Interested Article - Эре (огисо Бенина)

Эре или Эрхе — второй огисо («правитель небес») средневекового бенинского государства Игодомигодо (Бенин), правивший в середине X века . Первый не легендарный или полулегендарный правитель бини ; его правление — важнейший период всей истории государства бини эпохи «Первой династии», поскольку приписываемые ему реформы и нововведения, привнесенные в различные сферы жизнедеятельности бини, определили экономический и политический облик средневекового Бенина — города и всего общества — вплоть до самого падения «династии» «небесных правителей» .

Происхождение

Согласно устной исторической традиции бини , Эре был сыном или внуком первого огисо («правителя небес») Бенинского государства , основавшего «Династию небесных правителей» («Первую династию») средневекового Бенинского государства . Если верить народной памяти бини, по происхождению Игодо мог быть йоруба из Ифе . Он совершал набеги на бини из своей ставки в Удо и утвердился в качестве верховного правителя ( огисо ), обложив данью вождества и общины бини. Сообщается, что Игодо жил долго, имел многочисленное потомство и в стране при нём царили мир и согласие . О раннем периоде жизни Эре устная историческая традиция повествует, что у него якобы было трудное детство и в юности ему довелось немало поскитаться .

Правление

Придя к власти, Эре учредил в особое святилище ( Аро-исо — «Небесный алтарь») для отправления культа духа своего отца Игодо, поместил туда его железный меч ( икху ) и назначил для отправления культа специального жреца (или охен исо ). Кроме того, Эре учредил институт официальных придворных хронистов ( угхорон ), сделав его «формализованным, с наследственными должностями» .

В период правления Эре в Бенинском царстве началось становление системы надвождеских политических институтов (в частности, было создано объединение титулованных вождей — «старейшины государства», занимавшиеся выборами правителя ) и укрепление власти огисо . При Эре резиденция правителя по неясным для исследователей причинам была перенесена из Угбекуна в Игодомигодо (на месте современного Бенин-Сити ). Перенося свою резиденцию, Эре изменил название города с Игодомигодо на Иле («Дом») — это имя город продолжал носить вплоть до прихода к власти «Второй династии», хотя название страны оставалось прежним — Игодомигодо . Перенос столицы в Игодомигодо способствовал его трансформации из протогородского центра в город, привёл к его экономическому подъёму, повышению его политического влияния в регионе и конкурентоспособности на фоне других протогородов бини .

Вероятно, именно Эре начал возведение системы городских стен и рвов Иле, что может свидетельствовать об ускорении в годы его правления процесса социально-политического объединения общин будущего Бенин-Сити. Согласно устной традиции, возведением земляных валов города руководил назначенный Эре архитектор по имени Эринмвин. Объединение городских общин и повышение роли новой столицы как главного экономического центра для всех бини вскоре привели к открытию в городе первого крупного рынка, который иногда называли просто « Эки-огисо » («Рынок огисо »). Кроме того, Эре начал строительство огромного дворца к востоку от центральной части современного Бенин-Сити. Дворец имел прямоугольную форму с длиной сторон около 800 на 400 метров. Если верить устной исторической традиции, во дворце было «много ворот, палат, залов для совещаний и большой гарем , разделенный на части». Археологические изыскания, произведённые южноафриканским ученым А. Дж. Х. Гудвином в 1954—1955 годах на месте предполагаемого строительства дворца Эре, не дали, однако, положительных результатов .

При Эре в государстве Игодомигодо началось формирование института вассалитета . Эре первым использовал метод, который в дальнейшем применялся бенинскими правителями на всём протяжении их истории: огисо посылал во главе групп мигрантов своих младших родственников (братьев, детей и других) основывать новые поселения на новых территориях, наделяя их при этом особыми титулами вассальных огисо правителей. Именно таким образом три младших брата Эре получили титулы вассальных глав поселений: Игхиле стал овие Угхеле, другой брат — огиобо Уборо-Уко (Убуруку), а третий — оногие Эвбоикхинмвина .

«Эре был величайшим из всех огисо , поскольку он сыграл выдающуюся роль в обеспечении процветания и в сплочении бенинского королевства первого периода», — писал придворный бенинский историк . Устная историческая традиция повествует о том, что Эре было присвоено несколько почетных имен, среди которых были Эрегбова («Эре, или сущее, приведенное в соответствие с до́лжным»), Эресойен («Эре, делающий благо»), Эресогие («Эре — талантливый правитель»). Ему приписывается введение в обиход бини различных повседневных предметов, например, деревянных тарелок, а также утверждение основных символов и атрибутов верховной власти, используемых до сих пор, среди которых «повседневная» корона правителя ( эдэ ), перламутровые бусы и браслеты ( эдигба и эгуэн ), круглое кожаное опахало ( эзузу ), круглый трон ( экете ), прямоугольная скамеечка, также игравшая роль трона ( агба ), мечи правителя — символ власти ада и церемониальный эбен , а также большой барабан правителя ( окха ). Кроме того, согласно устной исторической традиции, именно Эре научил своих подданных резьбе по дереву и начал создавать объединения ремесленников . Устная традиция среди древнейших называет объединения плотников ( онвина ), резчиков по дереву и слоновой кости ( игбесанмван ), кожевенников ( эсохиан ), ткачей ( овиннанидо или онвина н’идо ), гончаров ( эмакхе ), кузнецов ( улеме ) и бронзолитейщиков ( игун-эронмвон ). Вполне возможно, что некоторые из них (прежде всего, онвина и игбесанмван ) были учреждены именно в период правления Эре .

Наследники

Согласно устным свидетельствам, записанным Джекобом У. Эгхаревба, наследника Эре звали и он был его прямым потомком. В правление Орире страна продолжала развиваться как в политическом, так и в экономическом отношении, однако в силу неизвестных причин Орире не сумел передать власть своему наследнику, в результате чего династия Игодо на нём и пресеклась. Совсем другую устную версию за несколько десятилетий до Эгхаревба записал британский исследователь . Согласно этой версии, Эре наследовал его сын по имени , который, как записал Тэлбот, «не добился особых успехов и позднее вернулся в Ифе » .

Память

В 1979 году после завершения коронационных обрядов новый оба Бенина в память о правлении огисо Эре принял тронное имя , что переводится как «Эре… пришел установить должный порядок вещей» .

Примечания

  1. , с. 95—96.
  2. , с. 95.
  3. , с. 97, 122.
  4. , с. 84—85, 93.
  5. , с. 123.
  6. , с. 103—104.
  7. , с. 97—98.
  8. , с. 96—98, 101.
  9. , с. 105.

Литература

Источник —

Same as Эре (огисо Бенина)