Interested Article - Иконография Гаутамы Будды в Лаосе и Таиланде

Иконография Будды Гаутамы в Лаосе и Таиланде имеет наименование pang phraputtarup ( тайск . ปาง พระพุทธ รูป ), а принимаемая изображением поза — pang ( тайск . ปาง ). Она призывает собою к возвращению в определённые временем события земного существования учителя , позволяя вспомнить его долгие путешествия поиска истины и его мудрые изречения.

Статуя Будды с поднятой рукой в символистической позиции abhāya mudrā . Тело его покрыто монашеской мантией, позволяющей обнажиться правому плечу.

Художественное представление

Будда всегда изображаем конкретизированными физическими атрибутами, включая также его наряд и позиции, каждая из которых, в особенности положение и жестикуляция рук, представляются согласно с общеизвестными в буддийской среде канонами . В иных исповедующих буддизм странах, применяется отличная, но родственная по сути своей иконография , например — мудры в индийском искусстве.

Для буддистов правильное отображение лика Будды — это ипостась — настоящая духовная эманация Сиддхартхи Гаутамы, обладающая сверхъестественными качествами. Несмотря на то, что Будда Шакьямуни божеством не является, последователи его учения стремятся общаться с неземным миром через скульптурные образы , молясь и преклоняясь пред ними.

Иконографические изображения ни в коем случае не предназначены для следования натуралистическим воззрениям о том, как выглядел духовный учитель при жизни, ведь самые древние сооружения датируются, по крайней мере, от пятисот до шестисот лет после его кончины и ухода в материальное небытие.

При возведении статуи Будды имеется предположение, что творец нашел себя в особом духовном и умственно-душевном состоянии ( самадхи ), позволяющем последнему отчетливо визуализировать в сознании своем идеальность бытующей действительности. Совершенно не уместно требование соответствующей идентичности обликов Будд — каждый из них в большей мере самодостаточен, разнообразие художественных стилей и национальных традиций находятся в абсолютном поощрении, но все же то не освобождает создателей от необходимости соблюдения сложившихся исторически правил представительства искусственного.

Символическая атрибутика

Дигха-никая , собрание старинных палийских текстов, предоставляет список из 32 телесных, свойственных Будде признаков, приобретших канонический статус. Множество из них до крайности поэтичны — «ноги словно антилопы», «лодыжки — округлые раковины», в то же время содержатся и более соответствующие анатомическому строению человека: ступни ровные, на каблуках выступающие; длинные, тонкие пальцы рук и ног; небольшой хохолок меж бровями.

Любопытен тот факт, что Будда, как говорят, имел невысокий выступ на поверхности лобной доли его черепа, usnīsa, изредка видимый художнику шпилем или опухолью после удара . Взгляд его — безмятежный, неотягощённый печалью, со слабой улыбкою губ. Он бессменно демонстрируется с вытянутыми мочками ушей , что объясняется царским прошлым принца, обремененным великой тягостью материального владения , но в настоящее время это — символ мудрости Гаутамы.

Статуя « медитация Будды». ( Ват Сиенгтхонг , Луангпхабанг, Лаос)

Позы и одеяние

Будда может быть запечатлен в одной из четырёх позиций тела:

  • Сидящий : в «позе героя» ( vīrāsana ), с ногами накрест лежащими; в «позе несокрушимого» ( pralambanāsana , известная также как «поза лотоса» ), скрестив ноги, дабы ступни обеих ног находились на соседних бедрах
  • Стоящий : на обеих ногах смирно, либо одной из ног выступая вперед
  • Прогуливающийся
  • Отдыхающий : полулежащее положение фигуры Сиддхартхи Гаутамы, спящего или, чаще всего, представляющего собой mahāparinabbāna : окончательное состояние просветления перед смертью.

Духовный учитель представляется носящим монашеское одеяние, которое и по сей день распространенное в кругах бхикшу . Символизирует то смиренность Будды. (Изначально был он принцем отказавшимся, по истечении тридцати лет, от мира изобилия и удовольствий во имя искания истины, а наряд его был — плащ из покровов трупа). Одежда изображение имела просвечивающее, таинственно вздымающееся, что указывает на духовную силу, исходящую от Будды.

Мудры

Важнейшим аспектом иконографии являются сотворяемые руками жесты ( мудры ), и, вкупе с описанными выше позами, предоставляют связное воспоминание о земной жизни Сиддхартхи.

Шесть наиболее значимых мудр:

  • Бхумиспарша-мудра ( тайск . ปางมารวิชัย)
  • Дхьяна-мудра ( тайск . ปางสมาธิ)
  • Варуна-мудра ( тайск . ปางประทานพร)
  • Абхая-мудра ( тайск . ปางประทานอภัย)
  • Витарка-мудра
  • Дхармачакра-мудра

На протяжении веков различные сочетания и вариации шести этих мудр подвергались заметной эволюции. Например, «двойная абхая-мудра» , совершаемая обеими поднятыми к небу ладонями — бытующее явление Таиланда и Лаоса в XVI веке , на сегодняшний же день — одно из ключевых представлений скульптурного Будды в странах Юго-Восточной Азии . По той самой причине, что художники желали запечатлеть более деталью насыщенные моменты жизнеописания Гаутамы, начали свое развитие новые, вторичные по содержанию мудры: «Будда, держащий чашу для подаяний», «Будда, получающий в подарок манго», и «Будда, совершающий всевозможные чудеса».

См. также

Примечания

  1. . The Straight Dope (англ.) . 2007-07-06. из оригинала 3 января 2018 . Дата обращения: 2 января 2018 .

Ссылки

  • (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 30-04-2018 [2103 дня])

Список литературы

  • Рябоволова А. Буддийская иконография: Будды, Божества, Учителя. — Чебоксарская типография № 1, 2007. — 64 с. —
  • Пугаченкова Г. А. Искусство Гандхары. — М.: Искусство, 1982. — 196 с.
  • Matics K.I. Gestures of the Buddha. — Bangkok, Chulalongkorn University Press, 2004.
Источник —

Same as Иконография Гаутамы Будды в Лаосе и Таиланде