Interested Article - Разделение МХАТа
- 2020-03-27
- 1
Разделение МХАТа , также раздел МХАТа , раскол МХАТа , — событие, произошедшее в 1987 году, когда Московский Художественный академический театр СССР имени М. Горького был разделён на два театра, сейчас известные как МХТ имени Чехова и МХАТ имени Горького .
Ставший следствием глубокого творческого и организационного кризиса, процесс разделения отличался драматизмом и высоким накалом страстей; последствия раздела долго отзывались в театральной среде, его результаты оцениваются неоднозначно. По мнению театрального критика А. Смелянского , раскол МХАТа пришёлся на время сильнейшего кризиса основополагающей для России XX века идеи «театра-дома», «театра-храма» .
Предпосылки
Московский Художественный академический театр Союза ССР считался главным драматическим театром Советской страны . К концу 1960-х годов театр оказался в сложном положении : был налицо кризис , непомерно большая труппа в полторы сотни актёров не позволяла многим из них быть полноценно занятыми в спектаклях, это порождало раскол труппы на группировки, внутреннюю борьбу в ней , ухудшились сборы, зрительный зал заполняли, в основном, «гости столицы» .
Для исправления положения в 1970 году по предложению старейших актёров труппы Министерством культуры СССР на пост главного режиссёра театра был назначен Олег Ефремов , в прошлом выпускник Школы-студии МХАТ , на то время — создатель и художественный руководитель театра «Современник» . Против нового главного режиссёра сразу категорически выступил Борис Ливанов .
Среди мер, предпринятых Ефремовым, было приглашение во МХАТ новых актёров со стороны ( Евстигнеев (1971), Екатерина Васильева (1973) , А. Попов (1974), Смоктуновский (1976), Юрий Богатырёв (1977), Ия Саввина (1977), Анастасия Вертинская (1980) , Олег Табаков (1983) , Олег Борисов (1983) ), допуск к постановкам новых режиссёров ( Анатолий Эфрос , Кама Гинкас , Марк Розовский , Роман Виктюк , Лев Додин , Темур Чхеидзе , Анатолий Васильев ). Однако преодолеть внутренние проблемы театра так и не удалось , попытки найти компромиссы приводили к снижению художественного уровня постановок, появлению проходных работ .
30 апреля 1985 года спектакль «Дядя Ваня» в театре посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв , вскоре в телефонном разговоре предложивший Олегу Ефремову «наш маховик раскручивать». Поняв, что имеет поддержку в верхах власти, Ефремов приступил к осуществлению давно вынашиваемого плана — избавиться от актёров, не устраивавших его или по творческим, или по идеологическим качествам. К этому времени у театра было три сцены — в проезде Художественного Театра, на улице Москвина и на Тверском бульваре — и занять 150 человек актёрского состава вполне удавалось, распределив их по 50 на каждую. Объективно, радикального сокращения труппы не требовалось. В то время увольнениям препятствовал бы и КЗОТ .
Разделение театра
24 марта 1987 года Ефремов обратился к труппе со словами о невозможности дальнейшего совместного существования: «В существующих организационных условиях, в обстановке творческой глухоты и безделья многих актёров идея Художественного театра не может дальше развиваться. Больше скажу: ей угрожает гибель» . Он предложил реорганизацию театра, сохраняющую труппу — разделив её на автономные части, задействовать оба здания театра, комбинируя актёрские составы для разных постановок. По мнению Ефремова, это могло оживить коллектив и вернуть настроение «студийности». Однако на общем собрании труппы большинство актёров проголосовало против этого проекта. По свидетельству А. Смелянского , внятного плана сосуществования двух трупп у Ефремова и не было . По воспоминаниям заведующего в конце 1980-х труппой театра, Евгения Новикова, ходили слухи о решении Ефремова ввести основной, вспомогательный и переменный составы, перевести часть актёров на хозрасчет (поставив их зарплату в зависимость от количества сыгранных спектаклей) .
Многодневные обсуждения сложившегося положения приводили к скандалам и закончились расколом. Почти все мхатовские «звёзды» ( Калягин , Саввина , Смоктуновский , Табаков ) выразили желание продолжать сотрудничество с Ефремовым (открыто выступили в его защиту около 40 человек ), их поддержали драматурги Михаил Рощин и Михаил Шатров , либеральная пресса. Александр Гельман , утверждая, что разделить театр очень просто, достал лист бумаги и на глазах у всех порвал его : «Да очень просто! Чик — и готово!»
Другую сторону возглавила народная артистка СССР Татьяна Доронина , возвратившаяся во МХАТ в 1983 году по приглашению Ефремова, но главных ролей в театре не получившая. Возглавить несогласных с ефремовскими планами реформирования театра ей предложил актёр Юрий Пузырёв . она не возражала. В интервью 2015 года она говорила, что «Есть люди, которых я не прощаю. И я не прощаю разделение художественного театра. Никакого раскола не было, потому что труппа целиком проголосовала против разделения, но несмотря на это, силовым приемом, очень грубым, подписанным министерством и с подачей Шатрова, Гельмана, Смелянского, за подписью Ефремова, было определено и явилось насилием над театром, в результате чего произошла просто трагедия» .
Единый прежде театр разделился на два, очень разных, но с одинаковыми названиями — МХАТ. Раздел был утверждён приказом № 383, подписанном министром культуры СССР Василием Захаровым .
Ефремовский театр занял старое здание театра в Камергерском переулке (тогда — проезд Художественного театра), он сохранил верность классике и современности в реалистических традициях и через два года получил имя Чехова , а из названия было убрано слово «академический»; с Ефремовым в этом театре в разные годы работали Иннокентий Смоктуновский , Евгений Евстигнеев , Анастасия Вертинская , Елена Проклова , Пётр Щербаков , Олег Борисов, Юрий Богатырёв, Ангелина Степанова , Софья Пилявская , Екатерина Васильева , , Роман Козак , Станислав Любшин , Олег Табаков , Михаил Ефремов , Анатолий Жарков , Александр Калягин, Татьяна Лаврова , Ирина Мирошниченко , Андрей Мягков , Вячеслав Невинный , Нина Гуляева , Ия Саввина , Наталья Тенякова , Александр Феклистов , Евгений Киндинов и др.
Доронинский театр разместился в «новом» (построенном в 1972 году) здании на Тверском бульваре и со временем стал оппозиционно-патриотичным (по мнению многих критиков — архаичным ); его будут называть «женским», а театр в Камергерском переулке — «мужским» . Основу труппы в разные годы составляли Михаил Болдуман , Всеволод Санаев , Алексей Баталов , Михаил Козаков , Светлана Крючкова , Дмитрий Золотухин , Георгий Бурков , Тамара Акулова , Всеволод Абдулов , Юрий Горобец , Анастасия Георгиевская , Светлана Коркошко , Аристарх Ливанов , Леонид Губанов , Михаил Зимин , Всеволод Шиловский и др.
Более поздние оценки разделения театра
Последующие годы и Ефремов, и Доронина обходили этот конфликт молчанием, единственный инцидент с интервью Дорониной американской газете с резко негативными характеристиками позиции Ефремова при разделении театра (возможно, истинные высказывания были искажёны при публикации) удалось «погасить» . В 1990 году в интервью журналу « Советский экран » пользу от раскола театра для МХАТа Ефремов оценивал осторожно: «…Раскол всё равно был необходим, потому что неестественна труппа до двухсот человек — это уже не театр… В этом смысле всё, что произошло, правильно. Ведь не зря же мне пришлось в переполненный театр приглашать таких артистов, как Смоктуновский, Евстигнеев, Борисов, Калягин. То есть надо было создавать поколение, адекватное по талантам, творческим возможностям знаменитым мхатовским „старикам“. Иначе образовывался вакуум…». В 1990-х годах это событие воспринималось бы уже, по мнению Ефремова, как нечто абсолютно естественное .
Доронина же осталась категорически не согласна с разделением. По её мнению, за единство труппы стоял весь коллектив театра, исключение составляли лишь «15 человек, которые и мхатовцами-то не были, а пришли в театр со стороны… И это единство разделять нельзя было. Так же как нельзя было разделять нашу страну. Но нашлись люди и в театре, и в государстве, которые воспользовались нашим непротивлением , нашим христианским смирением — и получили свои дивиденды. Был запланированный раскол театра так же, как был запланированный, срежиссированный развал страны» .
Тяжело пережил кризис Олег Табаков. В интервью 2010 года он говорил, что даже сейчас ему больно об этом вспоминать, при этом он отметил, что «надо поклониться Татьяне Дорониной: она приняла отвергнутых, ни один артист в тот момент не оказался на улице. Заслуживающий уважения поступок!» .
По мнению В. Давыдова , вся творческая биография которого была связана с МХАТом, «…театры оба остались, спектакли шли, актёры играли, но уже ничего от Художественного театра не осталось, а в историческом здании после десятилетней реконструкции была уничтожена даже вся закулисная атмосфера…»
Примечания
- // Монголы — Наноматериалы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 306. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 21). — ISBN 978-5-85270-355-2 .
- ↑ . РИА Новости (25 января 2010). Дата обращения: 20 марта 2023. 11 мая 2021 года.
- ↑ Шевелев А. Газета.ru . Дата обращения: 10 июня 2023. 11 июня 2023 года.
- ↑ Катина В. // Советский экран . — 1990. — № 17 . 27 июля 2014 года.
- , с. 6.
- ↑ . namednibook.ru . Дата обращения: 18 февраля 2023. 22 февраля 2023 года.
- ↑ , с. 106.
- Строева М. Н. Советский театр и традиции русской режиссуры: Современные режиссёрские искания. 1955—1970. — М. : ВНИИ искусствознания. Сектор театра, 1986. — С. 14—15. — 323 с.
- ↑ . Официальный сайт Московского Художественного театра имени А. П. Чехова. Дата обращения: 8 сентября 2012. 28 сентября 2012 года.
- Раззаков Ф. И. Свет погасших звезд : Люди, которые всегда с нами. — М : ЭКСМО, 2007. — 832 с. — ISBN 978-5-699-20983-5 .
- . mxat.ru . Дата обращения: 20 марта 2023. 23 февраля 2023 года.
- . mxat.ru . Дата обращения: 20 марта 2023. 22 марта 2023 года.
- . mxat.ru . Дата обращения: 20 марта 2023. 26 марта 2019 года.
- . mxat.ru . Дата обращения: 20 марта 2023. 23 февраля 2023 года.
- Москва: Энциклопедия / Гл. ред. С. О. Шмидт , составители: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : БРЭ, 1997. — С. 160—161. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3 .
- ↑ .
- Соловьёва И. . — М. : Московский художественный театр, 1998. — 160 с. — ISBN 5-900020-04-5 . 23 февраля 2023 года.
- , с. 199.
- Фомина И. . 7days.ru. Дата обращения: 20 марта 2023. 22 февраля 2023 года.
- ↑ Ванденко А. // Итоги : журнал. — 6 и 13 сентября 2010. — № 36 и 37 . 19 июня 2023 года.
- ↑ Пахомова А. Семь дней (24 июля 2015). Дата обращения: 10 июня 2023. 11 июня 2023 года.
- ↑ Гершкович Е. . moskvichmag.ru (31 января 2020). Дата обращения: 20 марта 2023. 23 февраля 2023 года.
- . YouTube (2015). Дата обращения: 20 марта 2023. 4 апреля 2023 года.
Литература
- Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2 .
- Раззаков Ф. И. . — Центрполиграф, 2015. — 420 с. — ISBN 978-5-227-05744-0 .
Ссылки
- Шибанов Б. . gazeta.ru. Дата обращения: 20 марта 2023.
- 2020-03-27
- 1