Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика
- 1 year ago
- 0
- 0
Молдавская народная сказка — эпическое художественное произведение молдавского народа , преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характера; один из основных жанров фольклорной прозы. На всех молдавских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков. Вместе с дойнами , , балладами, пословицами и поговорками сказки составляют духовное достояние молдаван.
Молдавские, как и русские сказки, делятся на волшебные , сказки о животных , социально-бытовые и новеллистические .
Сказки является важной частью фольклорного наследия молдавского народа. Они впитали в себя мудрость многих поколений, они учат честности и доброте, состраданию и смелости . Молдавская сказка имеет общие черты со сказками соседних народов. Даже молдавские слова «повесте», «баснэ» ( рум. poveste, basnӑ ) являются аналогами древнеславянского слова «сказка» .
Даже простое рассказывание сказок может иметь магическую силу. Согласно преданию, если сказки рассказывать в осенние или зимние вечера, то это может сберечь дом от беды и ночного зла; а у чабана , который каждый вечер в овчарне рассказывает сказки, может родиться волшебная овца, наделённая пророческим даром . Существует распространённый сказочный сюжет как Фэт-Фрумос на собственной свадьбе был вместе с невестой спасён от Змея- дракона с помощью простой сказки о пшенице и хлебе .
Молдавская сказка отличается ярким колоритом повествования, необычными, оригинальными именами героев, например, Тодеричэ-Поздеричэ, Ион Могоряну, Тарил Пенеш ( рум. Toderică-Pozderică, Ion Mogoreanu, Tarul Peneş ) .
В большинстве молдавских народных сказок отражаются борьба с социальным злом. Вероятно этим можно объяснить то, что церковная и государственная власть преследовали народных сказителей. Так в первом молдавском сборнике законов « Уложение господаря Василия Лупу » (1646 г.) говорилось о наказании за распространение фольклорных произведений .
В новеллистических сказках главными героями выступают крестьянин, чабан и батрак, солдат, мудрая дева, которые часто противостоят царю, богатым соседям, представителям церкви, купцам; их всегда спасает сообразительность и трудолюбие. Цари, змеи и драконы по сюжету сказок заняты в повседневной жизни традиционными делами молдаванина: сбором урожая, уходом за стадом. Они одеты в национальную одежду, на их столах национальные блюда; речь их пестрит молдавскими пословицами и поговорками. На их свадьбах и похоронах строго соблюдаются старинные традиции. Большой популярностью в народе пользуются комические персонажи молдавских социально-бытовых сказок — Пэкалэ и Тындалэ, которые олицетворяют остроумие жизнерадостного крестьянина-бедняка.
Собирать и публиковать сказки начали, в основном, во второй половине XIX века. Для молдавских писателей фольклор служил источником вдохновения. Д. Кантемир включал во многие свои работы, в том числе в «Иероглифическую историю», фольклорные сюжеты; фольклорные мотивы использовал К. Стамати в своей поэме «Герой Чубэр-Воевода»; на фольклоре основаны многие басни А. Донича , писатель также использовал литературные сюжеты молдавских сказок . В 1847 г. в газете «Одесский вестник» (№№ 57—58) были опубликованы молдавские сказки и легенды В. Бессараба (псевдоним Болеслава Хашдеу ). Ион Крянгэ написал ряд сказок, используя сюжеты из народных сказока. Благодаря ему многие сказочные сюжеты вошли в сокровищницу молдавской литературы.
Молдавские сказки привлекали внимание русских и украинских писателей — А. Пушкина , М. Горького , М. Коцюбинского и других. М. Горький от молдавских сказителей услышал легенду о Данко , вырвавшем из груди своё сердце и поднявшем его, как факел, чтобы осветить путь и спасти свой народ .
В 1920—1930-е годы в СССР собирательство и научно-издательскую деятельность осуществляла специальная секция Молдавского научного комитета, которая подготовила несколько книг. В послевоенные годы появилось множество сборников молдавских народных сказок.
Наиболее известными сказителями считаются: из села Блештены Единецкого района , Николае Плешка из села Старые Каракушаны Бричанского района , Михаил Тимиркан из села Бурсук Ниспоренского района , Думитру Крецу из села Урсары Каларашского района , Ион Паскул из села Баурчи-Молдовень Кагульского района , Константин Дарабан из села Старые Биличены Сынжерейского района .