Биологический детерминизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Теологический детерминизм — форма предопределения, которая утверждает, что все происходящие события заранее предначертаны и/или предопределены одним или несколькими божественными существами, или что им суждено произойти, учитывая всеведение божественных существ. Теологический детерминизм существует в ряде религий, включая джайнизм , иудаизм , христианство и ислам . Поддерживается сторонниками классического пантеизма , стоицизма , в частности, Бенедикт Спиноза .
Существуют две формы теологического детерминизма: сильный и слабый теологический детерминизм.
Существуют небольшие вариации на тему вышеприведённой классификации. Некоторые утверждают, что теологический детерминизм требует предопределения всех событий и результатов, божеством (то есть они не классифицируют более слабую версию как «теологический детерминизм», если не предполагается отрицание либертарной свободы воли как следствия), или, что более слабая версия вообще не является «теологическим детерминизмом». Теологический детерминизм также можно рассматривать как форму каузального детерминизма , в котором предшествующими условиями являются природа и воля Бога. Что касается свободы воли и классификации теологического компатибилизма / инкомпатибилизма ниже, «теологический детерминизм — тезис о том, что Бог существует и обладает непогрешимым знанием всех истинных утверждений, включая утверждения о наших будущих действиях», более минимальный критерий, призванный охватить все формы теологического детерминизма.
Существуют различные последствия для метафизической либертарной свободы воли как следствия теологического детерминизма и его философской интерпретации.
Отказ от теологического детерминизма (или божественного предвидения) также классифицируется как теологический некомпатибилизм (смотрите рисунок) и имеет отношение к более общему обсуждению свободы воли.
Основной аргумент в пользу теологического фатализма в случае слабого теологического детерминизма заключается в следующем:
Этот аргумент часто принимается за основу теологического некомпатибилизма: отрицание либо либертарной свободы воли, либо божественного предвидения (всеведения) и, следовательно, теологического детерминизма. С другой стороны, теологический компатибилизм должен попытаться найти в нём проблемы. Формальная версия аргумента опирается на ряд предпосылок, многие из которых в той или иной степени вызывают споры. Ответы теологических компатибилистов включают:
Многие христиане выступают против мнения, что у человека нет свободы воли. Святой Фома Аквинский , средневековый римско-католический теолог, твёрдо верил, что у человечества есть свободная воля. (Однако, хотя и хотел защитить доктрину свободы воли, в конечном итоге стал сторонником того, что сегодня известно как компатибилизм , или «слабый детерминизм»). Иезуиты были одними из главных оппонентов этого взгляда, поскольку считали, что божественная благодать является действительной, в том смысле, что благодать , помимо всего прочего, причастна, и что люди могут свободно пользоваться благодатью благодаря посредничеству между собственной несовершенной волей и бесконечным милосердием Бога.
Концепция теологического детерминизма берёт своё начало в Библии и в христианстве . Крупный теологический спор в шестнадцатом веке помог провести чёткое разделение идей — спор между двумя выдающимися мыслителями того времени, Эразмом Роттердамским и Мартином Лютером , ведущим протестантским реформатором . Эразм в « » считал, что Бог создал человека со свободной волей. И утверждал, что, несмотря на грехопадение Адама и Евы , свобода все ещё существует. В результате этого люди имели возможность творить добро или зло . Лютер, напротив, атаковал эту идею в работе « О рабстве воли », признав, что вопрос автономии лежит в основе религиозных разногласий, и изобразив образ человечества, которым манипулирует грех . По мнению Лютера, люди знают, что является нравственно правильным, но не могут достичь этого, из чего он заключил, что люди должны отказаться от стремления творить добро в своём падшем состоянии и своими силами, поскольку только так можно обрести спасение . [ прояснить ] Что нашло отражение в доктрине Реформации Sola fide («только верою»), утверждающей, что спасение даётся только верой, а не достигается заслуженными добрыми делами. Лютер также считал, что грехопадение Адама и Евы, о котором говорится в Библии, подтверждает эту идею.
{{
cite encyclopedia
}}
:
Неизвестный параметр
|deadlink=
игнорируется (
|url-status=
предлагается) (
справка
)
{{
cite encyclopedia
}}
:
Неизвестный параметр
|deadlink=
игнорируется (
|url-status=
предлагается) (
справка
)
{{
cite encyclopedia
}}
:
Неизвестный параметр
|deadlink=
игнорируется (
|url-status=
предлагается) (
справка
)
See also
.
из оригинала
24 февраля 2021
. Дата обращения:
24 июня 2023
.
{{
cite encyclopedia
}}
:
Неизвестный параметр
|deadlink=
игнорируется (
|url-status=
предлагается) (
справка
)
{{
cite encyclopedia
}}
:
Неизвестный параметр
|deadlink=
игнорируется (
|url-status=
предлагается) (
справка
)
See also
McKenna, Michael (2009).
. In Edward N. Zalta (ed.).
The Stanford Encyclopedia of Philosophy
(Winter 2009 ed.).
из оригинала
24 февраля 2021
. Дата обращения:
24 июня 2023
.
{{
cite encyclopedia
}}
:
Неизвестный параметр
|deadlink=
игнорируется (
|url-status=
предлагается) (
справка
)