Суворов, Александр Аркадьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
« Уче́бник церко́вного пра́ва » ( в первом издании 1889—1890 годов — « Курс церковного права ») — учебник по церковному праву , один из главных трудов ординарного профессора Императорского Московского университета Н. С. Суворова (1848—1909), считающегося основоположником в России церковного права как науки . Учебник многократно переиздавался .
По словам П. В. Гидулянова , благодаря Н. С. Суворову «церковное право из свода благочестивых размышлений, каким оно было доселе, превратилось в стройную юридическую науку, ничем не уступающую своим собратьям на Западе» .
Учебник «Курс церковного права» профессора Демидовского юридического лицея Н. С. Суворова впервые был издан в Ярославле в 1989—1890 годы во «Временнике Демидовского юридического лицея» (тт. XLIX—LVI) , а также двухтомником. В первом томе рассматривались общие вопросы церковного права: о месте церковного права в системе юридических наук, об источниках церковного права. Во втором томе излагались вопросы церковного устройства, церковного управления, внешнецерковных отношений .
Суворов отстаивал точку зрения, что церковное право есть юридическая, а не богословская наука .
Труд Н. С. Суворова критиковался за сходство его системы церковного права с протестантским , за «скатывание» к протестантскому учению . По мнению профессора М. А. Остроумова , «для знакомства с правом католической и евангелической церквей „Курс“ может быть очень полезной книгой» .
Читателей Н. С. Суворов знакомил с методикой и выводами западно-европейских систем канонического права .
После доработки, в 1898 году в Ярославле труд Суворова вышел под названием «Учебник церковного права» .
Став в 1898 году ординарным профессором по кафедре церковного права Императорского Московского университета , Н. С. Суворов в 1902 и 1908 годы выпустил московские издания учебника. Каждое прижизненное издание учебника уточнялось и дополнялось. Посмертно вышли издания 1912 и 1913 годов, повторяя версию 1908 года .
В издании 1902 года Суворовым был поднят вопрос о правовом статусе российского императора в Православной российской церкви . Он указывал, что византийский император в Восточно-Православной церкви был субъектом высшей церковной власти. Соответственно, аналогичным обладателем высшей правительственной власти в Православной церкви является всероссийский император. Поскольку российский народ политически управляется императором и этот же самый народ составляет Православную российскую церковь, то в России не может быть какой-либо юридической власти, независимой от православного самодержца .
В предисловии к изданию 1902 года С. Н. Суворов говорил: «Дать учащемуся юристу по возможности сжатое, избегающее многословия и в то же время не опускающее ничего важного, опирающееся при том же на исторические основы, изложение системы науки церковного права — такова была моя цель…» .
Учебник Н. С. Суворова был выстроен по следующему плану:
- исторический опыт развития церковного устройства,
- исторический опыт развития источников церковного права,
- догматическое изложение церковного устройства,
- церковное управление,
- внешние отношения церкви .
В учебнике 1908 года издания, увидевшего свет после выхода Основных законов Российской империи 1906 года, профессор Суворов следующим образом определил церковные полномочия всероссийского императора :
Русскому монарху принадлежит в Русской православной церкви законодательная власть во всем том, что касается юридического порядка церкви … в смысле внутренней правообразующей силы. Ему же принадлежит верховный надзор за состоянием жизни православной церкви не в смысле государственного надзора, имеющего целью охрану государственных интересов, а в смысле надзора, исходящего от внутренней верховной власти церкви. Хотя в отправлениях суда самодержавная царская власть не принимает участия, но в чрезвычайных случаях она есть высший источник правосудия по всяким делам и для людей всех ведомств, не исключая и духовного .
Профессор С. Н. Суворов отстаивал точку зрения, что синодальный строй Православной церкви имеет канонические основания .
Взгляды профессора Н. С. Суворова на проблемы церковного законодательства, о взаимоотношениях государства и церкви, о месте императора в Православной церкви критически воспринимались его коллегами . Они продолжают дискутироваться и среди современных историков и правоведов. Протоиерей В. А. Цыпин , называя Н. С. Суворова «убеждённым апологетом синодальной системы», критикует «Учебник церковного права» за то, что его автор выстраивает систему церковного права «не столько на канонах, сколько на законах и распоряжениях Российского правительства по Ведомству Православного Исповедания», что он ставит в центр управления Православной церкви православного императора. Цыпин говорит: «Цезарепапизм, который инославные полемисты неосновательно приписывают Православию, Н. С. Суворов считает нормой взаимоотношений между государственной властью и Церковью. Вызывает недоумение и то, что право Православной Церкви излагается у него наравне с правом Католической и Протестантской церквей» .
В «Учебнике церковного права» фактически развивается научная парадигма, условное название которой — «имперско-монархическая» (в отличие от противоположной — «клерикально-патриархической»), которой вслед за Н. С. Суворовым придерживается ряд современных исследователей истории взаимоотношений царской и церковно-иерархической властей .
В 1925 году «Учебник церковного права» эмигрантами из России был издан в Праге .
В 2004 году «Учебник церковного права» был переиздан (по изданию 1908 года ) в серии «Русское юридическое наследие» : Суворов Н. С. Учебник церковного права / Под ред. и с предисл. В. А. Томсинова . Серия «Русское юридическое наследие». — М.: Изд. «Зерцало». 2004. — 477 с.