История евреев Палестины
- 1 year ago
- 0
- 0
История евреев в Битолы — хронологическое развитие социально-экономического, культурно-религиозного и других аспектов жизни еврейской общины в северомакедонском городе Битола .
Древняя географическая область Македония была фактически первой европейской территорией, в которой существовала большая еврейская община. Во времена Александра Македонского и Римской империи евреи, известные как романиоты , переселялись на территорию географической области Македонии с востока.
Самая большая еврейская иммиграция на территорию географической области Македония произошла в период владычества Османской империи , когда после изгнания из Испании и Португалии в 1492 году большое количество евреев прибыло на Балканы . Евреи-сефарды с Пиренейского полуострова в XV в. Кроме городов сегодняшней исторической Македонии расположенной сегодня почти полностью в Греции (Салоники, Верия, Флорина), они в массовом порядке переселялись в Битолу, который тогда носил греческое название Монастир, , а также в другие города османской Македонии. Пиренейские евреи селились в отдельном квартале, говорили на языке ладино , были носителями сефардского фольклора и традиционной иудейской культуры. После их переселения появились синагоги , религиозные школы, религиозные суды и общества взаимопомощи.
Переселенцы создали две общины в Монастире — « арагонскую » и « португальскую » и в течение сотен лет, вплоть до Холокоста , посещали отдельные синагоги.
В XVI веке в Монастири было около 200 еврейских семей. Еврейская община Монастира имела контакты с другими иудейскими центрами Османской империи. В конце XVI века в Монастире вспыхнул пожар, уничтоживший много еврейских домов и синагог. После этого, так как у них не было достаточно денег для восстановления обоих сгоревших синагог, арагонская и португальская общины решили создать совместный фонд для восстановления одной общей синагоги. Часто под синагоги использовались и частные дома.
В XVI—XVII веках большая часть еврейского населения Монастира была занята в сфере торговли и ремесел. Они занимались ткачеством, производством одежды, были ювелирами, сборщиками налогов, мясниками, денежными кредиторами, виноградарями и продавцами. Сефардам-торговцам часто приходилось переезжать с места на место, из страны в страну .
В 1863 году пожар уничтожил большую часть еврейского квартала города. Община обратилась за помощью к известному британскому благотворителю сефардского происхождения Мозесу . Это обращение ознаменовало начало переориентации сефардской общины на европейскую культуру и постепенное внедрение у еврейского населения светского образования и ценностей. Изменения произошли в то время, когда налаживались новые транспортные связи с Салониками , где проживала одна из наибольших еврейских общин Балкан.
В 1889 году из 31257 жителей города 5500 были евреями.
Во время илинденского восстания 1903 года тысячи монастирли (как местные жители называли сефардов Битоли) эмигрировали в Северную и Южную Америки , Иерусалим и Салоники. После окончания Второй Балканской войны 1913 года Монастир был переименован в Битолу и оказался в зоне, контролируемой Сербией.
На рубеже XX века еврейское население Битолы достигло 11 тысяч, но к 1914 году эмиграция привела к сокращению численности еврейской общины до 6 тысяч. Во время Первой мировой войны более 5 тысяч евреев Битолы стали беженцами . К окончанию войны еврейская община насчитывала чуть более 3000. Битола стала частью Королевства Югославия .
После первой мировой войны Ицхак Елисафан , известный учитель и кантор в Битоле, создал Ломдей Тору , учебное заведение для молодежи. Ломдей Тора в городе показывало спектакли на иврите . Ученики Елисафана устраивали парады на улицах Битоли, во время которых одевались в традиционную одежду и пели еврейские песни.
В 1920-х и 1930-х годах среди местных евреев распространились сионистские настроения . В эти годы около 500 битольских сефардов эмигрировали в Палестину .
В период интербеллума евреи Битолы жили вдоль реки Драгор в квартале без каких-то наружных ограждений. Квартал был поделен на районы La Bustanico , La Tavana , La Bomba , Los Corttijos , Ciftlik и др. Почти над каждыми дверями жилищ была надпись на иврите, которая отмечала год возведения дома по еврейскому летоисчислению .
Уровень образования большинства евреев был низким. Лишь несколько семей могли позволить себе отправить своих детей в среднюю школу. В возрасте 10 лет большинство детей оставляли обучение для материальной поддержки своих семей: мальчиков в качестве учеников отдавали к мастерам, а девочек привлекали к традиционным «женским занятиям».
Накануне оккупации в Битоле проживало 810 еврейских семей — 3351 человек.
В 1941—1944 годах территория сегодняшней Северной Македонии находилась под властью болгарских оккупантов.
4 октября 1941 года оккупационные власти запретили евреям этой территории заниматься производством или торговлей. Все существующие еврейские предприятия имели три месяца, чтобы передать право собственности неевреям или продать свои активы. В конце 1941 года евреев заставили переселиться в гетто .
2 июля 1942 года правительство Болгарии потребовало, чтобы все еврейские хозяйства отдавали 20 % всех активов, включая имущество, мебель, наличные и предметы домашнего обихода. Были созданы комитеты для оценки стоимости имущества евреев. Имущество тех, кто не имел денег на уплату налога, продавалось на аукционе .
11 марта 1943 года в Битоле, Скопье и Штипе несколько сотен полицейских и солдат собрались в городских полицейских участках в 2 часа утра, чтобы получить указания относительно вывоза евреев и их вещей. В Битоле болгарские военные установили блокаду города, чтобы предотвратить побеги.
В период с 5 до 6 часов болгарскими оккупантами был осуществлен рейд по гетто с целью оповещения о высылке евреев. Практически все еврейское население города было загружено в товарные вагоны. Многие женщины и девушки были изнасилованы .
Из 3276 депортированных евреев Битолы только пятерым удалось сбежать. Кроме того, болгары освободили трех евреев. Несколько евреев бежали на территорию оккупированной Греции в надежде на спасение, но почти все они впоследствии погибли в Освенциме . Несколько десятков молодых еврейских мужчин и женщин с Битолы присоединились к партизанам и воевали в разных подразделениях; некоторые из них были убиты в бою. Подавляющее же большинство этих людей погибло в Треблинке .
Сегодня в городе проживает всего один еврей .