Баева, Вера Михайловна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ве́ра Миха́йловна Ермола́ева ( 2 ноября 1893 , Ключи — 26 сентября 1937 или 26 сентября 1938 , Карлаг , Карагандинская область ) — русский и советский живописец , график , художница - иллюстратор , деятель русского авангарда .
Отец, Михаил Сергеевич Ермолаев, был помещиком и занимал пост председателя земской уездной управы. Мать, Анна Владимировна, урождённая баронесса фон Унгерн-Унковская (1854—?).
В детстве упала с лошади , что вызвало паралич ног. Впоследствии могла ходить только с помощью костылей.
Получила образование в Европе — в светской школе в Париже и в гимназии в Лозанне . Пребывание за границей обусловливалось ещё и необходимостью лечения.
В 1904 году семья Ермолаевых вернулась в Россию, а в 1905-м они переехали в Петербург . Отец Веры Михайловны продал имение, основал кооперативное общество «Трудовой союз» и начал издавать журнал « » либерального характера. В 1911 году Михаил Сергеевич умер.
В 1910 году окончила гимназию княгини Оболенской , в 1911 году поступила в студию Михаила Бернштейна , где стала интересоваться кубизмом и футуризмом .
В 1915—1916 годах входила в футуристический кружок « Бескровное убийство » (вместе с Николаем Лапшиным , в будущем одним из основоположников российской школы иллюстрации). Члены кружка выпускали одноимённый журнал .
Помимо рисования интересовалась историей — в 1917 году окончила Археологический институт . Одновременно она была участницей художественных объединений «Свобода искусству» и «Искусство и революция».
В 1918 году основала книгопечатную артель «Сегодня», маленькими тиражами выпускавшую лубки и книги-картинки, создававшиеся практически вручную. По мнению некоторых исследователей, это был «первый опыт конструирования детской книги, понятой как целостный художественный организм» . Ермолаева оформила три книги артели: «Мышата» и «Петух» Натана Венгрова и «Пионеры» Уолта Уитмена . Иллюстрации в книгах делались при помощи гравюр на линолеуме и затем в большинстве случаев раскрашивались вручную, текст в некоторых книгах не был наборным, а также вырезался на линолеуме.
После революции Вера Михайловна участвовала в конкурсах ИЗО отдела Наркомпроса , пробовала работать как художница театра, создала (в той же технике раскрашенной гравюры) театральные эскизы к опере М. Матюшина и А. Кручёных « Победа над солнцем ». В 1922 году эскизы выставлялись на выставке в Берлине .
В 1919 году ИЗО отдел Наркомпроса направил Ермолаеву в Витебск преподавателем в Народное художественное училище , преобразованное потом в Витебский художественно-практический институт. В 1921 году после ухода с должности Марка Шагала она стала ректором этого института.
В Витебске под влиянием Малевича , которого она пригласила преподавать, Вера Михайловна увлеклась беспредметным искусством. Вместе с Малевичем и его учениками Ермолаева участвовала в организации УНОВИСа (Утвердители нового искусства) — общества, позиционировавшего себя как исследовательскую лабораторию, где изучаются проблемы развития искусства и художественной формы. Также в организации пропагандировались идеи супрематизма . Общество выдвигало лозунги революционного толка:
- Да здравствует супрематизм как план пути нашей творческой жизни!
- Да здравствует всемирный единый союз строителей новых форм жизни!
Члены общества хотели быть не «вечными носителями могильной мудрости праотцев, прадедушек и т. п. родни и предков», но «творцами самой жизни», «носителями и выразителями нового искусства как сегодняшнего сознания современного человека, быть изобретателями мирового события, быть глашатаями искусства как себедовлеющего мира» .
В 1922 году Ермолаева вернулась в Петроград, где получила должность руководителя лаборатории цвета в Государственном институте художественной культуры .
В конце 1920-х годов сотрудничала с журналами « », « », « Чиж » и « Ёж ».
В. М. Ермолаева работала как живописец и график. В 1920-е годы стала иллюстратором таких книг, как «Топ-топ-топ» Николая Асеева , «Много зверей» и «Рыбаки» Александра Введенского , «Поезд» Евгения Шварца (1929), «Иван Иваныч Самовар» Даниила Хармса (1930) и многих других, оформляла серию басен Крылова .
Вела преподавательскую работу. С 1931 года художница М. Б. Казанская брала уроки у В. М. Ермолаевой.
В 1929 году вместе с художникам В. В. Стерлиговым , К. И. Рождественским, Л. А. Юдиным, Н. М. Суетиным , А. А. Лепорской составила «группу живописно-пластического реализма». На квартире В. М. Ермолаевой проходили творческие «вторники» этих художников и «квартирные» выставки, сопровождавшиеся обсуждениями. Выставочная деятельность, проходившая в узком кругу единомышленников, стала поводом для написанного доноса.
25 декабря 1934 года Ермолаеву арестовали, одновременно с В. В. Стерлиговым, , Н. О. Коган и М. Б. Казанской (отпущена в марте 1935 г.) .
29 марта 1935 года осуждена согласно постановлению УНКВД по статье 58-10, 58-11. Согласно материалам дела, в вину В. М. Ермолаевой вменялась «антисоветская деятельность, выражающаяся в пропаганде антисоветских идей и попытке организовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию» . 29 марта 1935 года отправлена отбывать наказание (трёхлетнее заключение) в 1-е отделение 3-го отдела Карагандинского ИТЛ .
Вторично осуждена 20 сентября 1937 года тройкой УНКВД по статьям 58-10, 58-11 к расстрелу. 26 сентября 1937 года расстреляна в лагере около Караганды .
20 сентября 1989 года реабилитирована.
В Москве с 2013 года существует (ВЕРФ), ставящий своей целью поддержку женских инициатив в современном искусстве .