Interested Article - Скандинавский дизайн

Скандинавский дизайн — направление в промышленном, интерьерном и предметном дизайне северно-европейских стран: Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии и Исландии — в 1930—1950-е годы. В некоторых случаях под понятие скандинавский дизайн подводят дизайн северных стран всего XX века — начала XXI века, считая единство его прикладных и концептуальных элементов точным выражением художественного принципа XX века.

Чугунок Тимо Сарпанева (1959), одна из эмблем скандинавского дизайна

Датский дизайн

Арне Якобсен , Кресла Серии 7, Дизайн 1955 г. Зал Бетховен , Бонн

Отправную точку этого направления дизайна принято связывать со средневековой традицией — основные институции сформировались в XVI веке, когда были созданы основные ремесленные гильдии. Тем не менее, основные черты дизайна в Дании сложились под влиянием новой художественной традиции XX века: стиля модерн, а затем — функционализма , интернационального стиля , модернизма и традиции Баухауза . Дaтcкий дизайн, чьей отправной точкой можно считать деятельность королевской фарфоровой мануфактуры Royal Copenhagen , основанной в 1775 году , испытал заметное влияние неоклассической и романтической традиции. Движение искусств и ремесел также было близко датской художественной идее, его идеологической и бытовой традиции .

Одна из особенностей дизайна первой половины XX века в Дании — соединение традиции классицизма , Движения искусств и ремесел , модерна и модернизма . Oдин из примeрoв этого направления — работы . Развитие новых форм и нового стиля в датском дизайне связано с деятельностью журнала Kritisk Revy , который способствовал распространению идей модернизма, конструктивизма и Баухауза .

Дизайн второй половины XX века связан с последовательной интеграцией в интернациональную систему. Датская традиция 1950—1970-х годов — это использование обтекаемых форм ( Арне Якобсен ), новых материалов ( Вернер Пентон ) и новых технологических систем ( Bang & Olufsen ). Как многие приверженцы интернационального стиля, представители датского дизайна воспринимали объект и вещь как квинтэссенцию концепции и идеи . Одной из ключевых особенностей датского дизайна можно назвать внимательное отношение к материалам и стремление продемонстрировать их физические характеристики (например, «Стул-муравей» Арне Якобсена ). Эта традиция чувства материала в середине XX века была перенесена на новые предметы и фактуры, в частности — пластик, стекло и металл.

Шведский дизайн

Идеи шведского дизайна связывают с концепцией протестантской этики , сформулированной Максом Вебером . Эта идеологическая доктрина предполагает строгость, сдержанность, рассматривает честный и достойно вознаграждаемый труд как часть религиозной идентификации. Отправной точкой шведского дизайна является период символизма и модерна , когда в Швеции сформировался собственный художественный язык под влиянием национальной школы классицизма , романтизма , сентиментализма , импрессионизма и шведской символической традиции . Наиболее заметным и влиятельным художником этого времени можно считать Карла Ларссона .

Шведский дизайн исходит из преимуществ обеспеченного и устойчивого, но не вызывающего стиля жизни. Дизайнерская традиция Швеции в XX веке — это соединение идей движения искусств и ремесел и его идеи домашнего комфорта с традицией радикального модернизма . Для Швеции дизайн стал формой национальной идентичности , способом создания и выражения национального характера, который обладает своими уникальными чертами и в то же время включен в систему европейских ценностей .

Финский дизайн

Тапио Вирккала , 1968, Серия Ultima Thule

Зарождение и подъем финского дизайна связывают с явлением национальной романтики , которое сложилось в XIX — начале XX веков . Издание Калевалы Элиасом Леннротом в 1835 , влияние шведской архитектуры второй половины XIX века и обретение независимости в 1917 году создали условия формирования национальной художественной школы в области дизайна. Особенность финской школы — соединение национальной традиции и принципов интернациональной архитектурной доктрины. В первой половине XX века финский дизайн сформировался под влиянием идей модернизма . В частности, работы Алвара Аалто принимали участие в этапной выставке «Современная архитектура: интернациональная выставка», которая в 1932 году проходила в Музее современного искусства в Нью-Йорке и, по сути, дала толчок к развитию интернационального стиля . Финляндия стала одной из важнейших стран как в смысле распространения интернационального стиля, так и с точки зрения развития дизайна в целом. Классический финский дизайн соединил элементы традиционной культуры ( Тимо Сарпанева ), природные мотивы ( Тапио Вирккала ) и принципы интернационального функционального и минималистического дизайна ( Алвар Аалто ) .

В послевоенный период развитие дизайна в Финляндии было частью масштабной государственной программы, связанной с поддержкой и продвижением национальной культуры. 1951 считается годом так называемого «Миланского Чуда»: финский дизайн был масштабно представлен на IX Миланской Триеннале и ведущих дизайнерских выставках. В 1954 на десятой Триеннале в Милане стенд Финляндии оформлял Тапио Вирккала, продемонстрировав широкий спектр работ из разнообразных материалов и сделав акцент на «скульптурном» характере финского дизайна. Финские дизайнеры-стеклодувы, в частности, много работали для стеклодувных мануфактур в Мурано . Прикладной и бытовой финский дизайн претендовал на статус художественного объекта. Каждый предмет рассматривался не просто как удобный предмет утвари, а как воплощение художественной идеи . Период 1960—1970-х годов считается «золотым веком» финского дизайна . Российский искусствовед обращает внимание на то, что финский дизайн, построенный на формах и принципах интернационалльного стиля , можно считать одним из инструментов национальной идентичности . Специфика финской дизайн-программы предполагала использование принципов интернационального модернизма как части национальной художественной доктрины. Это обстоятельство можно считать важной характеристикой финского дизайна .

Норвежский дизайн

Специфика норвежского дизайна — необычное положение по отношению как к интернациональным художественным течениям, так и к местной художественной традиции. Норвежская система предполагала жизнь большими хуторами-поместьями — изолированными от внешнего мира и, в то же время обеспеченных всем необходимым. Особенность Норвегии — сочетание суровых условий жизни и бытового комфорта, которые объединили национальную традицию и принципы интернационального дизайна.

Особенность норвежской культуры — продолжительное использование принципов движения искусств и ремесел , связанного с идеями национальной романтики , а также устойчивый интерес к стилю модерн , который в Норвегии приобрел черты сходства со средневековым «звериным стилем» (так называемый норвежский «Драконий стиль») .

Важное значение для специфического развития норвежского дизайна имело основание в 1918 году Норвежского союза дизайнеров ( Landsforbundet Norsk Brukskunst, LNB ), который поддерживал и развивал скорее традицию национального ремесла, нежели принципы интернационального стиля . Деятельность союза наложила отпечаток на всю систему дизайнерской школы в Норвегии, которая была ориентирована на сохранение традиционных форм, а не на поддержание и развитие интернациональных концепции дизайна.

Исландский дизайн

Особенность исландского дизайна заключается в его позднем развитии. Исландия практически не принимала участия в формировании художественных идей начала XX века. В силу того что страна занимает одно из самых изолированных положений среди всех скандинавских стран , она практически не участвовала в последовательном художественном процессе континентальных государств. При этом до середины XX века Исландия оставалась частью Дании , получив независимость только в 1944 году . Принципиальное значение для развития дизайна в Исландии имело открытие Школы прикладных искусств в Рейкьявике в 1939 году . Особенность исландского дизайна — его специфическое отношение к модернизму . Элементы нового направления появились в Исландии в тот момент когда интернациональный стиль , по сути, был уже состоявшимся явлением. Знакомство с модернизмом совпало с обретением независимости. Отчасти поэтому, модернизм в Исландии воспринимался как символ национальной свободы и идентичности , а не признак космополитичной художественной доктрины.

Специфика исландского дизайна — нехватка и ограниченное использование новых материалов (таких как стекло, пластик , сталь) и повышенный интерес к естественному природному сырью: вулканическое стекло , застывшая лава, грубый камень. С целью поддержки и развития национальной прикладной школы в 1950—1960-е годы на острове существовал запрет на импорт мебели . Начиная с 1990-х годов основной акцент был сделан на развитие графического и компьютерного дизайна.

  • Людвиг Гудмундссон
  • Эйнар Йоунссон
  • Гуннар Магнуссон
  • Йонас Солмундссон
  • Хельги Хальгримссон
  • Валдис Харрисдоттир

Примечания

  1. Gillian N. The Arts and Crafts Movement: a study of its sources, ideals and influence on design theory. London: Studio Vista, 1971. ISBN 028979580X .
  2. Fiell C. & P. Scandinavian Design. Taschen, 2002. — 704 p. — ISBN 382285882X
  3. ↑ Fallan K. Scandinavian Design: Alternative Histories. Berg, 2012.
  4. Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма (1905). М., 2003.
  6. Тимофеева М. Дизайн в Швеции. История концепций и эволюция форм. М.: РГГУ, 2006. — 306 с. ISBN 5-7281-0713-3
  7. Fallan, Kjetil (2012), Scandinavian Design: Alternative Histories, Berg.
  8. Creagh L., Kaberg H., Miller Lane B. Modern Swedish Design: Three Founding Texts. New York: The Museum of Modern Art, 2008. — 320 p.
  9. ↑ Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37), с. 57 — 72.
  10. Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990. — 535 с.
  11. Фремптон К. Международный стиль: тема и вариации, 1925—1965. // Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990. — 535 с.
  12. Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 45-54
  13. Васильева Е. Финский дизайн стекла: апроприации, идентичность и проблема интернационального стиля // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). С. 278
  14. Там же, с. 273.
  15. Koivisto K. Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Milano: Rizzoli International Publications, 2015. ISBN 9788857227610
  16. Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  17. Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна …
  18. Васильева Е. Финский дизайн стекла: апроприации, идентичность и проблема интернационального стиля // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). С. 260—281.
  19. Koivisto K. Contradictions and Continuities. Finnish Art Glass from 1932 to 1973 / Koivisto K. Korvenmaa P. // Glass from Fin land in the Bischofberger Collection. Milano: Rizzoli International Pub li cations, 2015. Рp. 39-57.
  20. Englund M., Schmidt C., Scandinavian Modern. London: Ryland Peters & Small, 2014. — 143 p.
  21. Gura J. Sourcebook of Scandinavian Furniture: Designs for the Twenty-first Century. New York, 2007. — 304 p. ISBN 9780393733877

Литература

  • Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  • Васильева Е. Финский дизайн стекла: апроприации, идентичность и проблема интернационального стиля // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). С. 260—281.
  • Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37), с. 57 — 72.
  • Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 11-32
  • Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 45-54
  • Тимофеева М. Дизайн в Швеции. История концепций и эволюция форм. М.: РГГУ, 2006. — 306 с. ISBN 5-7281-0713-3
  • Bolander, Lars & MacIssac, Heather (2010), Lars Bolander's Scandinavian Design , Harry N Abrams .
  • Creagh L., Kaberg H., Miller Lane B. Modern Swedish Design: Three Founding Texts. New York: The Museum of Modern Art, 2008. — 320 p.
  • Englund, Magnus; Schmidt, Chrystina & Wood, Andrew (2007), Scandinavian Modern , Ryland Peters & Small .
  • Fallan, Kjetil (2012), Scandinavian Design: Alternative Histories , Berg .
  • Fiell, Charlotte J. & Fiell, Peter (2002), Scandinavian Design , Taschen .
  • Gura, Judith (2012), Sourcebook of Scandinavian Furniture, Designs for the 21st Century , Norton .
  • Hard af Segerstad, Ulf (1961), Scandinavian Design (Nordisk Nyttokonst) , Nordisk Rotogravyr .
  • Halén, Widar & Wickman, Kerstin (2003), Scandinavian Design Beyond the Myth , Arvinius .
  • Koivisto K. Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Milano: Rizzoli International Publications, 2015. ISBN 9788857227610
  • Nelson, Katherine E & Cabra, Raul (2004), New Scandinavian Design , Chronicle Books .
  • Oriol, Anja Llorella (2005), Asensio, Paco, ed., New Scandinavian Design , teNeues .
  • Sommar, Ingrid (2005), Scandinavian Style , Carlton .
  • Wickman, Kerstin (1996), Scandinavian Design: the dream is still alive , Swedish Information Service .
  • Zahle, Erik (1961), A Treasury of Scandinavian Design , Golden Press .

Ссылки

  • Выставка в Государственном Эрмитаже 14 ноября 2015 — 31 января 2016.
  • . Выставка в Музее изобразительных искусств им. Пушкина 12 апреля 2017 — 11 июня 2017

Same as Скандинавский дизайн