Interested Article - Цыганская гамма

Цыганская гамма , также венгерская гамма — октавный звукоряд из интервального рода гемиолики , характерная черта которого – два полуторатоновых интервала (увеличенные секунды ) между соседними ступенями. Этноним «цыганский» (или «венгерский») применяется условно (по образцу этнонимов так называемых «натуральных ладов» ), поскольку описываемые звукоряды встречаются в музыке многих народов Евразии.

Цыганская минорная гамма

Цыганская минорная гамма

В этой разновидности гемиольного звукоряда полуторатон разделяет III/IV и VI/VII ступени звукоряда (см. нотный пример), причём III ступень находится на расстоянии полуторатона ( малой терции ) от основания (отсюда в названии «минорная»). В учении о гармонии в России и некоторых зарубежных странах этот звукоряд также называется дважды гармоническим минором . Это представление считается неправильным (устаревшим), так как оно берёт за точку отсчёта звукоряд натурального минора, в котором «повышаются» IV и VII ступени. В действительности все гемиольные лады (в том числе и описываемые) существовали издавна и совершенно независимо от «классических» ладов – мажора и минора.

Соответствует звукоряду арабского макама «нава атар» (вар. транскрипции: «нава асар») и, с точностью до микротоновых отличий — турецкого макама невесер .

Цыганская мажорная гамма

Цыганская мажорная гамма

В этой разновидности гемиольного звукоряда полуторатон разделяет II/III и VI/VII ступени звукоряда (см. нотный пример), причём III ступень находится на расстоянии дитона (большой терции) от основания (отсюда в названии «мажорная»). В школьной гармонии этот звукоряд также называется дважды гармоническим мажором , ввиду присутствия в нём двух увеличенных секунд и уменьшённых септим (характерных интервалов). В качестве точки отсчёта в такой номенклатуре принимается звукоряд натурального мажора, в котором говорят о «пониженной II» и «пониженной VI» ступенях. Другие названия: доминантовый лад , андалусийский лад. В некоторых европейских традициях его именуют также «арабской гаммой» (например, итал. Scala araba , порт. Escala árabe ; см. соотв. статьи в и Википедиях). Соответствует звукоряду арабского макама хиджаз кар и его транспонированных версий шадд арабан , шахназ и сузидиль , арабо-андалусского лада зидан , азербайджанского лада чаргях (в трактовке У. Гаджибекова ) и, с точностью до микротоновых отличий — турецких макамов хиджазкар , зиргулели хиджаз , шедарабан и персидского дастгяха чахаргах . Также соответствует звукоряду раги бхайрав в индийской классической музыке в традиции хиндустани .

Применение в музыке

Цыганская гамма — распространённый модализм в музыке западноевропейских романтиков XIX века, особенно часто её применял Ф. Лист (в « Венгерских рапсодиях », в фортепианной Сонате h-moll, в симфонической поэме «Битва гуннов» и др. сочинениях). У Ж. Бизе цыганская гамма широко используется в его опере « Кармен »: обе разновидности (минорная и мажорная) — в лейтмотиве судьбы (впервые звучит в увертюре к опере). Другой пример — Мазурка B-dur op. 7 № 1 (эпизод в тт. 45-52) Ф. Шопена . Цыганская гамма встречается и у русских композиторов (также в качестве модализма, часто в смешении с другими звукорядами). М. П. Мусоргский использовал цыганскую гамму в пьесе «Два еврея» (в цикле фортепианных миниатюр « Картинки с выставки ») для характеристики богатого еврея, С.В. Рахманинов — во II части Третьего фортепианного концерта.

Цыганская гамма встречается в народной музыке Испании (в том числе в музыке фламенко ), в клезмерской музыке восточно-европейских евреев , в музыке Польши, Румынии, Венгрии, балканских стран.

Примечания

  1. Дата обращения: 8 сентября 2012. Архивировано из 28 июля 2012 года.
  2. Дата обращения: 10 августа 2015. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
  3. Дата обращения: 8 сентября 2012. Архивировано из 6 августа 2012 года.
  4. ibid.
  5. . Дата обращения: 20 января 2016. 3 марта 2016 года.
  6. Гаджибеков У. от 14 декабря 2014 на Wayback Machine (эл. версия).
  7. Дата обращения: 8 сентября 2012. Архивировано из 27 января 2013 года.
  8. Дата обращения: 16 февраля 2016. Архивировано из 11 марта 2016 года.
  9. Дата обращения: 16 февраля 2016. Архивировано из 10 марта 2016 года.
  10. Nettl, Bruno. от 9 сентября 2015 на Wayback Machine Encyclopaedia Iranica.
  11. (Chandra & David Courtney's homepage)
  12. Flamenco // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. L.; N.Y., 2001 (раздел 4 «Musical characteristics»), где описанный звукоряд сравнивается со звукорядом арабского макама хиджази (хиджаз).

Литература

  • Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988; репринт СПб., 2003.
Источник —

Same as Цыганская гамма