Винник, Иван Юльевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Антон Юльевич Симон ( фр. Antoine Simon ; 5 августа 1850 , Париж — 19 января ( 1 февраля ) 1916 , Москва ) — российский композитор , дирижёр , пианист французского происхождения.
Антуан Симон учился в Парижской консерватории по классу фортепиано у А. Ф. Мармонтеля и по композиции у Ж. Л. Дюпрато .
С 1871 года Симон жил и работал в Москве, первоначально в качестве капельмейстера московского театра « Буфф », затем (с 1891 ) ― преподавал игру на фортепиано в музыкальных классах Московского филармонического общества. С 1897 года — инспектор оркестров императорских театров.
Симон был одним из немногих российских авторов, обращавшихся к академической музыке для духовых инструментов: ему принадлежат, в частности, Квартет в форме сонатины, op. 23, для двух корнетов, альтгорна и тромбона, и «22 маленькие пьесы для совместной игры», op. 26 ( фр. 22 petits morceaux ; 1887 ) для ансамбля медных духовых от четырёх до семи инструментов (оба сочинения были в 2010 г. записаны венгерским Ансамблем духовых имени Эвальда). Кроме того, Симон написал три оперы и множество салонных фортепианных пьес, а среди его оркестровых и камерных сочинений — Концерт для фортепиано с оркестром ля-бемоль мажор, op. 19, Концертная пьеса для кларнета с оркестром, op. 31, Концертная фантазия для виолончели с оркестром, op. 42, Фортепианное трио ре минор, op. 16, Струнный квартет ля мажор, op. 24 и другие работы.
Отдельное значение имеют оркестровка Симона в балете Минкуса «Дон Кихот» танца Мерседес и вариации Повелительницы Дриад в картине «Сон» . Принадлежат ему и оригинальные балеты: в частности, «Дочь Гудулы», Горского, «Звёзды» ( 1898 , балетмейстер И. Н. Хлюстин, Большой театр ) и «Оживлённые цветы» ( 1899 , Большой театр), — серенаду из первого из них аранжировал для кларнета и исполнял в концертах Семён Беллисон .
Архив рукописей Симона хранится в ГЦММК имени Глинки .
В конце 1901 года Горский начал работу над постановкой балета « », по роману В. Гюго « Собор Парижской богоматери ». Эта тема в балете не была новой. Уже существовал балет « Эсмеральда », поставленный Жюлем Перро . Но балет Горского сильно отличался от прежнего тем, что акцент в нём был сделан на массовых сценах, на сцене жила настоящая живая народная толпа. Балет состоял из 4 актов и 9 картин.
Горский провел большую подготовительную работу и ездил в
Париж
, чтобы изучить место действия балета.
24 ноября
1902 года
в
Большом театре
состоялась
премьера
балета, музыку к которому написал Антон Симон, оформили постановку художники:
Константин Коровин
и
Александр Головин
, а дирижировал спектаклем
А. Ф. Арендс
. Роли исполняли:
Эсмеральда
— Э. Гримальди (затем С. В. Фёдорова),
Клод Фролло
—
В. Ф. Гельцер
,
Феб
— М. М. Мордкин,
Квазимодо
—
,
Гренгуар
— К. А. Бек,
Гудула
— М. А. Другашева
За два года до премьеры балета «Дочь Гудулы» союз Горского и Симона начался с работы над балетом « Дон Кихот », с оригинальной музыкой Минкуса .
Если симфоническая музыка была инструментально насыщена, то балетная музыка играла если не второстепенную роль, то была предназначена для хореографического рисунка, удобного для исполнения в балете. Такую музыку, по заказу балетмейстеров, и писали Минкус , Цезарь Пуни и Антон Симон. Современные артисты далеко не всегда знают, что в балетах было поставлено много вставных номеров, на музыку других композиторов. Зачастую упоминается лишь первый автор, например Людвиг Минкус .
В 1900 году на сцене Большого театра балетмейстер Александр Горский поставил балет « Дон Кихот » Мариуса Петипа в своей собственной редакции. Испанский был поставлен на музыку Антона Симона.
14 декабря 1869 года | Дон Кихот | Людвиг Минкус | Мариус Петипа |
6 декабря 1900 года | Испанский | Anton Simon | Александр Горский |
Антон Симон писал «испанскую» музыку с французским шармом, в стиле, который великолепно сочетался с балетом и замыслами Горского .