Interested Article - Колар, Виктор
- 2020-10-30
- 1
Виктор Колар ( англ. Victor Kolar , собственно Коларж , чеш. Kolář ; 12 февраля 1888 , Будапешт — 16 июня 1957 , Детройт ) — американский скрипач, дирижёр и композитор чешского происхождения.
Родился в семье Франтишека Коларжа (1852—1916), гобоиста в военном оркестре, а затем в оркестре Клаузенбургской оперы. Учился у своего отца, затем у Яна Кубелика и наконец с 1900 года в Пражской консерватории у Отакара Шевчика (скрипка) и Антонина Дворжака (композиция). Выступал как скрипач в консерваторских концертах под управлением директора Карела Книтля — в частности, исполняя скрипичный концерт Дворжака .
С 1904 г. жил и работал в США, с 1906 г. гражданин США. Первоначально выступал на частных музыкальных вечерах в составе фортепианного трио с пианисткой Маргетой Волави и виолончелистом , затем участвовал в гастрольном туре Чикагского симфонического оркестра . С 1905 г. играл в Питтсбургском симфоническом оркестре , 8 января 1907 года, вероятно, дебютировал с ним в качестве дирижёра ( Ольга Самарофф исполняла фортепианный концерт Ференца Листа ). В том же году состоялась первая публикация музыки Колара — в Чехии было издано его Индейское скерцо для скрипки, отражающее представления европейца о музыкальной культуре американских индейцев. 31 января 1908 года дирижировал премьерой собственной симфонической поэмы «Гайавата», по мотивам одноимённой поэмы Генри Лонгфелло , с использованием индейских народных мотивов. Выступал также в Питсбурге в составе струнного квартета. В 1908—1919 гг. скрипач Нью-Йоркского симфонического оркестра , с 1914 г. также помощник дирижёра. Дирижировал несколькими заметными концертами коллектива (в частности, в ходе гастролей Пабло Казальса в 1916 году). С 1910 г. также вторая скрипка в струнном квартете Александра Заславского .
С 1919 г. в Детройте по приглашению дирижёра Осипа Габриловича : ассистент дирижёра и скрипач (до 1927 года), затем второй дирижёр, в 1936—1940 гг. один из двух постоянных дирижёров (наряду с ), в 1940—1942 гг. главный дирижёр. Первоначально дирижировал многочисленными «народными» (для широкой публики, с дешёвыми билетами) и «юношескими» (для младшей аудитории) концертами, руководил Детройтским симфоническим хором, с 1925 года проводил сезон транслировавшихся по радио на всю страну летних концертов на концертной эстраде в парке Бель-Айл . В 1922 году дирижировал премьерой своей Словацкой рапсодии в одном концерте с Ральфом Воан-Уильямсом , дирижировавшим премьерой своей Третьей симфонии, и Джорджем Уайтфилдом Чедуиком , дирижировавшим премьерой своей Юбилейной увертюры. В 1922—1924 гг. выступал как приглашённый дирижёр с Филадельфийским оркестром . Летом 1933 года дважды в день дирижировал концертами Детройтского симфонического оркестра на Всемирной выставке в Чикаго — в общей сложности 160 концертов, в ходе которых прозвучало около 800 произведений. В 1934—1936 гг. дирижировал субсидированными Генри Фордом еженедельными воскресными концертами, транслировавшимися по радио (Детройтский симфонический оркестр выступал в этих случаях под названием Симфонический оркестр Форда, англ. Ford Symphony ). Дирижировал Детройтским симфоническим оркестром в ходе гастрольных выступлений Игоря Стравинского (1925), Джорджа Гершвина (1937), Сергея Рахманинова (1937, 1939, с исполнением Вариаций на тему Паганини , и 1941), Сергея Прокофьева (1938), (1940). В 1938 году привлёк к себе внимание массовой прессы отказом дирижировать Шестой симфонией П. И. Чайковского , поскольку, по словам Колара, после каждого исполнения им этого произведения у него умирал кто-то из близких . 8 марта 1938 года дирижировал концертом чешской музыки в Карнеги-холле в память президента Чехословакии Томаша Масарика . Дирижировал мировыми премьерами сюиты «Легенда о Сонной Лощине» по одноимённому рассказу Вашингтона Ирвинга (1940) и концерта для альт-саксофона (1942, солист Сигурд Рашер ).
В 1942 году Детройтский симфонический оркестр был распущен на один сезон из-за финансовых трудностей; Колар дирижировал урезанным составом коллектива, под названием Детройтский оркестр, в ходе серии радиоконцертов. В 1943 г. он покинул Детройт и возглавил оркестровое отделение Консерватории Артура Джордана в Индианаполисе , аффилированной с Батлеровским университетом . До 1948 г. он преподавал здесь и возглавлял консерваторский оркестр, а затем вернулся в Детройт как преподаватель . Одновременно он руководил различными городскими любительскими и полупрофессиональными коллективами, в том числе Детройтским женским оркестром.
Записал с Детройтским симфоническим оркестром сюиту Н. А. Римского-Корсакова « Шехеразада », две сюиты Эдварда Грига « Пер Гюнт », увертюру к опере Джоакино Россини « Вильгельм Телль », Румынскую рапсодию Джордже Энеску и Американскую фантазию Виктора Херберта (1940).
Среди основных сочинений Колара — Сказочная сюита ( англ. Fairytale Suite ; 1913), симфоническая сюита «Американа» (1914; премия Ассоциации музыкальных педагогов Иллинойса), симфония (1915, с использованием тем старинной чешской музыки), Лирическая сюита (1918, премьера в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра ), Скерцо для струнных (1921) и другие оркестровые произведения, премьерами которых он сам дирижировал в Нью-Йорке и в Детройте. Из его камерных произведений заметны струнный квартет № 2, ми мажор, входивший в репертуар Квартета Флонзале , «Три юморески» для скрипки соло и др. С середины 1920-х сочинял мало, по большей части марши для разных торжественных случаев; отчасти вернулся к композиции в 1950-е гг., среди поздних сочинений выделяется танцевальное интермеццо «Ближний Восток».
Брат — Августин Коларж (1894—1978), чешский скрипач и музыкальный педагог, окончил Будапештскую консерваторию по классу Эмиля Баре , автор ряда учебных пособий .
Примечания
- ↑ Victor Kolar // (англ.) — 2010.
- ↑ Victor Kolar // (англ.) — 2000.
- Jan Branberger. Das Konservatorium für Musik in Prag, zur 100: Jahrfeier der Gründung im Auftrage des Vereines zur Beförderung der Tonkunst in Böhmen. — Verlag des Vereines zur Beförderung der Tonkunst in Böhmen, 1911. — S. 315.
- Mystery of the Famous Symphony’s ‘Fateful Music’ // , 20.03.1928, p. 3.
- František Žídek. Čeští houslisté tří století. — Panton, 1982. — S. 263.
Литература
- : A thesis submitted <…> in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Music. — Texas State University, 2018. — 114 p.
- 2020-10-30
- 1