Interested Article - Иванников, Михаил Дмитриевич

Михаил Дмитриевич Иванников ( 1904 1968 ) — русский писатель-эмигрант, югославский кинооператор, один из основоположников сербского и югославского кинематографа и телевидения, среди работ которого особо выделяется тема Второй мировой войны .

Биография

Семья Иванникова в 1920 году эмигрировала в Константинополь , затем в Белград , а в 1922 в Чехословакию . Окончил там русскую гимназию, был студентом сельскохозяйственного факультета университета Брно , юридического факультета Пражского университета . Некоторое время жил в маленьком православном монастыре в Словакии в Ладомирове, затем занимался в богословских институтах Русской православной церкви в Париже (1926—1928) и Белграде. Не получил диплома о высшем образовании и жил случайными заработками .

Литературой начал заниматься в пражской группе «Скит», позже в Белграде входил в объединения «Книжный кружок», «Литературная среда» и «Союз русских писателей и журналистов». Дебютировал в 1931 году в парижской газете « Последние новости » рассказом о кошке «Лорд». В 1936—1938 годах писал фельетоны для белградской газеты «Русское дело». Стилистику его произведений часто сравнивали с манерой Ивана Бунина , Владимира Набокова , а позже с прозой Александра Солженицына, что по мнению литературоведов связано с приверженностью к «полифонической прозе» .

В 1930-е годы работал кинооператором на студиях «Югославское учебное кино» и «Артистик кино». В Белграде был дружен с поэтессой Екатериной Таубер . В 1937 году женился на поэтессе Лидии Алексеевой , которая покинула Югославию в октябре 1944 году. В годы Второй мировой войны был занят в немецкой кинофирме, снимал «протокольное кино». Перешёл на сторону Народно-освободительной армии Югославии , в качестве оператора работал в киносекции при Верховном штабе НОАЮ . Осуществил съёмку многочисленных репортажей о важных событиях Народно-освободительной войны , а также проводил учебно-практические курсы съёмок для кинооператоров-журналистов. Сербские исследователи сравнивают вклад Иванникова в фиксацию многообразных событий и людей периода войны, с работами другого русского эмигранта — фотографа Жоржа (Георгия) Скрыгина , который также находился в среди подразделений НОАЮ:

Жорж Скрыгин и Михаил Иванников — редкие художники, которые создавали свои новые произведения именно в рамках движения Сопротивления. Но тогда они даже не подозревали, что войдут в первый ряд мастеров сербской фотографии и кино и что их достижения военного периода продолжат жить и после Второй мировой войны как бесценная часть сербской культуры .

После войны работал оператором сначала на киностудиях, а с 1953 года на югославском телевидении, стал ведущим оператором Белградского телевидения. Снял 138 кинорепортажей, 16 документальных фильмов, 2 художественных фильма в качестве кинооператора, а создал один сценарий и поставил 2 фильма как режиссёр, что, по мнению сербских исследователей, выдвигает его как одного из «патриархов сербской и югославской кинематографии» . Умер в 1968 году, похоронен на Новом кладбище в Белграде .

По мнению критики, Иванников является талантливым прозаиком, а его произведения свидетельствуют о незаурядном писательском мастерстве:

Наследие Иванникова состоит из восьми прозаических произведений различного объёма, свидетельствующих о незаурядном таланте. <…> Внимание Иванникова привлекает человек, его внутренний мир, мысли и чувства. <…> Иванников был приверженцем И. Бунина , А. Чехова и Л. Толстого , к Ф. Достоевскому он относился сдержанно. Иванников всегда придавал большое значение как раскрытию человеческой психологии, так и выбору повествовательных средств и стремился подчеркнуть смысл написанного самим ритмом повествования.

Библиография

  • В степи // Своими путями (Прага). 1924. № 1/2. С. 3-7.
  • Лорд // Последние новости (Париж). 1931. 1 января. № 3571. С. 2. (Перепечатка: «Новый журнал», № 67, 1962)
  • Сашка // Современные записки (Париж). 1935. № 57. С. 80-131.
  • Авио-рассказ // Современные записки. 1936. № 61. С. 137-146.
  • Дорога // Современные записки. 1937. № 65. С. 130-163; 1938. № 66. С. 43-96.
  • Правила игры // Новый журнал (Нью-Йорк). 1956. № 44. С. 5-21.
  • Заговор // Новый журнал. 1956. № 46. С. 5-24.
  • Искус // Новый журнал. 1963. № 74. С. 96-132; 1964. № 75. С. 43-77.
  • Счастье. Отрывок из повести // Русская мысль (Париж). 1968. 10 октября. № 2707. С. 9.
  • Чемпионат // Новый журнал. 1969. № 96. С. 5-28.
  • Очень просто // «Скит». Прага, 1922-1940. М., 2006. С. 258-262.
  • Правила игры: Собрание сочинений. СПб.: Изд. им. Новикова; ИД «Галина скрипсит», 2012. (В книгу вошли все ранее опубликованные тексты Иванникова, кроме ранних рассказов 1920-х годов «В степи», «Настя» и «Очень просто».)

Источники

  • Арсеньев А. Б. Русские в кинематографии Югославии // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2013 / Н. Ф. Гриценко. — М. : Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына, 2014. — С. 490—540. — 736 с. — ISBN 978-5-98854-048-9 .
  • = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. ISBN 5-8334-0019-8 .
  • Незабытые могилы. Российское Зарубежье: некрологи 1917—1999 / В. Н. Чуваков. — М. : Пашков дом, 2003. — Т. 3. — С. 14. — 676 с. — ISBN 5-7510-0195-8 , 978-5-7510-0195-7.

Примечания

  1. Боровняк, Дж. Русская интеллигенция в Белграде и борьба против немецкой оккупации Югославии // Российская эмиграция в борьбе с фашизмом. — М. : Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2015. — С. 305—327. — ISBN 978-5-85887-459-1 .
  2. 4 января 2012 года.

Ссылки

  • Александр Данилевский. // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. VI (Новая серия): К 85-летию Павла Семеновича Рейфмана. Тарту: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2008. С. 264–280.
  • («Новый Журнал» 2010, №259)
Источник —

Same as Иванников, Михаил Дмитриевич