Interested Article - Святой Франсиско де Борха и умирающий нераскаявшийся грешник
- 2020-03-27
- 1
«Святой Франсиско де Борха и умирающий нераскаявшийся грешник» ( исп. San Francisco de Borja y el moribundo impenitente ) или «Святой Франсиско де Борха у постели умирающего грешника» ( исп. San Francisco de Borja asistiendo a un moribundo ) — картина испанского художника Франсиско Гойи , написанная маслом на холсте и ныне находящаяся в Валенсийском соборе .
История создания
В 1787—1788 годах Мария Хосефа Пиментель и Тельес-Хирон , герцогиня Осуна, затеяла реконструкцию капеллы святого Франсиско Борджа в Валенсийском соборе . Святой, который при жизни был герцогом Гандия и маркизом де Ломбай, приходился предком герцогине Осуна. Для капеллы были заказаны три новых картины со сценами из жизни святого. Главная из них, « », была написана художником . Гойя, пользовавшийся покровительством герцогов Осуна, получил заказ на создание двух картин для боковых стен капеллы: « Святой Франсиско де Борха прощается со своей семьёй » и «Святой Франсиско де Борха и умирающий нераскаявшийся грешник». Крупноформатные полотна были закончены к 16 октября 1788 года, так как эта дата значится в счёте за них, который Гойя выписал герцогине на сумму 30 000 реалов . Эти картины прославляли третьего генерала Общества Иисуса (иезуитов) всего лишь через 20 лет после . Эти два полотна Гойи существенно отличаются друг от друга: первое носит характер предромантического исторического произведения, а на втором изображены демоны, характерные для более поздних работ Гойи .
Франсиско Борджа родился в 1510 году в Гандии ( Валенсия ). Он происходил из влиятельного рода Борджиа , получил аристократическое образование, служил при дворе короля Карла V Габсбурга . Он женился на Леонор де Кастро и имел восемь детей. Как доверенное лицо короля, в 1539 году ему было поручено доставить тело покойной королевы Изабеллы Португальской из Толедо в Гранаду . По прибытии в город Франсиско пришлось открыть гроб, чтобы доказать, что в нём находится тело королевы. Вид разлагающегося тела некогда прекрасной правительницы так потряс его, что он решил «никогда больше не служить смертному правителю». После смерти своей супруги в 1546 году он присоединился к недавно образованному ордену иезуитов , отказавшись от мирских благ и титулов.
Описание
На полотне Гойи изображён один из популярных мотивов в иезуитской иконографии — чудо святого Франсиско, которого привели к закоренелому грешнику, отказавшемуся от обряда елеосвящения . Рана Христа на распятии, обращённым святым Франсиско к не желающему раскаиваться грешнику, закровоточила, изливаясь в направлении умирающего. Тот испускает последний вздох, проклиная Христа, и бесы забирают его душу .
Гойя достоверно представил легендарный эпизод из жизни святого. Действие происходит в тёмной комнате, свет в которую пробивается лишь через круглое окно, наполовину прикрытое зелёной занавеской. В правой части полотна расположен святой Франсиско в простом чёрной одеянии . В руке он держит распятие , на столе позади него находится ёмкость с маслом для елеосвящения . Он молится о спасении души умирающего, который отказывается покаяться. Кровь течёт из ран Христа, очищая грешника и изгоняя бесов из его тела . На лице святого читается страх и удивление перед свершающимся чудом. Демоны, притаившиеся за душой умирающего человека, кучкуются за кроватью, окружённые красным свечением, напоминающим адский огонь . Эта картина стала первой работой Гойи, на которой изображены фантастические монстры и чудовища, плоды воображения художника, характерные для его более поздних работ, например, серии офортов « Капричос » . При их изображении художник вдохновлялся испанским средневековым искусством . Художник заменил этими демонами херувимов, обычно сопровождавших фигуры святых .
Зелёная занавесь делит композицию на две части: правая — это пространство святого с распятием, а левая — грешника с бесами . Мужчина, умирающий от боли, лежит полуголый в постели, его резко выделенная обмякшая нога высовывается из-под простыни . Лицо искажено агонией, цвет кожи как у мертвеца. То, как Гойя нарисовал это тело, предвосхищает собой стиль, характерный для его более поздних « Мрачных картин ». Грудь раздувается, как бы скрывая внутри демона, который борется со святым за душу грешника . Испанский искусствовед отмечал композиционное сходство полотна Гойи с « » Жака-Луи Давида , особенно в положении тела. Эта картина 1783 года обеспечила Давиду место в парижской академии, но неизвестно, был ли Гойя знаком с этой работой . Историки искусства предполагают, что Гойя отправился во Францию в 1787 году и, возможно, тогда познакомился с творчеством Давида .
Для картины характерна сильная экспрессия, что отличает её от других религиозных произведений Гойи того же периода и свидетельствует о нелинейной эволюции стиля живописца . Мрачная атмосфера этой картины контрастирует со « », которую Гойя написал годом ранее. Та картина наполнена тёплым светом, миром и любовью, в то время как здесь умирающий грешник наполнен чувствами напряжения и страха . Искусствовед связывает эту картину с «Откровением Иоанна Франциска Режиса» Мишеля-Анжа Уасса . Силуэт святого Франсиско де Борха напоминает силуэт другого святого с картины Гойи « » .
При работе над этой картины Гойя использовал быстрые, решительные мазки с большим количеством краски . Выделяются тёплые оттенки зелёного и аура святого .
Подготовительные наброски
Сохранились два подготовительных наброска. Первый, выполненный карандашом на бумаге, более академичен. Сцена гораздо мягче — святой спокоен и собран, а лежащий в постели грешник кажется смиренным . Над ними витают три херувима, а в правой части полотна изображён убегающий крылатый дьявол . Композиция второго этюда, выполненного маслом, преимущественно повторяет итоговый результат, но есть небольшие отличия. Чудовища на эскизе более устрашающие и звероподобные: рядом с рогатым демоном, изображённым в профиль слева, находится козлиная голова. За ней расположилось ещё одно чудовищное существо с большими красными глазами. Остальное пространство занимает тёмный крылатый демон, упирающийся когтями в кровать . Тело грешника более искривлено, он сжимает кулаки и размахивает ногами, о чём свидетельствуют блики, отображённые Гойей на зелёном одеяле. У святого нет нимба, он стоит ближе к умирающему и смотрит в пол, чтобы не созерцать страшного вида грешника, окрапляемого кровью Христовой, текущей с распятия. Окно украшено гипсовым карнизом , отсутствующим в итоговом полотне, а прутьев в оконной решётке значительно меньше . По мнению британской исследовательницы , Гойя изменил некоторые детали, чтобы добиться более сдержанного эффекта, подходящего для картины, украшающей собор .
Провенанс
С момента своего создания в 1788 году и до нынешних времён картина неизменно находится в Валенсийском соборе . Эскиз, выполненный маслом, находился в частной коллекции . Затем он попал в частную коллекцию маркизов де Санта-Крус, где и поныне хранится . Набросок, сделанный мелом, находится в собрании музея Прадо .
Примечания
- ↑ (исп.) , museodelprado.es , Дата обращения: 18 июня 2023 от 15 октября 2022 на Wayback Machine
- ↑ Francisco Goya. — Poznań: Oxford Educational. — ISBN 8374254971 .
- ↑ María Jesús Díaz (red.). Goya. — Madrid: Susaeta Ediciones, 2010. — С. 95–98. — ISBN 978-84-9928-021-9 .
- ↑ Xavier F. Salomon. Goya and the Altamira family. — Nowy Jork: The Metropolitan Museum of Art, 2014. — С. 41. — ISBN 978-1-58839-553-5 .
- ↑ (исп.) , artehistoria.com , Дата обращения: 18 июня 2023 от 19 июня 2023 на Wayback Machine
- ↑ . Goya: el capricho y la invención: cuadros de gabinete, bocetos y miniaturas. — Madrid: Museo del Prado, 1993. — С. 150–151. — ISBN 8487317243 .
- ↑ . Fran. de Goya. — Zaragoza: Caja de Ahorros de Zaragoza, Aragón y Rioja, 1980. — Т. II. — С. 62. — ISBN 8450041651 .
-
↑
Fabienne Gambrelle (1998–2005). "Francisco Goya".
Wielcy malarze, ich życie, inspiracje i dzieło
. Warszawa: Eaglemoss Polska.
77
: 9.
ISSN
.
{{ cite journal }}
: Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) ( ссылка ) - ↑ . . — Warszawa: WAB, 2006. — С. 126. — ISBN 8374142480 .
- ↑ (исп.) , fundaciongoyaenaragon.es , Дата обращения: 18 июня 2023 от 30 июня 2012 на Wayback Machine
- ↑ Goya. — Warszawa: Oficyna Imbir, 2009. — С. 15, 56–57. — ISBN 978-83-60334-71-3 .
- ↑ Manuel Jorge Aragoneses [et al.] El Arte europeo en la Corte de España durante el siglo XVIII. — Madrid: Ministerio de Cultura, 1980. — С. 72. — ISBN 8474830591 .
- ↑ . Goya en las colecciones madrileñas. — Madrid: Museo del Prado, 1983. — С. 136–137. — ISBN 84-300-9033-9 .
- ↑ (исп.) , fundaciongoyaenaragon.es , Дата обращения: 18 июня 2023 от 29 июня 2012 на Wayback Machine
- . Goya. — ABC S.L., 2004. — С. 117.
- 2020-03-27
- 1