Преподаватели Миллс-колледжа
- 1 year ago
- 0
- 0
Постпа́мять ( англ. postmemory) — механизм передачи травматического знания и материализованного опыта ; явление, описывающее, какое отношение имеют последующие поколения к личным, коллективным и культурным травмам, к изменениям, которым подверглось предыдущее поколение, к тому, что они «помнят» только благодаря историям , образам, поведению людей, среди которых они выросли . Процесс передачи информации происходит на таком глубоком эмоциональном уровне , что начинают создаваться собственные воспоминания. Таким образом, связь с прошлым в постпамяти образуется не за счет процесса «припоминания», но за счёт вовлечения воображения и проецирования – «разработки», согласно Роберту Лифтону .
Термин был впервые использован в 1992 году в эссе профессором Колумбийского университета Марианной Хирш . В своих работах она рассматривает и анализирует жизнь детей, чьи предки были жертвами Холокоста .
Впоследствии термин «постпамять» появляется в текстах различных книг и работ, описывающих процессы, связанные с исторической памятью .
Профессор кафедры литературы Лейденского университета считает, что если исходить из контекста исследований Холокоста , то никакой преемственности между первым и вторым поколением нет . Последующие поколения испытывают чрезвычайно сильный разрыв с прошлым своих родителей и родителей своих родителей. Для тех чрезвычайно важны воспоминания о довоенной жизни где-то в Европе , после которой их родителям пришлось пройти через Аушвиц или другой лагерь смерти . Обычно они уезжали потом в США , Австралию и другие страны — но были травмированы и сохраняли полное молчание о своем опыте Холокоста . По мнению ван Альфена для обозначения феномена намного больше подходит термин «пост-память», или «после память», в два слова .
Также существуют мнения о том, что «постпамять» синонимична категориям « культурная память », «социальная память» . Однако постпамять учитывает именно временное измерение различий между поколениями и описывает отношения между ними, что не рассматривается в терминах «культурная память», «социальная память».
Автор книги « Памяти памяти » Мария Степанова придерживается мнения, что выявленный Хирш феномен «постпамяти» на самом деле гораздо шире своей области . Она определяет постпамять как явление, когда рядового человека больше собственной жизни волнует прошлое его родителей. Интерес этот обычно сохраняется на всю жизнь, и происходит это потому, что главное наследство, которое такой человек получает от своих родителей, — их травма . Этой травмой, считает Степанова, страдаем все мы. Опасность этого явления в том, что зараженный «постпамятью» человек с гипертрофированным интересом к давно прошедшему лишён не только будущего, но и настоящего .
Постпамять также рассматривают в качестве инструмента психологической защиты жертвы. Например, показания жертв Холокоста могут быть не историческим источником, а альтернативным видением событий прошлого. Таким образом, постпамять расширяет границы власти жертв, причем жертвы используют эмпирическое знание и не обращают внимания на исторические факты .
Элементы постпамяти могут быть обнаружены в произведениях кинематографа , литературы , изобразительного искусства . В российском кинематографе существует отдельный популярный жанр , актуализирующий внимание массового зрителя к исторической и военной тематике — фильмы о Великой Отечественной войне . Война репрезентируется как одно из самых травматичных событий советской истории , и постпамять становится скорее «механизмом передачи травматического знания», формируется эстетика постпамяти, в которой, по мнению Хирш , «доминируют образы потери и скорби» .
Феномен постпамяти обнаруживается во многих работах потомков жертв Холокоста . Например, косвенное влияние фрагментов травматического прошлого прослеживается в двухтомном комиксе «Маус» Арта Шпигельмана , рассказывающем о выживании Владека Шпигельмана в Освенциме и его художника-сына, который изображает историю отца, которая как бы отодвигает на второй план его собственную .