Храм Святителя Николая в Пыжах
- 1 year ago
- 0
- 0
Николаевская (Троицкая) церковь в Вичуге — православный храм в селе Вичуга Кинешемского уезда Костромской губернии , построенный в 1801 году. Полностью уничтожен в середине 1950-х годов. Архитектором считается итальянский зодчий Гауденцио Маричелли . Вместе с примыкающей Торговой площадью, на которой располагались каменные и деревянные торговые постройки, отчасти принадлежащие самой церкви, входила в единый архитектурный комплекс с дворцово-парковым ансамблем усадьбы С. П. Татищева .
Первые упоминания о храмах в селе Вичуге относятся к началу XVII века. В церковных книгах упоминаются: « Цер Николы чудотв. въ Вичуской волости ». Позднее, за 1746 год, внесена следующая запись :
Николая чуд. да Дмитрiя Селунскаго въ Кинешемскомъ уѣздѣ в сѣлѣ Вичугѣ на рѣчкѣ Вичугѣ Плесская десятина жилых данных церквей и пустовых церковных земель. 1628—1710 и 1722—1746 гг.
В Статистических сведениях Костромской епархии, а село Вичуга в конце XVIII века относилось к Кинешемскому уезду Костромской губернии, упоминается каменная церковь с такой же колокольней построенные в 1801 году на средства владельца села Вичуги — Сергея Павловича Татищева , отчасти на деньги церковной общины . Кроме самой церкви упоминаются так же каменная ограда и иные постройки: каменная лавка для продажи церковных свечей; две каменных кладовых; дом, устроенный для помещения училища приходских детей и келья для охранения (сторожка) . С принадлежащих церкви строений приход получал 1 367 рублей годового дохода .
В различных источниках храм именуется различно: церковь Троицы Живоначальной и Троице-Никольская церковь [ неавторитетный источник ] , Свято-Николо-Троицкая церковь [ неавторитетный источник ] . В официальных издания Костромской епархии этот храм именуется сначала «Церковь Святителя Николая» , позднее «Николаевская церковь» . У Козловского — Троицкая .
В связи с тем, что не дошли документы прямо указывающие на имя архитектора, длительное время предполагалось, что автором проекта мог быть Костромской губернский архитектор П. И. Фурсов . В своей статье «Вичуга» краевед А. Д. Козловский упоминает не только богатый и красивый храм, построенный на средства С. П. Татищева , но и «собственного его весьма искусного Архитектора» .
В настоящее время автором проекта считается Гауденцио Маричелли . Ивановский краевед Л. А. Шлычков утверждает, что Маричелли так же проектировал и стоящий напротив церкви через площадь дворец С. П. Татищева, и прилегающий к нему садово-парковый ансамбль с круглым прудом. Сохранился рисунок А. Кореонова «Село Вичуга в 1855 году», где на заднем плане в правой части изображена церковь, а в левой дом Татищева.
О связи архитектора Маричелли с Вичугой говорят и документы о строительстве иных объектов, в частности Церкви Рождества Богородицы в селе Михайловском . В частности мастерами по выделке кирпича, изготовлению иконостасов и прочего внутреннего убранства указываются крестьяне с. Вичуга и дворовые Татищева, а ответственным за подряд Маричелли .
28 марта 1936 года собрание колхоза им. Буденого постановило колокола на «снять и сдать государству для укрепления обороноспособности и развития тяжелой индустрии». Аналогичное решение от 17.06.1936 г. принимает и собрание рабочих поселковой фабрики.
Ровно через год (11 июня 1937 года) президиум Ивановского облисполкома утверждает решение Вичугского райисполкома «о прекращении церковного звона в Старой Вичуге и о снятии колоколов с Николаевской церкви» .
8 апреля 1939 года Вичугский райисполкома принимает решение об изъятии Николаевского храма у церковной общины и оставлении верующим одного молитвенного здания — кладбищенской церкви имени преподобного Сергия Радонежского.
09 октября того же года президиум Ивановского облисполкома постановил церковь, как культовое сооружение, ликвидировать, но как здание оставить и передать Вичугскому райисполкому для размещения в нем кинотеатра.
Вопреки указанному постановлению в 1955 году церковь была полностью уничтожена. На этом месте находится поселковая пекарня, пункт приёма вторсырья, хозяйственные постройки. Кладовые и торговые постройки у южного и северного фасада частично сохранились. В северной располагается поселковая пекарня, в южной размещены магазины.
Списков духовенства данной церкви не сохранилось. Ниже приводятся сведения о священниках на основании Синодика, составленного по сохранившимся метрическим книгам.
1831
с 1832 по 1870 годы
1871
Прочие священнослужители
Строительных планов, чертежей и иной документации не сохранилось. Но имеющиеся фотографии показывают каким был утраченный храм. В плане Николаевская церковь имела форму вытянутого прямоугольника, ориентированного по сторонам света. Такая форма православного храма считается традиционной и называется «Кораблем». В христианской символике храм—корабль уподобляется Ноеву ковчегу , спасающему верующих в «бушующем житейском море» .
Восточный фасад оформлен выступающей полукруглой апсидой , на конхе которой расположен небольшой глухой барабан, увенчанный главкой луковичной формы, установленной на небольшой конусной «ножке». По форме и пропорциям она повторяет пятиглавие, венчающее основной объем храма, но отличается меньшими размерами.
Основной объем (средняя часть) представляет собой канонический четверик , перекрытый сводом, в центре которого на круглой шейке, прорезанной арочными окнами, установлен центральный купол (глава) храма. В верхней части по углам четверика расположены четырехгранные глухие барабаны, увенчанные главами луковичной формы на конусообразных «ножках». В нижней части по сторонам, обращенным наружу от свода, барабаны украшены треугольными фронтонами , карнизы которых соединяются с карнизом свода, опоясывающим храм по всему периметру. Над фронтонами располагаются декоративные «ложные окна» — ниши сферический формы. По христианской традиции храм с четырьмя главами и центральной-пятой, приподнятой над остальными, символизирует четырех евангелистов с Христом в центре. Под сводом на уровне второго яруса в северной, западной и южной стенах прорезаны трехчастные окна сферической формы, над которыми слева, и справа расположены круглые декоративные филёнки имитирующие окна. Углы верхнего яруса оформлены сплошным выступающим рустом на котором сделаны декоративные ниши в форме прямоугольных окон с имитацией треугольного фронтона над и небольшого карниза под ним. Южный и Северный фасады нижнего яруса срединной части храма оформлен классическим шестиколонным портиком тосканского ордера . Антаблемент гладкий, не декорирован. Венчает портик треугольный фронтон, по карнизу и скатам оформленный дентикулами — «сухариками» .
К западной стене пристроена прямоугольная трапезная, заканчивающаяся крытой папертью . На кровле паперти симметрично апсиде Восточного фасада установлена небольшая главка-луковичка, а по сторонам парные двухколонные портики. Из трапезной же «вырастает» трёхъярусная колокольня. Два нижних яруса сделаны в виде арок, в плане имеют форму квадрата со скошенными углами. При этом на первом ярусе они оформлены выдающимися двухколонными тосканского ордера портиками без фронтона, а на втором полуколоннами в том же стиле. Арки первого яруса оформлены ленточным рустом и рельефным замковым камнем. На втором ярусе, где размещались колокола, арки оформлены скромнее-лишь небольшой выпуклой филёнкой. Зато в проемах арки установлены ограждения в виде узорчатых решеток, что создает эффект того, что каждая арка стоит на своеобразном «балкончике». Третий ярус-резонаторный, в плане круглой формы, по сторонам света прорезан арками, украшенными филенкой. Простенки между арками рустированны аналогично первому ярусу. Колокольня перекрыта сферическим вытянутым по вертикали, куполом в котором над каждой аркой прорезаны круглые резонаторные отверстия. На вершине купола установлен граненый шпиль сложной геометрической формы. По утверждению Козловского на колокольне так же имелись часы .
Изображений внутреннего пространства храма не сохранилось. Описания его в литературных источниках так же не встречается, за исключением статьи Козловского :
…иконостас, искусно вырезанный и снабженный правильно размещёнными колоннами, ярко вызолочен и вмещает большие местные образа в серебряных ризах. В алтаре находится большой прекрасной живописи образ Благовещенья Пресвятой Богородицы. Нельзя лучше избрать места для помещения его; при священнодействии, когда отворяются Царские врата, видишь над престолом как будто парящего Ангела, сияющего красотой небесной, с лилиею в руке, благовествующего о воплощении Сына Вышнего, для человеческого спасения; божественная Дева красоты неописанной, упав на колени, внимает словам Божья посланника; при виде сего поражаешься каким-то благоговением; кажется слышишь: «радуйся, Благодатная». По сторонам сего изображения поставлены два образа Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, Итальянской работы; на стенах хорошей живописью изображены 4 Евангелиста, 12 Апостолов и некоторые деяния из Священной Истории. В приделах образа по большой части старинные в серебряных окладах. Нельзя однако не пожалеть, что два образа Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы покрыты серебряными ризами; ибо богатство их не заменяет красоты живописи. Богатая ризница также заслуживает внимание. Колокольня украшена часами и один из колоколов весом в 420 пудов.