обстоятельство, что в Дагестане избрали [своими правителями] род Чингиза и назвали их именем «шавхал-хан», исходило из установившейся тюркской, татарской духовности, как опоры на своё генеалогическое происхождение (насаб), при этом, не склоняясь в сторону науки или деликатности (эдеб). Род Чингиза почитается среди них (шаухалов) [высоко], как курайшиты среди мусульман. Они не позволяли никому быть выше них или поднять голову
На генетическую связь Шаухалидов с Джучидами указывают и имена некоторых первых из них и окружавших их аристократов . Среди них можно назвать брат шаухала Ахсувара Бугдая (сравните с именем монгольского полководца Букдая, участвовавшего в покорении Кавказа), Али Чопана (тюрко-монгольское Чобан), вельможа Сардар Нугай (Ногай) (все рубеж XIII—XIV вв.) и жившие в XVI в. шаухалы Будай и Чопан . По мнению французского учёного Шанталь Лемерсье-Келькеже, в шамхальстве доминировали кумыки , но за лакцами сохранялся почетный статус «гази» (из-за более раннего принятия ислама) . В шамхальстве существовало сословие карачи-беков, существовавшее в тюркских и монгольских государствах .
Современный российский востоковед и историк Аликбер Аликберов установил, что в нагорном Дагестане существовало государство «Тавйяк» (Горная сторона), созданное частью прикаспийских гунно-савир , переселившихся в горы из-за арабско-хазарских войн. С ними связаны многочисленные топонимы (например, Хунзах ). В район нынешнего Кумуха переселились представители тюркского родового объединения «кумук-атыкуз», от которых и пошло нынешнее название села. Тавйяк был совместным государством предков кумыков (гунно-савир), лакцев, аварцев и других народов. Впоследствии «Тавйяк» распадается на Казикумухское владение (династия кумыкских правителей) и Сарир . Термин «шамхал» он считал переосмыслением старой гунно-савирской титулатуры .
Ещё одним подтверждением тюркского владычества как в золотоордынский, так и в предшествующий период является записи Плано Карпини :
...Первым царем западных татар был Саин. Был он сильный и могущественный царь. Он покорил Россию, Команию, Аланию, Лак, Менгиар, Гугию и Хазарию, а прежде, чем он их покорил, все они принадлежали команам.
Одним из примеров фальсификаций, связанных с введением термина, является использование В. Г. Маршаевым в своей работе ( «Казикумухское шамхальство в русско-турецких отношениях во второй половине XVI — начале XVII вв.» // Ученые записки Института истории языка и литературы. 1963 т. XI. Серия историческая) значительных отрывков из более ранней работы с неустановленным авторством о кумыкско-русских отношениях под заголовком «Политика Шамхала в борьбе за независимость» (Рукописный Фонд Института Истории, Археологии и Этнографии Дагестанского Филиала Российской АкадемииФ. 1. Оп. 1. Д. № 54.). Маршаев внёс в текст искажения, заменив название кумыкского государства Тарковское шаухальство на Казикумухское, а этнонимы «кумыки» и «аварцы» на «лакцы» .
Кроме того, Эвлия Челеби называет «татарский город» Татартуп (ныне локализуемый недалеко от села Эльхотова), а не Кумук, «в древние времена столицей падишахов Дагестана» .
Вопрос о формировании шамхальства в данный период является спорным. Василий Владимирович Бартольд считает попытки обоснования арабской версии лишь произвольными комбинациями местных учёных, пытающимся связать предание с исторической традицией .
Коренным населением «владения казыкумыцкого», по свидетельству Ф. Симоновича (1796), являлись дагестанские татары (кумыки). После переселения некоторых лезгиноязычных народов из персидских земель во владение под власть шамхала произошло смешение населения, а власть шамхала со временем ослабла :
Народ сей провинции происходит от дагестанских татар, смешавшихся с персидскими поселенцами, они с ними одного закону, а говорят лезгинским языком. По древнему распоряжению шаха Абумуселима состояла провинция Кура под владением шамхаловым, но по воспоследовавшему в Дагестане междуусобию, зависела она от дербентских султанов, а в новейшие времена от кубинских ханов и, наконец, уступил его Фет Али хан Хамутаю казыкумыцкому в наследственное и независимое владение.
Народ сей поселился, по свидетельству некоторых персидских летописей, при шахе Абумуселиме из Гильяна и состоял при духовном чиновнике казы, под владением шамхаловым. По сему чиновнику и занятому народом, поселившимся из Гильяна, кумухского места, или лучше сказать, по смешениям с коренным кумухским народом, происходящим от дагестанских татар, и произошло название казыкумук. Чиновники же сии были предки Хамутая, сделавшиеся после в своей части по примеру других независимыми и принявшими уже в новейшие времена ханский титул.
Под термином Кази-Кумыки с XIV века по XIX подразумевались сами кумыки .
Об изначальной принадлежности Казы-Кумыков к «татарам», затем перемешавшихся с «лезгинами», писал и Броневский в 1823 .
В середине VII в. Арабский халифат приступил к захвату Дагестана . В начале VIII в. арабы с боями захватили Кумух , что могло обязать гази-кумуков быть в союзе с арабами против хазар. Известно, что арабы теряли власть в Дагестане при успешном нашествии хазар и гумики потом могли быть в союзе с хазарами. Арабам приходилось покорять дагестанцев вновь .
В 734 г. военачальник арабской армии Абу Муслим ибн Абдул-Малик после одной из побед назначил в Дагестане несколько правителей, одним из которых был Шахбал Кумуха . Власть Шахбала могла быть не постоянной в Кумухе, если он был араб. Правильным будет считать, что Шахбал был местный правитель Кумуха, известный у лакцев как Шамхал. Историки Бартольд и Полиевктов связывали Шахбала с Шамхалом, оба означающих правителя Кумуха . Бакиханов А. К. писал, что 734 г. «Абу Муслим пошел на Кумук … Главная мечеть и другие здания построенные им в городе Кумуке существуют ещё и поныне. Он оставил здесь правителем Шахбала ибн Абдаллаха» .
Хроника Дербенд-наме так описывала формирование дагестанских владений Абу Муслимом: «Хамри, Кюре, Ахти, Рутул, Зейхур — они подвластны Кумуку … А правителю Дербенда [он] приказал брать харадж с Кайтака, Табарсарана и Гюбечи». В Дагестане были такие владения как Дербентское, Кайтагское, Табасаранское, Кумухское и Хунзахское .
Позднее Кумух отошёл от власти арабов. Историк аль-Куфи сообщал, что в 738 году арабский военачальник Марван ибн Мухаммад «выступил из Касака, переправился через реку ал-Кур и направился к городу, называемому Шаки. Из Шаки он отправился в земли ас-Сарир » . В 738 г., согласно Дербенд-наме, Марван обязал правителей горного Дагестана платить дань.
Историк Бейлис В. М. сообщал о походе Марвана в Дагестан: «Он [Марван] подошёл к крепости „дома Трона“, убивал и захватывал пленных. […] Он вступил в Гумик — крепость, где находился „дом владения“, и здесь местопребывание „владыки трона“. Владыка ушёл, спасаясь бегством, и прибыл в крепость под названием Хумрадж, а в ней находится золотой трон. Марван находился возле неё зиму и лето, а затем заключил мир с [маликом] на условиях [дани] — тысячу голов скота и сто тысяч мудд — и ушёл оттуда, вступив в землю Туман»
В 778 году была построена Кумухская джума-мечеть , в которой есть старинная надпись: «В 162 г. хиджры священную мечеть построили они ради благочествия ко всевышнему Аллаху». Эту надпись читали учёные арабисты Д. Н. Анучин (1882 г.), Д. Б. Бушаев в (1894 г.), М. Алиханов-Аварский , Е. И. Казубский (1902 г.) и Л. И. Лавров (1950-е г.) . Однако русский востоковед В. В. Бартольд считал надпись, якобы подтверждающую основание мечети в Кумухе во времена арабов, поздней, созданной для обоснования принадлежности шамхалов к арабскому роду .
В IX веке антиарабское восстание Бабека привело к распаду халифата . Власть мусульман в горном Дагестане пришла в упадок. В IX—XI вв. некоторые территории Южного Дагестана, как Табасаран , Кюра , Ахты , Рутул и Цахур , были под влиянием более сильного Ширвана . Образовался Дербентский эмират . Кумухский шамхалат состоял из одной Лакии [ источник не указан 1820 дней ] .
Ибн Русте писал в X в., что «у царя Серира есть крепость называемая „Алал и Гумик“» . Аль-Масуди писал в X в., что жители Гумика «христиане, не подчиняются никакому царю, но имеют начальников (руаса) и живут в мире с царством алан » . Минорский писал, что в 1064 г. «гумикские неверные напали на селения ал-Баба, убили много мусульман и разграбили их имущество. Затем, наложив харадж на оставшихся в живых, они вернулись домой» .
Восточные авторы сообщали о таких наименованиях дагестанских владений как Дербент , Табасаран , Гумик , Сарир , Лакз , Хайдак , Зирихгеран , Филан, Шандан, Джидан, Хамзин, Туман, Самандар и Баланджар . Однако ни один арабский географ не упоминает шамхалов.
Сообщение аль-Масуди о христианском населении Гумика в X в. не может быть достоверным, так как аль-Масуди не посещал Гумик и в своих работах он мог пользоваться только сообщениями ранних веков. Сообщения восточных авторов о Гумике следует относить не к периоду их жизни, а ко времени пребывания арабов в Дагестане в VIII в.
Али Каяев предположил нашествие сельджуков на Дагестан в начале XII в., после чего в Кумухе утвердилась власть шамхалов. Али Каяев вероятно имел один из тюркских переводов Дербент-наме. Упомянутый в нём Гази-Каландар, что значит исламский военачальник, должен быть арабский полководец Абу Муслим, который в VIII в. захватил Табасаран, Кайтаг, Кумух и Аварию .
История показывает, что никакого арабского или сельджукского завоевания горного Дагестана в период IX—XII вв. не было. В этот период происходила длительная междоусобица, которая охватила Южный Дагестан , Дербент и Ширван . В начале XII в. сельджуки не смогли укрепится в Ширване. В 1123 году объединённое войско грузин и ширванцев разбило сельджуков в битве под Шемахой. В 1173 году ширваншах Ахситан I в союзе с Грузией и Византией , вел войну с дагестанцами , кипчаками и русскими .
Не существует каких либо сообщений из источников, что правители Кумуха приняли ислам до нашествия монголо-татар в XIII веке. Мусульманские имена правителей Кумуха появляются с конца XIII в. Исламский «Гази-Кумух» упоминался впервые в XIV веке .
Исследователи считали хронику Дербент-наме сомнительной, написанную шамхальцами в XVII в. Эта хроника не противоречит истории и описывает арабское нашествие на Дагестан. Существуют некоторые подтверждающие эту хронику факты, как например Кумухская джума-мечеть конца VIII в., а также известность Кумуха как старой резиденции влиятельного шамхала. Династия правителей Кумуха с титулом шамхал должна была существовать в VIII в., как это верили правители шамхальства. Однако сам факт основания Кумухской мечети во времена арабов является сомнительным .
Некоторые сторонники тюрко-татарской версии происхождения шамхалов связывали основание шамхальства с монголо-татарским нашествием. По мнению дагестанского учёного, профессора Р. М. Магомедова, имеются «все основания отнести этот термин к Золотой Орде, нежели арабам. Можно считать, что правитель кумыков в период господства татаро-монгол ими выдвинут в этот сан» .
В 1240 году монголо-татары , после Дербента и Рича , пошли на захват Кумуха , высокогорной столицы лакцев . Осада крепости Кумуха с использованием осадных машин и катапульт продолжалась несколько месяцев. В этом же году 8 апреля, Кумух был захвачен и разрушен . Исмей-Гаджи Гусейнов писал: «Весной 1240 года один из полководцев Батыя, Бугдай, подходит к Кумуху и после ожесточенного сопротивления защитников крепости захватывает столицу шамхальства. Есть мнение, что джучиды не сумели тогда утвердиться в Лакии как и в других районах горного Дагестана» . Однако данные исторических летописей свидетельствуют о закреплении в Кумухе чингизидской династии .
Дагестанская историческая хроника «Тарих Дагестан» фиксирует: «…зеркало согласия между князьями Кумуха и Хайдака разбито было усилиями Сатаны. Те из потомков князя мучеников (Хамзы), которые в продолжении этих беспокойств были живы из числа владетелей Хайдакских, а именно Мухаммед-хан, Ашир-хан и Амир-хан, нашли убежище у повелителей Аварии и обязались быть их союзниками… Там произошли между ними и князьями Кумухскими страшные войны… Царь Аварский послал письмо и посланников, избранных из числа мудрых и красноречивых людей, к султану Каутар-шаху в страну турок … и предложил союз и дружбу согласно законам соседства и на условиях взаимной помощи в войнах со своими врагами и недоброжелателями», причём соглашение было подкреплено родственными узами — Каутар-Шах взял прекрасную дочь царя аварского в жены своему сыну Кей-Кобаду, а прелестную сестру последнего выдал за Саратана — сына царя аварского… Во исполнения этого соглашения «… пошёл Каутаршах на Гумик с войсками тюрок с восточной стороны», а войска «вилайата Авар» и Хайдака «с западной стороны» . Произошло это в 637 году по хиджре (около 1240 года) . Запись на полях одного из списков «Дербенд-наме» сообщает об этом с некоторыми подробностями: «Разрушение Гумика произошло в понедельник месяца рамадан, во времена Наджм ад-Дина, и погибло смертью воителей за веру все войско Гумика, кроме тысячи тридцати трех воинов, [в] шестьсот тридцать седьмом году» .
Саратан и Каутар опустошили Кумух… и все князья Кумухские, происходящие от Хамзы, рассеялись по разным частям света" .
Описанные в «Тарих Дагестан» события представляется, таким образом, возможным датировать месяцем рамадан 637 г. хиджры, то есть мартом 1240 г. Учитывая упоминание в хронике в связи с указанными событиями термина «тюрк», а также наличие надписей на камне о приходе монгольских войск осенью 1239 г. в аул Рича , что в километрах 60 к югу от Кумуха, можно говорить, что разгром Кумуха, описанный в «Тарих Дагестан», был учинен монгольским отрядом, поддержанным войсками соседних с Кумухом областей — Аварии и Кайтака .
В конце XIII в. правители Кумуха приняли ислам и шамхальство стало влиятельным исламским государством. В 1302 году правитель Ирана сделавший подарки Бадр-шамхалу Кумухскому был не кто иной как потомок Чингис-хана — Газан-хан (1295—1304). Лавров сообщал, что Бадр-шамхал совершил газийский поход на Зирихгеран и построил там мечеть . Согласно Али Каяеву, в начале XIV в. в одном Кумухе было несколько мечетей.
В 1318 году после смерти кайтагского уцмия Мухамеда, между его сыновьями началась борьба за престол уцмия. Один из них, Алибек, стал уцмием с помощью своего дяди по матери, шамхала Кумуха. Сводные братья Алибека, потерпевшие поражение, бежали в Ширван и Авар . Так образовалась антишамхальская коалиция Ширвана , Кайтага и Авара . Впоследствии этого конфликта к власти в Кумухе пришла новая династия шамхалов.
В 1395 году Тамерлан совершил набег на «неверных» Кайтага . Шамхал Гази-Кумуха с войском 3000 человек напал на Тамерлана в окрестности Ушкуджи . Историк Низамеддин Шами упоминал «Гази-Кумук» союзником Золотой Орды и что «шамхал Гази-Кумука имел обычай вести войну с неверными», чем хотел воспользоваться Тамерлан. В 1396 году после победы над Тохтамышем , Тамерлан предпринял поход против шамхала Гази-Кумуха и захватил крепости Кули и Таус. Историк Шарафаддина Иезди сообщал: «Упорное сопротивление преодолено, крепости взяты, жители перебиты, из убитых устроен холм, убит сам шамхал». Тамерлан позднее способствовал шамхальской власти в Дагестане .
В XV веке Гази-Кумух стал крупнейшим исламским и политическим центром Дагестана , причем шамхал Гази-Кумуха [ источник не указан 1820 дней ] взял на себя функции правителя всего Дагестана и именовался как « падишах », « вали » и « царь ». Академик М. Р. Гасанов писал: «Шамхальство достигло своего наивысшего расцвета в XV в. Источники называют шамхалов „валиями“, то есть правителями всего Дагестана. Титул не соответствовал действительности. Шамхалу никогда не удавалось быть правителем всего Дагестана. Появление термина говорит об усилении шамхальства» .
Газикумухское шамхальство [ источник не указан 1820 дней ] управлялось верховным советом или диваном , в заседаниях которого присутствовали визири (советники), кадии (исламисты), амиры (военачальники) и шамхал (правитель) [ источник не указан 1820 дней ] .
Дагестанские владения были склонны к политической независимости и заключали союзные отношения с правителями в личных интересах, как например необходимость защищаться объединёнными силами против завоевателей. В XV веке шамхал Гази-Кумуха был в союзных отношениях с такими владениями как Агул, Курах, Ахты, Рутул, Цахур, Андалал, Анди, Гидатль, Гоцатль, Чамалал, Тиндал, Карах, Кусрахи, Цудахар, Губден, Акуша, Кубачи, Тарки, Буйнак, Эндирей, Тюмень и Мичикич, которые управлялись джамаатами , кадиями , или же беками .
Согласно Андуник-нуцалу , войско шамхала в этот период насчитывало до 100 тыс. воинов . Тюркский летописец Мехмет Эфенди писал о дагестанцах, что «когда их безопасность оказывается под угрозой, под знамя шамхала собирается армия из ста тысяч всадников и пеших. Это известный факт».
В это время персы собрав армию решили завладеть Ширваном и Дагестаном, и «создать большую шиитскую державу». В 1456 году шиитский правитель Ирана шах Джунейд (1447—1456) на берегу реки Самур потерпел поражение и был убит суннитами как вероотступник. В 1488 году шах Гейдар (1456—1488), сын Джунейда, был убит на территории Табасарана . В 1500 году Табасаран был захвачен шахом Исмаилом I , сыном Гейдара .
В XVI веке походы шамхалов Гази-Кумуха на «неверных» Грузии и Черкесии стали регулярными [ источник не указан 1820 дней ] . Историк В. Гаджиев писал: «В период подъёма шамхальство превратилось в крупное по масштабам средневекового Кавказа государство» . Между шамхалом и правителем Ширвана началось соперничество за гегемонию в Северном Азербайджане . С Ширваном также враждовал союзник и родственник шамхала царь Кахетии Леван .
В рамках Дагестана сформировалось единое экономическое пространство, с чем была связана крайняя специализация по селам. Вторым названием Гази-Кумуха, где каждый четверг проводилась ярмарка, у горских народов было «Большой рынок». Город Тарки стал торговым пунктом прикаспийского прохода приносивший большой доход в казну . Исмей-Гаджи Гусейнов писал: «Между сефевидским Ираном и Казикумухским шамхалом установились союзнические отношения, которые были скреплены браком между шахом и дочерью шамхала» . Дом шамхалов роднился с правителями Кабарды, Ирана, Кахетии и Крыма .
Али Каяев писал о шамхалах что «сильная их ветвь переселилась из Гази-Кумуха на равнину» . Гасан Алкадари сообщал: «Когда история перешагнула через тысячелетие после Гиджры, шамхал стал зимою жить в плоскостных селениях, Буйнаке и других, а летом возвращался в Кази-Кумух, и казикумухцы начали постепенно выходить из под власти шамхала до такой степени, что шамхалы кроме распоряжений о сборе с них налогов в другие дела не вмешивались. Наконец, шамхал Сурхай-Мирза, сын шамхала Ильдар-хана, совсем оставил Кази-Кумух и поселился в селении Буйнаке. Этот Сурхай-Мирза умер в Буйнаке в 1049 году Гиджры (1639). Из шамхалов после него ни один не переезжал в Кази-Кумух и они остались жить то в Буйнаке, то в Тарки и в других плоскостных селениях. При таких условиях Кази-Кумухское общество не стало звать к себе этих шамхалов и начало по соглашению назначать для себя правителя из их родственников оставшихся в Кази-Кумухе. Выбранному таким образом правителю они дали титул халклафчи» В дагестанской историографии принято считать, что шамхалы переселились на плоскость из Гази-Кумуха в Тарки не позже XVI века .
Лавров писал, что «наша находка шамхальского кладбища в Кумухе доказала что до XVII века резиденцией этого крупнейшего в Дагестане феодального государства были не Тарки, а Кумух, расположенный сравнительно близко от цахурцев» . На могилах шамхалов были арабские и тюркские (возможно, кумыкские) надписи .
Надписи шамхальского кладбища Гази-Кумуха сообщали, что в 1556 году князь Мухаммад, сын Умал Мухаммада, был убит зимой «в сражении с неверными Черкессии»; «Это могила Будай-шамхала, сына Умал Мухаммад-шамхала». Надпись одной из могил в Гази-Кумухе именовала Алибека сыном Будай-шамхала. Из сыновей Будай-шамхала, Алибек I унаследовал Гази-Кумух, а Сурхай стал правителем Тарков. Потомки Сурхая (Ильдар, Гирей) жили в Тарках, а потомки Алибека I (Чопан, Тучелав, Алибек II) в Гази-Кумухе. Могильная плита Ильдар-шамхала в Гази-Кумухе относилась к 1635 году .
Титул шамхала в первой половины XVI века передавался на собрании представителей шамхальского рода в Гази-Кумухе . Также избирался вице-шамхал, именовавшийся дагестанцами как «крым-шамхал», по одной версии от лакского «къирив-шамхал» (наследник шамхала), по-другой, от кумыкского «ярым-шамхал» (вице-шамхал) . Али Каяев сообщал, что фамилия «Крымшамхаловы» не означала происхождение носителей этой фамилии из Крыма . . Семейства этих правителей имели фамилию «Крымшамхаловы» . В виде титулов, шамхал именовался Газикумухским и Тарковским.
Али Каяев предполагал, что правители Гази-Кумуха шамхалы происходили из тюркской династии правителей Улуса Джучи или были в родстве с ними. Такие вероятные фамилии у лакцев как «Саидовы», «Хамзатовы» и «Аббасовы» могли возникнуть от арабских имен правителей Гази-Кумуха, а не от самих арабов. Так, имена правителей использовались их семействами как родословные фамилии. Популярность арабских имен и фамилий у дагестанцев означала их принадлежность к исламу, а не к арабскому этносу. Правители Гази-Кумуха имели арабское, тюркское и лакское происхождение, часто входили в межнациональные браки, так что они не принадлежали к одной национальности.
Правители Гази-Кумуха в истории именовались на тюркском как «казикумуки», а на иранском как «лезгины». В иранских исторических сочинениях «История персидских тазкере» и «Сафине-йе хошгу», шамхалы Гази-Кумуха, а также их потомки при шахском дворе, упоминались как «лезгины» . Иранское «лезгины» соответствовало современному «дагестанцы». Наименование шамхальства «Газикумухским» является тюркским и относится к нашествию Тамерлана в конце XIV в.
В 1556 году были установлены дипломатические связи с Русским царством . Мирное посольство шамхала привезло Ивану IV Грозному , в числе богатых подарков, невиданного в Москве живого слона . В 1557 году кабардинский князь Темрюк Идаров обратился к царю Ивану IV с просьбой помочь защититься от нападений шевкальского царя , крымского хана и османов . В 1560 году Иван Грозный организовал поход Черемисинова в Дагестан . Иван Черемисинов захватил Тарки , но не решился там остаться .
В 1566 году кабардинский князь Матлов обратился к русскому царю с просьбой поставить крепость у слияния Сунжи и Терека. В 1567 году пытаясь помешать русским установить свою крепость у устья Сунжи, Будай-шамхал и его сын Сурхай были убиты на поле битвы, как об этом свидетельствуют их могильные плиты на шамхальском кладбище в Кази-Кумухе .
В 1569 году в Кази-Кумухе шамхалом короновался князь Чопан, сын Алибека I. Территория Чопан-шамхала на севере простиралась за Тереком и граничила с Астраханским ханством. На западе эта территория включала часть Чечни до Кабарды. Согласно И. Герберу: «Шамхалово владение простирается не только над князьями и землями в Дагестане, но и над частию народов тавлинского, и до самой почти Шемахи» .
В 1570 году Чопан-шамхал со своими войсками пошёл на захват Астрахани , предпринятом совместно с турками и крымцами. Город взять не удалось и войска отступили к Азову , но затем вторглись в Кабарду. Несмотря на снос Сунженской крепости, продвижение русских на Кавказ к концу 1580-х годов возобновилось .
В Иране при шахском дворе, шамхал Гази-Кумуха [ источник не указан 2490 дней ] имел почётное место рядом с шахом. Сестра Чопан-шамхала была замужем за шахом Тахмаспом I (1524—1576). «По обе стороны от шахского трона было сделано по два почётных места. Первое для хана Кандагарского, как защитника против Индии; второе для шамхала, как защитника против России; третье для царя Грузинского, как защитника государства против турок и четвёртое для хана, который живёт на границах арапских» . Согласно А. Каяеву, влияние Чопан-шамхала было большим, так что он «вмешиваться в дела престолонаследия в Иране».
В 1577 г. Чопан-шамхал совместно со своим братом Тучелавом Бурханудин-беком , табасаранским беком Гази-Салихом и в союзе с османской армией предпринял военный поход против иранской армии кызылбашей, которые были разгромлены . После выдворения кызылбашей из Ширвана , Чопан-шамхал совершил визит в Турцию и был встречен в Восточной Анатолии с большими почестями. За заслуги в войне с персами шамхалу в качестве удела был выделен санджак Шабуран, а его брату Тучелаву санджаки Ахты и Ихыр. Ибрагим Печеви сообщал, что наместник Ширвана Осман-паша женился на дочери Тучелава. Чопан-шамхал обязался защищать Ширван .
В 1578 году с захватническими планами на Кавказ вторглась 200-тысячная армия Мустафа-паши. Шамхал вначале оказывал поддержку туркам в борьбе против Ирана, но в дальнейшем отказался от участия в войне с персами. Турецкие войска утвердившись в Шемахе стали продвигаться к столице шамхальства. В 1582 году «Кумух был подвергнут турками страшному разорению». Эти грабительские походы подняли население дагестанских аулов с оружием против турецких янычар .
В 1588 году российские власти в устье Терека заложили город Терки, известный также как Терская крепость. Терки стал главным оплотом русской армии в северном Дагестане. Наряду с этим усилилось значение Тарков как военно-политического центра шамхальства на севере.
В конце XVI века шамхал враждовал с крым-шамхалом, которого поддерживала часть «Кумыцкой земли». Кахетинскому царю Александру в это время сообщали, что «шевкальское дело плохо стало от того, что они (шамхал и крымшамхал — Е. К.) промеж собою бранятца». В 1588 году грузинские послы Каплан и Хуршит сообщали о смутах в шамхальстве и просили русского царя послать войска, как меру военных действий против набегов шамхала на Грузию . Россия захватила Тюменское владение на севере Дагестана .
В 1594 году состоялся поход Хворостинина в Дагестан , который после боев отступил. В 1599 году послы Сараван и Арам сообщали царю Кахетии Александру, что «ни самому ходить, ни людей своих посылать на шевкала нельзя, шевкал живёт за горами, дорога к нему тесна». Грузинский посол Кирилл в 1603 году сообщал в Москве, что «шевкал и дети его живут больше в Кази-Кумуках в горах, потому что то место крепкое», отмечая, тем не менее что «начальным городом был Тарки» .
В 1604 году состоялся поход Бутурлина в Дагестан . Занявшая равнинный и предгорный Дагестан русская армия (ок. 8 000 чел.) была окружена и разбита на Караманском поле под предводительством кумыкского князя Солтан-Махмута Эндирейского, 20 км к северу от Махачкалы .
В начале XVII века Дагестан был под угрозой Иранского завоевания. Искандер Мунши сообщал, что шах-Аббас I преследовал суннитов в Азербайджане , затем занял Дербент .
Правители шамхальства ввиду междоусобиц и агрессии персов, заключили союз с Россией, который носил вассальный характер. В 1614 году Гирей Тарковский и Тучелав Газикумухский (Андий-шамхал), сын Алибека I, в своих письмах терским воеводам присягали на верность русскому царю .
В 1623 году Ильдар Тарковский, брат Гирея, был избран шамхалом. В Кази-Кумухе состоялся банкет и коронация [ источник не указан 2490 дней ] . В 1635 году Айдемир Эндирейский, сын Султан-Махмуда, стал шамхалом. Русский историк сообщал, что Султан-Махмуд Эндирейский ездил «в Казикумыхи для обиранья на шевкальство сына ево Айдемира Мурзы и давал кабацким узденям подарки — лошади и быки и овцы, где дается по их обычаям шевкальство, и сын его Айдемир едет вскоре в Казикумухи и в Казикумухах де ему женитца у Тучалава Мурзы, а женясь де ему там и шевкальство дадут» .
Али Каяев писал, что в середине XVII века борьба за власть между сыновьями Чопан-шамхала «продолжалась около 30 лет … В ней погибло очень много людей». Феодальные междоусобицы привели к образованию независимых владений. В 1642 году Сурхай-шамхал (1641—1667) сделал город Тарки своей столицей . В Гази-Кумухе правителем был избран Алибек II , который создал независимое Газикумухское ханство . Впоследствии титул «шамхал» перешёл к князьям из шамхальской ветви в Тарках, где образовалось независимое Тарковское шамхальство [ нет в источнике ] .
Шахбал ибн Абдулла (734), Бадр-шамхал I (1295—1304), Ахсувар-шамхал I (1320), Сурхай-шамхал I (1510), Умал Мухаммад-шамхал I (1551), Будай-шамхал (1566—1567), Сурхай-шамхал I (1567—1569), Чопан-шамхал (1569—1578), Сурхай-шамхал II (1605—1614), Андий-шамхал (1614—1623), Ильдар-шамхал (1623—1635), Айдемир-шамхал (1635—1641).
Шамхал был не потомком Аббаса Хамзата, а был тюрком, прибывшим со своими сподвижниками. После него шамхальство передавалось по наследству…
После поражения Миран-Шаха от Аи Коюнлу кумыки "получили свою независимость, избрала себе хана из роди Чингизхана, которого величали по-своему «шаухал»
«все основания отнести этот термин к Золотой Орде, нежели арабам. Можно считать, что правитель кумыков в период господства татаро-монгол ими выдвинут в этот сан»
Та же дата повторяется и на обороте памятника. Среди изречений, украшающих памятник, есть и тюркские.