Уэйтли, Ричард
- 1 year ago
- 0
- 0
Ричард Уэйтли ( англ. Richard Whately ; 1 февраля 1787 , Лондон — 8 октября 1863 , Дублин ) — английский академик, философ, логик, экономист и теолог, при этом занимал пост архиепископа Дублинского англиканской Церкви Ирландии . Он был одним из ведущих приверженцев , автором трудов на широкий круг тем и одним из первых критиков, признавших талант Джейн Остин .
Уэйтли родился в Лондоне, сын преподобного доктора , англиканского священника и профессора риторики Грешем-колледжа . Он получил образование в частной школе недалеко от Бристоля , а с 1805 года учился в Ориел-колледже Оксфордского университета . В 1808 году он получил степень бакалавра с двойным отличием второго класса. В 1811 году он был избран стипендиатом Ориэла, а в 1814 году принял священный сан . После окончания университета он работал частным репетитором, в частности, у Нассау Уильяма Сениора , который стал его близким другом, и у Сэмюэля Хиндса .
После женитьбы на писательнице Элизабет Уэйтли в 1821 году Уэйтли жил в Оксфорде . Ему пришлось отказаться от стипендии колледжа, которую не могли получать женатые мужчины, и в этот период он жил репетиторством и своим пером . Дядя, Уильям Плюмер, подарил ему дом в Хейлсуорте в Саффолке , в августе 1822 года Уэйтли переехал туда. Двумя его дочерьми были писательница Джейн Уэйтли и миссионерка Мэри Луиза Уэйтли . В 1825 году он был назначен директором Сент-Олбан-Холла в Оксфордском университете , получив эту должность от своего наставника , желавшего повысить печально известные низкие академические стандарты в Холле, который был объектом для расширения Ориэла . После этого Уэйтли вернулся в Оксфорд, однако лишь в 1831 году отказался от жизни в Саффолке , где он был свидетелем социальных последствий безработицы .
Будучи реформатором, Уэйтли сначала был в дружеских отношениях с Джоном Генри Ньюманом . Однако после они рассорились из-за кандидатуры Роберта Пиля на место в парламенте от Оксфордского университета и разногласий по поводу образония . Создание Ньюманом рассматривается как продолжение их взаимных разногласий в области образования.
В 1829 году Уэйтли был избран профессором политической экономии Драммонда в Колледже всех душ Оксфордского университета , сменив на этом посту Нассау Уильяма Сениора . Пребывание на этом Уэйтли посту было прервано назначением на архиепископство Дублина в 1831 году. За это время он опубликовал только один курс «Вводных лекций» ( Introductory Lectures ) в двух изданиях (1831 и 1832) .
Назначение Уэйтли Лордом Греем на Дублинский престол стало политической неожиданностью. Престарелый Генри Батерст отказался от этой должности. Новая администрация вигов сочла Уэйтли , хорошо известного в Холланд-Хаусе и эффективно выступавшего в парламентском комитете с докладом о десятине, приемлемым вариантом. За кулисами Томас Хайд Вильерс лоббировал от его имени Дениса Ле Маршана, вместе с броумовскими вигами . Назначение было оспорено в Палате лордов , но безуспешно .
В Ирландии прямота и отсутствие уступчивости Уэйтли вызвали противодействие со стороны его собственного духовенства. С самого начала он вызывал недовольство, поддерживая государственное одаривание католического духовенства . Он ввёл строгую дисциплину в своей епархии и опубликовал изложение своих взглядов на шаббат в труде «Мысли о шаббате» 1832 года. Он жил в Редесдейл Хаус в Килмакоде , недалеко от Дублина , где мог заниматься садоводством. Он был заинтересован в реформировании Ирландской церкви и ирландских законов о бедных . Он считал, что смягчение десятины имеет важное значение для церкви .
В 1831 году Уэйтли попытался создать в Ирландии национальную и несектарианскую систему образования, основанную на общем для протестантов и католиков обучении литературным и моральным дисциплинам, чтобы при этом религиозное обучение было отделено. В 1841 году католические архиепископы Уильям Кролли и Джон Макхейл обсуждали, стоит ли сохранять эту систему, причем Кролли, поддерживавший Уэйтли, получил папское разрешение на ее реализацию с некоторыми гарантиями . В 1852 году эта система потерпела крах из-за противодействия нового католического архиепископа Дублина Пола Каллена . В следующем году Уэйтли счел себя вынужденным выйти из состава Совета по образованию.
Во время голодных 1846 и 1847 годов Уэйтли и его семья пытались облегчить страдания народа . 27 марта 1848 года Уэйтли стал членом Кентерберийской ассоциации . В 1855 году он был избран иностранным почётным членом Американской академии искусств и наук .
С 1856 года здоровье Уэйтли начало ухудшаться, что вылилось в частичный паралич левой стороны тела. Тем не менее, он продолжал выполнять свои общественные обязанности .
Летом 1863 года Уэйтли поразила язва на ноге, и после нескольких месяцев острых страданий он умер 8 октября 1863 года .
Хамфри Ллойд рассказывал , что эксцентричное поведение и язык тела Уэйтли усугублялись в Дублине подхалимским окружением . Он был большим любителем поговорить, остроумным и обожал каламбурить. В Оксфорде его белая шляпа, грубое белое пальто и огромная белая собака снискали ему прозвище Белого Медведя. Он также любил демонстрировать подвиги своей собаки-скалолаза на лугу Крайст-Черч .
Будучи членом свободной группы под названием , Уэйтли поддерживал религиозную свободу, гражданские права и свободу слова для инакомыслящих, католиков, евреев и даже атеистов. Он придерживался мнения, что гражданские ограничения, налагаемые на не англиканцев , делают государство лишь номинально христианским, и поддерживал деистеблишментизацию . Он был последователем , который считался основателем , принятых за апологетов ортодоксальности Церкви Англии . Будучи набожным христианином, Уэйтли придерживался практического взгляда на христианство. Он не соглашался с евангелической партией и в целом предпочитал более интеллектуальный подход к религии. Он также не соглашался с более поздним трактарианским акцентом на ритуале и церковной власти. Вместо этого он подчеркивал внимательное чтение и понимание Библии .
Его кардинальным жизненным правилом был принцип Чиллингворта — «Библия, и только Библия, является религией протестантов», а его экзегеза была направлена на определение общего смысла Священного Писания , исключая догмы , основанные на отдельных текстах. Нет никаких оснований подвергать сомнению его восприятие основных доктрин веры, несмотря на то, что он избегал теоретизирования или даже попыток точно сформулировать их. В вопросе избрания он придерживался в основном точки зрения, а его антипатия к кальвинизму была весьма сильной. Он больше останавливался на жизни, чем на смерти Христа , необходимость которой он отрицал .
Уэйтли придерживался взгляда на политическую экономию как на предмет, основанный на логике . Этот взгляд приобрел влияние в Оксфорде . в тот период были реформаторами, но в основном центристами в политике, а не сильными вигами или тори . Одним из первых действий Уэйтли по прибытии в Дублин было основание кафедры политической экономии в Тринити-колледже . Первым её профессором стал Маунтифор Лонгфилд . Позже, в 1846 году, он вместе с Уильямом Нильсоном Хэнкоком основал .
Взгляд Уэйтли на политическую экономию , общий для первых обладателей профессорского звания в Тринити-колледже , рассматривал ее как разновидность естественной теологии . Он принадлежал к группе сторонников Томаса Мальтуса , в которую входили Томас Чалмерс , некоторые другие , а также Ричард Джонс и Уильям Уэвелл из Кембриджа . Он не видел противоречий между наукой и христианской верой, отличаясь в этом от некоторых христианских критиков Мальтуса . Он также отличался от Джонса и Уэвелла , выражая мнение, что индуктивный метод был менее полезен для политической экономии , чем дедуктивный метод , применяемый должным образом .
В периодических изданиях Уэйтли обсуждал и другие общественные вопросы. Например, он затронул тему перевозки и «вторичных наказаний» тех, кто был перевезен; его памфлет на эту тему повлиял на политиков лорда Джона Рассела и .
Уэйтли был важной фигурой в возрождении аристотелевской логики в начале 19-го века. «Элементы логики» ( англ. Elements of Logic ) дали толчок к изучению логики в Великобритании , а в США логик Чарльз Сандерс Пирс писал, что его пожизненное пристрастие к логике началось, когда он прочитал «Элементы» Уэйтли, будучи 12-летним мальчиком. Логику Уэйтли определял как искусство излагать доказательство, как «грамматику рассуждения». Суждением Уэйтли называл сравнение в уме двух понятий , а умозаключением — акт, посредством которого ум переходит от известных суждений к другому суждению, основанному на исходных суждениях . Помимо этого он изложил в своих работах множество важных идей и концепций на темы экономики и философии , обычно рассматриваемые через призму теологии .
Давая оценку Уэйтли как экономисту, Йозеф Шумпетер писал:
Уэйтли с присущим ему здравым смыслом указывал (в Elements of Logic), что многие проблемы, из-за которых ссорятся экономисты, являлись чисто словесными, а неточное употребление терминов, служащее как причиной, так и следствием неточного мышления, было богатым источником недоразумений .
Взгляд Уэйтли на риторику как на метод убеждения стал ортодоксией , оспариваемой в середине века . «Элементы риторики» ( англ. Elements of Rhetoric ) до сих пор цитируются для размышлений о презумпции , и свидетельских показаниях .
Уэйтли женился на (третьей дочери Уильяма Поупа, родившейся 7 октября и крещённой 22 декабря 1795 года в Хиллингдоне, Мидлсекс в Челтнеме ). Позже она сама стала автором христианской литературы, умерла 25 апреля 1860 года. Её младшая сестра Шарлотта вышла замуж за в 1837 году .
У них было 4 дочери и один сын, в том числе:
В программе телесериала BBC « Родословная семьи », вышедшей в эфир 2 марта 2009 года, выяснилось, что Ричард Уэйтли был предком британского актера Кевина Уэйтли .
Уэйтли был весьма продуктивным писателем, успешным разоблачителем и апологетом протестантизма в работах, которые выдержали множество изданий и переводов. Его работа «Элементы логики» 1826 года была сформирована из статьи «Логика» в « » и стала значительным трудом по логике и экономике . Сопутствующая статья «Риторика» дала «Элементы риторики» 1828 года . В этих двух работах Уэйтли представил .
В 1825 году Уэйтли опубликовал серию «Эссе о некоторых особенностях христианской религии», за которой в 1828 году последовала вторая серия «О некоторых трудностях в писаниях святого Павла», а в 1830 году — третья «Об ошибках романизма, прослеживаемых до их происхождения в человеческой природе». В 1837 году он написал справочник «Христианские доказательства», который при его жизни был переведён более чем на десяток языков . В ирландском контексте «Христианские доказательства» были адаптированы в форму, приемлемую для католических верований, при содействии .
Современная биография Уэйтли представлена в «Richard Whately: A Man for All Seasons» Крейга Партона. См. также , « ».