Воронцово (усадьба)
- 1 year ago
- 0
- 0
Тарасково — усадьба , расположенная в деревне Тарасково городского округа Каширы Московской области на берегу широкой Оки в нескольких километрах к югу от Ступино .
Имение Тарасково впервые упоминается в 1760 году, когда им владела помещица А. А. Хрущёва. С 1770-х годов хозяином усадьбы являлся надворный советник Н. Д. Колтовский .
В первой половине XIX века усадьба перешла к дворянам Боборыкиным . С 1830 года усадьба принадлежала подполковнице Марии Дмитриевне Бобарыкиной, с 1874 по 1888 год — губернскому секретарю Владимиру Михайловичу Бобарыкину .
В 1834 году они продали имение вместе с деревнями Малеево , Лёдово , Борисово и другими действительному статскому советнику Владимиру Петровичу Глебову и его супруге Софье Николаевне Глебовой (урождённая Трубецкая) .
В конце XVIII — начале XIX веков усадебный комплекс подвергся полному обновлению . Глебовыми был выстроен двухэтажный дом в стиле раннего модерна с элементами архитектуры средневековья , кухонный флигель, заменены хозяйственные постройки . От прежнего ансамбля осталась лишь Казанская церковь , построенная в 1780 году при Колтовском .
Сами Глебовы были тесно связаны с Львом Николаевичем Толстым — в 1901 году они выдали свою старшую дочь Александру за младшего сына писателя Михаила . Молодая семья часто гостила в Ясной Поляне . Сам Лев Толстой не приезжал в Тарасково, однако он посещал московский дом Софьи Николаевны и вёл переписку с ней и её дочерью .
После иммиграции семьи Владимира Петровича в России остались сын Пётр — будущий известный актёр — и дочь Софья. Пётр Владимирович женился на Марии Александровне Михалковой .
После Октябрьской революции в 1918 году усадьбу национализировали , а на базе имения организовали колхоз «Тарасково» . После революции семья переехала в имение Михалковых Назарьево , где их «попросили» пересилиться во флигель, так как в господском доме была устроена колония, где учились сыновья Глебовых. В колонии мальчиков часто дразнили барчуками, происходили драки. На вопрос, почему их так называют, мать отвечала, что они такие же советские ребята, как и остальные .
Увлечением мальчиков Глебовых была постановка спектаклей. Одну из репетиций видел Константин Сергеевич Станиславский , проживавший на даче в Назарьево. Ему очень понравилась игра младшего из братьев Петра, и вскоре он с ними познакомился .
Однажды Пётр Глебов получил письмо, в котором говорилось: «Дорогой актёр Глебов! Мы, пионеры, хотим воссоздать дом, в котором вы жили. Пришлите нам что-нибудь из старой мебели или того, что у вас осталось». Его родным пришлось уговаривать его посмотреть на дом, о котором прежде они ничего не знали. Приехав в Тарасково, дом был обнаружен полуразрушенным .
В советский период все усадебные здания были перестроены и приспособлены под разные функции. В главном доме в 1918 году был открыт госпиталь, а с 1920 по 1990-е годы в нём размещалось общежитие и сельский клуб . Кухонный флигель был утрачен в 1980-е годы .
В 1973 году усадьба была поставлена на государственную охрану в качестве памятника архитектуры . В состав имения были включены все существовавшие на последний строительный период постройки .
В 1980 году усадьбу обследовал историк-писатель, автор книги «На берегах Оки» Феликс Вельевич Разумовский и сделал её фотографии .
Известно, что в начале 1990-х годов главный дом сильно пострадал в результате пожара, и с тех пор здание пребывает в заброшенном аварийном состоянии . В результате к концу XX века в Тарасково остались лишь руины, заросшие кустарником и покрытые мхом .
В 2014 году в рамках программы «Рубль за метр» проходила оценка заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды усадьбы. Единственным участником-победителем тендера стала казанская компания ASG. Она заполучила в аренду имение на 49 лет «почти бесплатно», в том числе основной дом площадью 525,5 м² и прилегающий участок площадью 1,2 гектара . 1 июля 2016 года министерство имущественных отношений Московской области объявило, что были завершены общие ремонто-реставрационные работы, в том числе противоаварийные, и что реставраторам осталось сделать только внутренную отделку . Главный эксперт некоммерческого партнёрства «Единая система возрождения русской усадьбы», сопровождающего восстановление усадеб группой компаний ASG, Глафира Гаврилова тогда рассказала :
На сегодняшний день укреплены стены, восстановлена крыша, устроены перекрытия, отреставрированы фасадные тяги. Окончательное покрытие крыши будет выполнено из уникального материала – металлического сплава с цинком, в ближайшее время, надеемся, этим займёмся. Основной контур дома закрыт и восстановлен. Из оставшихся – внутренние отделочные работы. То есть все работы для безопасной эксплуатации здания на сегодняшний день выполнены. Остались только отделочные работы – но это очень большой объём.
С 2014 года работы продолжались, но с каждым годом замедлялись, а позднее и вовсе прекратились .
Грунтовая, местами ухабистая дорога проложена прямо к храму. В советское время храм лишился и трапезной , и колокольни . Очень сильно пострадал двусветный четверик , строго оформленный снаружи — с широкой полосой антаблемента и узкими пилястрами на гранях куба. Над кровлей криволинейного каркаса воздвигнут небольшой ранее гранёный купол на барабане . Сегодня эта церковь является единственным напоминанием о классическом прошлом усадьбы, которая приобрела черты модерна при роде Глебовых .
От храма к особняку по склону холма поднимается каменистая тропа. Вероятно, в старину он был вымощен булыжником, а вешние воды и дожди частично размыли наносной грунт , обнажив крупные круглые камни .
Пережив Октябрьскую революцию , храм Казанской иконы Божией Матери был закрыт в советские годы гонения на церковь — внутреннее убранство разграблено, колокольня разрушена до основания, и много десятилетий церковь находилась в заброшенном состоянии, разрушаясь. После распада СССР , 25 октября 1991 года, была образована новая община верующих, и началось восстановление храма. К концу 2000-х годов здание церкви было отремонтировано, но в упрощённом архитектурном виде , в частности, у храма отсутствуют колокольня и трапезная.
Главный усадебный дом — редкий образец раннего модерна с элементами средневековой архитектуры. Вокруг дома тесно раскинулись деревья.
На первом этаже дома находились парадные помещения — вестибюль , залы, гостиная, библиотека, кабинет. На втором этаже расположены жилые комнаты. Назначение помещений цокольного этажа не определено. Здание имело четыре входных узла, различных по конструкции и назначению. Главный вход с тамбуром и полукруглым вестибюлем был расположен в юго-западной части дома и выходит на дорогу со стороны села Тарасково . Второй вход в главный дом с круглым входом — парковый, расположен в северо-западной башне здания. Третий вход выходил на веранду, расположенную в северной части здания. Служебный вход, через который осуществлялась связь с кухонным флигелем, располагался в южной части дома. Учитывая понижение рельефа в реку Ока , под северной частью дома был устроен подвал .
Историк Феликс Вельевич Разумовский в 1980 году описывал имение следующим образом :
Все фасады дома различны. Обогащённые ризалитами и башнями, они то затягиваются внутрь, образуя уступы, то, наоборот выдаются вперед. Расчленённость объёма, сочетающаяся с варьированием этажности его частей и формы кровель, достигает своего апогея на фасаде, обращенном к Оке . Через его крыльца, террасы, балконы и эркер архитектурная масса стремительно распространяется во внешнее пространство, приобретая почти скульптурные качества. В многообразной декоративной обработке фасадов причудливо смешаны мотивы собственно модерна с « готическими » мотивами. К последним относится стрельчатая форма некоторых оконных проемов и арок террасы, пинакли и ширинчатые пояса...
Ещё в те время, когда Разумовский написал эти строки, возвышались конусообразные шатры и теремные кровли с узорчатыми гребнями . В то время существовали отдельные элементы интерьера: наборные паркет паркеты «в ёлочку», стены, обшитые деревянными панелями, камин в одной из комнат. В результате ремонта были утрачены многочисленные и разнообразные декоративные элементы фасада, как и остатки внутреннего убранства дома — камин, наборные паркеты «в елочку», деревянные панели на стенах и прочие . По состоянию на 2004 год всего этого уже не было .
Усадьбу окружает ландшафтный парк, который включает в себя некоторые древесные насаждения его регулярного предшественника. Его украшают отдельные экземпляры тополя серебристого и лиственницы сибирской , которые густо засажены рощицами ясеня . На восточной окраине парка в глубоких ложах оврагов устроен ряд ныне высохших, но сохранивших обрамление из плакучей ивы прудов. За домом устроен небольшой садик, засаженный кустарниками с окружающими насаждениями ясеня, а параллельно ему проходит старинная улица, являющаяся частью прежнего ландшафтного дизайна .
Последние десятилетия принесли усадьбе одни разрушения: исчезли хозяйственные постройки, снесён кухонный флигель , главный дом был испорчен вандализмом , а усадебный парк, признанный редким по видовому составу памятником садово-паркового искусства, разрушен, превращающийся в дикий и бесконтрольно зарастающий массив . Вся территория огорожена строительным забором .