Церковь Вознесения Господня в Коломенском
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Вознесения Господня на Дебре — православный храм в Костроме . Принадлежит Костромской епархии Русской православной церкви .
Первоначально на этом месте стояло две деревянные церкви. Первая имела два престола: Сретения Владимирской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. Вторая была освещена в честь Вознесения Господня (к 1628 году была разобрана по ветхости) .
В первой половине 1650-х (около 1654 года) на этом месте была выстроена каменная церковь Вознесения Господня. Е. В. Кудряшов отмечает, что в связи с пожаром и чумой 1654 года композиция церкви не была завершена: к четверику не были пристроены паперть, придел и колокольня . Что касается последней, то она была пристроена на рубеже XVII—XVIII веков вместе с трапезной с Никольским приделом (освящён в 1701 году) .
В первой половине XVIII века позакомарное покрытие церкви было изменено на четырёхскатное, и южный портал превращен в окно. В 1835 году к храму с севера пристроен притвор .
В 1922 году после отделения от Русской Православной Церкви обновленческой группировки «живоцерковников» Вознесенский храм перешел в руки обновленцев, деятельность которых активно поддерживалась советскими властями. Тем не менее в 1930 году церковь была закрыта. Первоначально здесь устроили общежитие портовых грузчиков и склад, затем — в 1932 году — здание храма передали находившемуся рядом мельничному заводу для устройства столовой; тогда же уничтожили венчавшее церковь пятиглавие и разрушили колокольню. Позднее, в начале 1950-х годов, церковное здание стало двухэтажным жилым домом .
Трапезная и шатровая трехъярусная колокольня воссозданы в 1980-х годах по проекту архитектора Л. С. Васильева .
В рамках программы по сохранению и использованию памятников истории и культуры «Федеральная целевая программа „Культура России“» в конце 2010-х годов проведена реставрация храма. Возобновлены богослужения.
Церковь Вознесения представляет характерный местный тип пятиглавых, двухстолпных и трехапсидных храмов. К четверику с севера пристроен небольшой притвор. Более низкая бесстолпная трапезная, смещенная к югу, соединяет основной объём с шатровой колокольней. С южной стороны к трапезной пристроен придел. Все это вносит асимметрию в композицию .
Четверик завершен двумя рядами закомар: нижние — полкруглые, верхние — килевидные. Все цилиндрические барабаны световые. Главный барабан поставлен над крестчатыми в плане столпами, несущими коробовые своды. Боковые барабаны меньше центрального и сильно сдвинуты к концам нефов, их поддерживают дополнительные арки. Основания барабанов отмечены изнутри валиками и четырьмя лоткообразными парусами .
Апсиды перекрыты коробовыми сводами. У трапезной — сомкнутый свод с распалубками, а у подклета — плоское деревянное перекрытие .
Стены четверика разделены горизонтальными тягами на подклет и два яруса. Широкие и короткие лопатки членят ярусы на отдельные прясла. На северном и южном фасадах число таких членений-прясел колеблется от двух в нижнем ярусе до пяти в верхнем. В свою очередь, западный фасад храма, обращенный в сторону Волги, сохраняет в пределах ярусов традиционное членение на три прясла. Нижний ярус четверика шире верхнего, что визуально придает сооружению устойчивость .
Декор всего сооружения весьма разнообразен. Входы основного четверика оформлены перспективными порталами с килевидными архивольтами. По форме им вторят обрамления окон. На южном фасаде расположены киоты, также с килевидными завершениями: один отмечает центральное прясло, а второй, лежачий, расположен у юго-восточного угла.
Основной объём завершен широким карнизом с поребриком и поясом пятиугольных нишек. Закомары сильно раскрепованы, причем нижнее сильнее, чем верхние. С верхними килевидными закомарами перекликаются килевидные же кокошники, пущенные по низу барабанов. Центральный барабан украшен сильнее боковых: кроме сухариков и поребрика, по нему пущен ещё и бегунец, а на уровне окон — аркатурно-колончатый пояс, тогда как на боковых — только аркатурный.
Трапезная и притвор, построенные позднее, отличаются другими декоративными элементами. Так, наличники окон трапезной завершены разорванными фронтонами, а окна придела — типичными для узорочья тройными килевидными кокошниками.
Колокольня, восстановленная по проекту архитектора Л. С. Васильева, практически не украшена.
В интерьере сохранились фрагменты стенного письма начала XX века. Наиболее сохранная композиция — «распятие с предстоящими» — находится на своде центрального компартимента перед иконостасом. На арках также сохранились розерки, имитирующие архитектурный лепной декор. Клеевая живопись была выполнена по побелке, под ней были обнаружены остатки масляной живописи XIX в .
Художественное убранство храма и иконостас не сохранились .