Можжевёловая ягода
- 1 year ago
- 0
- 0
Ягода Трухелка ( хорв. Jagoda Truhelka ; 5 февраля 1864 — 17 декабря 1957) — хорватская писательница и педагог , уроженка Славонии . Она работала учительницей и директором школ в Осиеке , Загребе , Госпиче , Баня-Луке и Сараево . Наибольшую известность Трухелке принесли её произведения в жанре детской литературы , её же романам присуще особое акцентирование на женских персонажах и вопросах прав женщин .
Ягода Трухелка родилась 5 февраля 1864 года в Осиеке , столице тогдашнего Королевства Славония , входившего в состав Австрийской империи . Она была старшей из троих детей Марии (урождённой Шён) и Антуна Венцеслава Трухелки. Оба её родителя не были уроженцами Славонии: отец, работавший учителем, был чехом, а мать — дунайской швабкой . Ягода училась в гимназии в Осиеке. После смерти отца в 1878 году Трухелка переехала со своей матерью и младшими братьями Драгошем и Чиро Трухелкой в Загреб , тогда служивший столицей новообразованного австро-венгерского Королевства Хорватия и Славония .
Трухелка продолжила своё образование в Загребе, намереваясь пойти по стопам отца. Диплом учителя она получила в 1882 году .
Вскоре после получения диплома в 1882 году, Трухелка начала работать по специальности, обучая девочек в Осиеке. Получив дополнительное образование она была назначена директором школы для девочек в Госпиче , где проработала семь лет . В 1892 году Трухелка устроилась на новую работу в Загребе. На рубеже XIX и XX веков Загреб предоставлял благоприятную культурную и интеллектуальную среду для учителей, которые до этого работали в провинции. Трухелка прожила в этом городе девять лет. Она заработала за это время репутацию способного учителя и бросила вызов предубеждениям против женского образования , поступив вместе с тремя другими женщинами в Загребский университет . Тогда же Трухелка прониклась идеями индивидуализма и всеобщей свободы, а также продвижения женского образования и защиты прав женщин .
В 1901 году Трухелка переехала в Баня-Луку в оккупированную Австро-Венгрией Боснию и Герцеговину , где следующие 10 лет проработала директором женской школы. Затем она работала учительницей в Сараево , столице Боснии и Герцеговины, где особенно активно продвигала защиту прав женщин .
Трухелка считала себя прежде всего педагогом, уделяя особое внимание своему образованию и обучению. Писательская же деятельность была чем-то, что «пришло само по себе, непреднамеренно, неподготовлено и непритязательно». Было опубликовано более десятка её новелл , несколько рассказов и два романа . В 1900 году Ягода Трухелка и Мария Ямбришак начали издавать журнал Domaće ognjište (Домашний очаг), в деятельности которого активно приняли участие и другие писательницы. Антун Густав Матош высоко оценил этот журнал, так как по его мнению он являлся «не только педагогическим, но и женским» изданием. Трухелка в то время занимала одно из центральных мест в женском движении в Загребе и в течение 30 лет жила в « бостонском браке » с одной из таких активисток.
Её ранняя проза преимущественно была посвящена женщинам и отношениям между полами, Трухелка опубликовала часть своих рассказов, посвящённых этой тематике, в журналах Vienac и Nada под псевдонимом A. M. Sandučić . Большинство из них были простыми любовными историями, действие которых происходило в современном Загребе или Вене , но они отличались психологически развитыми женскими персонажами . Трухелка была первым хорватским автором, в произведениях которого женщина представала в качестве феминистки и интеллектуально превосходящей своё окружение , а не просто идеализировалась или демонизировалась .
В 1897 году несколько частей её психологического романа «Пленэр» были опубликованы в сараевском издании Nada . В романе Трухелка поднимает тему прав женщин, брак и социальных стереотипов . Литературный критик Лидия Дуйич охарактеризовала женские персонажи Трухелки как неубедительные, за исключением главной героини «Пленэра». В «Пленэре», ныне почти забытом романе, рассказывается о художнице Злате Подравац, выделяющейся своим интеллектом . Исторический роман Трухелки «Вояча» был опубликован в Nada в 1899 году. Образ его главной героини, боснийской крестьянки XV века, был создан на основе боснийской королевы Воячи . Героиня романа Трухелки очень чувствительна, ранима и вдумчива, кроме того, её можно назвать первой антигероиней в хорватской литературе . Источником вдохновения для романа, в котором прослеживаются как традиционные, так и модернистские черты, было творчество Августа Шеноа .
На позднем этапе своей творческой карьеры, когда её интерес к модернизму угас, Трухелка обратилась к написанию детской литературы , в которой зачастую можно обнаружить автобиографические элементы . Zlatni danci был опубликован в 1918 году . Выйдя на пенсию в августе 1923 года, Трухелка вернулась в Загреб, в то время являвшимся вторым по величине городом Югославии , и ушла из общественной жизни . До глубокой старости она продолжала работать в жанре детской литературы . Bogorodčine trešnje и Crni i bijeli dani были опубликованы в 1929 и 1944 годах соответственно. Эти две книги, наряду с Zlatni danci , ставят её в ряд наиболее выдающихся детских писателей Хорватии, где она уступает только Иване Брлич-Мажуранич . При изображении в них повседневной жизни детей, Трухелка стремилась дать этические, религиозные и патриотические наставления .
Выйдя на пенсию, Трухелка редко обращалась к женской теме. Она умерла в Загребе 17 декабря 1957 года в возрасте 93 лет . Трухелка по-прежнему является достаточно популярной, благодаря своей детской литературе .
{{
citation
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
от 4 августа 2021 на
Wayback Machine