Interested Article - Бекефи, Альфред Фёдорович
- 2020-10-15
- 2
Альфре́д Фёдорович Беке́фи (1843—1925) — артист балета. Много работал в России: артист балета московского Большого (1876—1883) и петербургского Мариинского (1883—1905) театров.
Биография
По происхождению венгр. Настоящее имя при рождении Аладар, русифицированно назывался: Аладар Фридрихович .
Родился в Венгрии в семье балетмейстера Фридриха Бекефи 29 декабря 1843 года ( 11 января 1844 ). С детства занимался танцами. С раннего возраста принимал участие в гастролях по городам Европы.
В 1865 году впервые приехал гастролировать в Россию, где его выступления в частных театрах продолжились до окончания сезона в 1866 году .
Приехав в Москву в 1876 году , он выступал на сцене московского Большого театра до 1883 года , став танцовщиком балетной труппы императорского театра . Получилось так, что в этот период он стал участником двух премьер « Лебединого озера ».
Как известно, считают, что самая первая постановка этого всемирно известного балета П. Чайковского , прошедшая 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в хореографии Юлиуса Резингера , была, наряду с музыкой, признана неудачей, хотя критикой и были положительно отмечены некоторые исполнители, а сама постановка долгое время сохранялась на сцене театра. В этой постановке Бекефи исполнял венгерский танец. В 1882 году балетмейстер возобновил и частично отредактировал старый спектакль. В постановке 1882 года Альфред Бекефи выступил в партии Зигфрида.
Впоследствии балетмейстеры Л. Иванов и М. Петипа , полностью переработав хореографию, создали балет-шедевр «Лебединое озеро».
В 1883 году Бекефи был переведён в Петербургскую императорскую труппу, где танцевал до января 1906 года .
Гастролировал в Париже, Монте-Карло, Милане, Риме, Мадриде, Вене.
За многолетнюю службу дважды был награждён золотыми медалями (1901, 1904) . К этому времени относится интересный и редкий подарок, полученный им и через много лет ставший аукционным лотом. Это, как сообщает аукционный дом «Гелос», «лента с цветами флага Венгрии и выполненной золотым тиснением надписью: „Альфреду Бекефи 1901 XI 21 Отъ стараго пріятеля“. Россия, начало XX века. Длина 94 см, ширина 18 см. Незначительные потертости. Предмет представляет историческую ценность» . Аукционеры делают предположение, что, вероятно, данная лента была преподнесена артисту после одного из представлений.
- 1877 — « Лебединое озеро », балетмейстер Юлиус Резингер — венгерский танец
- 1879 — «Дева ада», балетмейстер — принц Кадур
- 1881 — «Арифа», балетмейстер — Али-Бакум
- 1881 — «Зорайя, мавританка в Испании», балетмейстер М. И. Петипа — Тамарат
- 1882 — « Лебединое озеро », балетмейстер — Зигфрид
- «Катарина, дочь разбойника» — танец сальтарелло
- « Конёк-Горбунок » — уральский танец
- « », балетмейстер А. Сен-Леон — матлот (собственная постановка танца)
- «Бабушкина свадьба» — Бров
- 1886 — «Волшебные пилюли» — игра в серсо
- 1886 — «Приказ короля» — танец трубадуров
- « Руслан и Людмила ». Балетный акт в опере — лезгинка
- « Немая из Портичи » (балетный фрагмент в опере) — тарантелла
- 1886 — « Эсмеральда », балетмейстер М. И. Петипа по хореографии Ж.Перро — Квазимодо (критика подчёркивала исполнение этой партии как «особое достижение танцора»
- 1887 — «Очарованный лес», балетмейстер Л. И. Иванов — Иося
- 1887 — «Гарлемский тюльпан» композитор Б. А. Фитингоф-Шеля , балетмейстер Л. И. Иванов — Андреас
- 1889 — «Талисман», балетмейстер М. И. Петипа — индус Наль
- 1890 — « Спящая красавица », балетмейстер М. Петипа — Кот в сапогах (первый исполнитель)
- 1896 — «Привал кавалерии» — Ротмистр (первый исполнитель)
- « Коппелия », балетмейстер А. Сен-Леон — танец
- «Маркитантка», возобновление хореографии А. Сен-Леон — танец
- 1898 — « Раймонда », балетмейстер М. Петипа — Палотас (первый исполнитель)
- 1899 — «Эсмеральда», новая авторская редакция, балетмейстер М. И. Петипа — Квазимодо (уже исполнял ту же партию в предыдущих постановках)
- 1899 — « Корсар », балетмейстер М. И. Петипа — Сеид-паша
- 1902 — « Дон Кихот ». Балетмейстер М. Петипа — Эспада
и др.
Его партнёршами были М. М. Петипа , В. Цукки , О. И. Преображенская , М. Ф. Кшесинская .
Критика отмечает: «Ведущий характерный танцовщик и мастер пантомимы. Блестящий исполнитель испанских, цыганских танцев. Не имел равных в венгерских танцах в балетах» ; «Был ярким характерным танцовщиком, внёс большой вклад в развитие характерного танца в русском балете. С большой чёткостью и выразительностью исполнял он чардаши, мазурки и другие танцы. Обладал мимическим дарованием» ; «Считался несравненным исполнителем цыганских, испанских и особенно венгерских танцев. Пылкость и темперамент Б. в сочетании с элегантностью и благородством И. Кшесинского составили основу стиля петербургских характерных танцовщиков» .
Критика особо подчёркивает его вклад в разработку характерного танца. Объединившись вместе с А. В. Ширяевым — тоже энтузиастом развития балетных реформаторских возможностей, они много работали над этой темой, значительно расширив набор характерных танцев в балетах, перерабатывая увиденное в странствиях, в народном плясе .
Прощальный бенефис Альфреда Бекефи состоялся в январе 1906 года . Он ещё какое-то время гастролировал по Европе, выступая в концертах, а с 1914 года перешёл на педагогическую работу и преподавал характерные танцы в Петербургском театральном училище . Среди учеников Касьян Голейзовский . Архив артиста хранится: ЛГТМ, 24 ед. хр., 1888—1914 .
Литература
- Наши Петербургские артисты, СПб., 1896
- Плещеев А. «Наш балет (1673—1899). Балет в России до начала XIX столетия». 2 изд., СПб., 1899
- Светлов В. Терпсихора, СПб., 1906
- Красовская В. М. Русский балетный театр второй половины XIX в. Л.-М., 1963
- Борисоглебский М. В. (сост.) Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, с. 118
Примечания
- ↑ (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2789 дней])
- ↑ . Дата обращения: 13 мая 2010. 15 сентября 2009 года.
- . Дата обращения: 13 мая 2010. 13 апреля 2010 года.
- ↑ БЕКЕФИ в балетной энциклопедии (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997).
- Театральная энциклопедия
- Театральная энциклопедия. Гл. ред. С. С. Мокульский. Т. 1 — М.: Советская энциклопедия, А — «Глобус», 1961, 1214 стб. с илл., 12 л. илл. (стб 487—488)
- . Дата обращения: 16 января 2017. 7 апреля 2016 года.
- 12 декабря 2009 года.
Ссылки
- , автор статьи Т. Е. Кузовлева
- Театральная энциклопедия
- 2020-10-15
- 2