Interested Article - S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо

«S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» ( англ. S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky ) — компьютерная игра в жанре шутера от первого лица с элементами ролевой игры , разработанная украинской компанией GSC Game World и выпущенная в России 22 августа 2008 года . Издателем в странах СНГ и Украине является GSC World Publishing , в остальном мире игру издаёт компания Deep Silver . «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» — это вторая игра серии S.T.A.L.K.E.R. , однако фактически является приквелом к игре « S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля » 2007 года. Игровой движок X-Ray , использованный в игре, был обновлён до версии 1.5 и стал поддерживать DirectX 10 .

Разработка и поддержка игры

История разработки

Проект начал разрабатываться в сентябре 2006 года. Он тогда носил название «S.T.A.L.K.E.R.: Anarchy Cell». В нём планировались такие локации, как: Катакомбы; Мост через реку Припять; Подземелья Припяти (восстановлены в «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти») и Генераторы. Однако первые 2 локации вовсе не реализованы и остались на уровне концепт-артов, а остальные вырезали.

Правда, локация «Катакомбы» была переименована в «Заброшенный госпиталь» и стала находиться между Лиманском и ЧАЭС. 11 июля 2007 года произошёл анонс игры — под названием «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо». Выход запланировали на первый квартал 2008 года. В июле 2008 года была похищена заводская копия игры. Похитителем оказался пользователь под ником Меченый. Как оказалось, диск с игрой с завода ему подарила знакомая, которая там работала. Позже игру выложили на торрент. Игру планировали выпустить 29 августа 2008 года, однако из-за инцидента с похищенной копией игра вышла ровно на неделю раньше — 22 августа 2008 года.

Поддержка игры

30 июня 2009 года разработчики выпустили патч , обновляющий игру до версии 1.5.10. Патч вносит ряд значительных изменений в сетевую версию, а также улучшает одиночную игру. Для версии 1.5.10 разработчики выпустили мульти-патч v.2, который позволяет включить вертикальную синхронизацию и исправляет вылет на окне списка серверов в сетевой игре.

Существуют неофициальные патчи игры версии 1.5.10 для устранения ошибок.

Имеется большое количество неофициальных модификаций игры. Среди них есть глобальные, графические и сюжетные моды.

Сюжет

Пролог

Сентябрь 2011 года. Наёмник Шрам ведёт группу учёных-экологов через болота . Внезапно их накрывает выброс. Экологи погибают, а протагонист теряет сознание. На базе группировки «Чистое небо» (бойцы которой нашли Шрама после выброса) наёмник приходит в себя.

Действие игры

Скриншот из игры — начало

Лебедев, основатель и лидер «Чистого неба», рассказывает Шраму о том, что нервная система наёмника при выбросе принимает весь удар на себя и главному герою это грозит неминуемой гибелью. После недолгих разъяснений о сложившемся в округе положении Лебедеву приходит тревога со второго форпоста — его атакуют мутанты. Шрам отправляется на форпост, где его снова поражает выброс.

Придя в себя на базе «Чистого неба», Шрам узнаёт от Лебедева, что при следующем выбросе вне укрытия нервная система наёмника полностью выгорит и он погибнет. Выбросы происходят так часто, потому что кто-то проник за «Выжигатель мозгов», и Зона пытается уничтожить этого незнакомца, заодно уничтожая на пути всё живое.

В итоге нити всех слухов приводят игрока на «Кордон» к местному торговцу Сидоровичу, у которого неизвестный сталкер интересовался редкими радиодеталями. Однако чтобы пробраться на «Кордон», необходимо вытеснить враждующую с «Чистым небом» группировку — «Ренегатов», ранее захватившую все важные места на болотах.

C помощью Шрама «Чистое небо» укрепляет свои позиции и уничтожает главную базу врагов. Захватив подходы к тропам, наёмник пробирается на Кордон, где ему удается связаться с Сидоровичем. Торговец соглашается помочь, но только за услугу: вернуть украденный у военных кейс с артефактом. Как выясняется позже, нападение на военный конвой совершили местные сталкеры под предводительством Отца Валерьяна. Организованное им объединение сталкеров-одиночек переправляло товар Сидоровича через военных, совершая с ними сделки. Однако командир военных, майор Халецкий, решил продавать товар бандитам и даже умудрился отдать двух сталкеров в рабство на «Свалку». Одиночки не потерпели такого предательства со стороны военных и взяли майора в плен, но дальнейшего чёткого плана действий у них нет. Положение обостряется, и военные готовятся к штурму базы одиночек, дабы преподать им урок и вызволить своего офицера. Но сталкеры, вместе со Шрамом, берут инициативу в свои руки и зачищают боевые подступы военных на Кордоне: сначала на элеваторе, а потом на АТП. Майор Халецкий под впечатлением такого развития событий раскалывается и говорит, где спрятал кейс. Наёмник забирает кейс и относит его Сидоровичу, и тот рассказывает, что интересующий Шрама сталкер носит прозвище «Клык». Сидорович продал Клыку детали, которые нашёл, а за остальными отправил на « Свалку » к диггерам.

На Свалке, по метке Клыка, Шрам наткнулся на труп диггера. По аудиозаписи в КПК Шрам узнал, что за Клыком на восток отправился диггер-посланник Васян. Шрам нашёл Васяна, когда того загнала в угол стая слепых псов . От диггера наёмник узнал, что Клык ушёл в «Тёмную долину».

В «Тёмной долине» из-за частых нападений на базу группировки «Свобода» был объявлен усиленный режим. На блокпосте Шраму подсказали, что он может получить информацию на базе группировки. Здесь Шрам сталкивается с комендантом базы по фамилии Щукин, который сыграет необычную роль в развитии событий. Щукин отказывает Шраму во встрече с лидером группировки, пока база на карантине . Однако обещает устроить этот разговор, если наёмник выполнит его задание. После того как наёмник убил пси-собаку в окрестностях базы, комендант отправил его на один из блокпостов . Придя туда, Шрам увидел, что все бойцы «Свободы» мертвы. По записи в КПК одного из бойцов «Свободы» все поняли, что комендант передавал врагам всю информацию о передвижениях «Свободовцев». Шрам принёс КПК Чехову, лидеру и основателю группировки. Наёмник узнал, что Клык был у Чехова и искал какую-то техническую деталь. Однако остальную информацию Чехов рассказал лишь после того, как Шрам нашёл Щукина, принёс его КПК Чехову, а тот понял, что комендант передавал сведения о «Свободе» наёмникам, которые выполняли чей-то контракт. Чехов рассказал Шраму о том, что продал Клыку деталь, которую тот искал, и заинтересовался, зачем Клыку эта деталь — обычно такие применяются только в армейских дешифраторах. Техник группировки, Дядька Яр, сохранил частоту КПК Клыка, и по ней Шрам узнал, что Клык отправился на «Свалку». Оказав помощь «Свободе» в борьбе с наёмниками, Шрам отправился за Клыком.

Цель Стрелка

На «Свалке» по метке КПК Клыка Шрам попал в подвал Барахолки, где его оглушили бандиты, украли всё снаряжение с деньгами и сбежали. Очнувшись, Шрам нашёл КПК Клыка в подвале, и по нему всё стало ясно — Лебедев был прав насчёт того, что кто-то пробрался через «Выжигатель Мозгов». В КПК была запись о том, что группа, в которой был Клык, догадалась, что об их походе к центру Зоны узнали. Как говорилось в записи, подробный план их дальнейших действий находился в тайнике, координаты которого присутствовали в КПК. Тайник находился в подземельях НИИ «Агропром». Догнав бандитов и забрав своё снаряжение, Шрам направился туда.

На бывшей территории предприятия НИИ «Агропром» Шрам встретился с генералом Крыловым, лидером группировки «Долг». Тот сообщил наёмнику, что «Долговцев» постоянно атакуют мутанты, которые вылезают из подземелий. Шрам согласился помочь «Долгу»: наёмник должен спуститься под «Агропром» и затопить подземные ходы.

Спустившись в подземелья и почти полностью затопив их, Шрам нашёл тайник Стрелка. Из аудиозаписи КПК в тайнике Шрам узнал, что к центру Зоны пробрались сталкеры с кличками Стрелок, Клык и Призрак. Они готовят второй поход к центру Зоны, что, по словам Лебедева, приведёт ко второму Сверхвыбросу — гораздо более сильному, чем первый, из-за которого всё живое погибнет, а Зона перейдёт в полностью неустойчивое состояние. Стрелок направился на Янтарь к учёному Сахарову за устройством, которое сохранит разум членов группы в целости и сохранности.

На «Янтаре» Сахаров рассказал Шраму о том, что Стрелок заключил с учёными сделку — якобы хотел помочь в испытании устройства, пресекающего пси-излучения. Учёные дали ему экспериментальный прототип, и Стрелок отправился на заводскую территорию «Янтаря». Однако он оттуда не вернулся, и сигнал, получаемый учёными от устройства, был потерян. Сахаров, узнав намерения Шрама догнать Стрелка, рассказал ему, что есть возможность уравновесить уровень пси-излучения настолько, чтобы можно было находиться на территории комплекса. Шрам узнал, что недавно группа сталкеров нашла на заводской территории какую-то техническую документацию, но вернуться не смогла. Шрам отправился за документами и принёс их Сахарову. По ним Сахаров окончательно понял, что уравновесить уровень пси-излучения возможно.

Погоня за Стрелком

По указанию Сахарова Шрам отправился к отряду сталкеров под руководством Левши. Цель отряда — перезапуск системы охлаждения, по вине которой пси-излучение неустойчиво. Отряду удаётся совершить перезапуск системы, и уровень пси-излучения уравновешивается. Сахаров передаёт Шраму сообщение, что Стрелок находится совсем близко. Шрам в погоне за Стрелком попадает в бывший заповедник « Рыжий лес ».

Там Шрама встречает засада: отряд «наёмных сталкеров», которых до этого нанял Стрелок. За время перестрелки Стрелок убегает в тоннель, который сразу же подрывает за собой. Со Шрамом связывается Лебедев и упоминает, что единственная возможность теперь догнать Стрелка — пройти в заброшенный город Лиманск. Однако путь проходит через реку, мост через которую управляется на противоположном берегу «Ренегатами». Лебедев даёт поручение Шраму отправиться к сталкеру по имени Лесник, который может знать способ пройти в Лиманск. Чтобы найти Лесника, Шраму приходится пройти через весь кишащий мутантами лес и через аномалию-портал.

Лесник рассказывает, что иногда к нему на КПК поступают просьбы наёмников о помощи из Лиманска, но сигнал слишком слабый. Лесник советует Шраму выйти к «Армейским складам», где сигнал должен быть лучше. Там Шрам принимает сообщение от наёмников, угодивших в аномалию, из которой они никак не могут выбраться. Возвратившись к Леснику и передав ему координаты наёмников, Шрам узнал подробнее об этой аномалии под названием «Пространственный пузырь». Лесник рассказал, как сам однажды в неё попал, однако там же нашёл артефакт, который вывел его из этой аномалии. После небольшого задания для Шрама (принести из старых шахт в лесу артефакт «Компас») Лесник пообещал, что подумает над тем, как вывести наёмников из аномалии, и предложил Шраму отправиться на «Армейские склады», где на базе военных есть мощный действующий радиопередатчик, с помощью которого наёмникам можно будет ответить. После Сверхвыброса на базе выжило полтора десятка солдат, которых командование бросило на произвол судьбы, не рискуя посылать отряды в выведенную выбросом из равновесия Зону. После победы над военными Шрам нашёл и использовал передатчик, и, при помощи инструкций Лесника, отряд наёмников успешно выбрался из аномалии, начав продвигаться к мосту в Лиманск, захваченному «Ренегатами».

Когда Шрам прибыл к мосту, элитный отряд «Чистого неба» во главе с Лебедевым уже находился там. Наёмники, тоже прибывшие к мосту, на противоположном берегу пытались опустить мост. В итоге мост был опущен, а отряд «Ренегатов» — побеждён.

Передовая группа «Чистого неба», вместе со Шрамом, отправилась через Лиманск. Там бушевала настоящая война , так как после открытия второго пути к центру Зоны туда отправили свои отряды почти все группировки. Затем, преодолевая препятствия и заслоны группировки «Монолит» и военных, группе «Чистого неба» удалось пробиться через Лиманск. Путь к центру Зоны пролегал через заброшенный госпиталь , где группу «Чистого неба» встретили бойцы «Монолита». Также Шраму пришлось уничтожить вертолёт военных. После этого наёмник попадает на ЧАЭС , где встречается с Лебедевым и его элитным отрядом.

Окончание

Петренко, боец «Чистого неба», передаёт Лебедеву частоту Стрелка, который находится уже совсем рядом, и тот подтверждает её. Однако добраться до Стрелка не представляется возможным. На ЧАЭС повышенный уровень пси-излучения, однако Стрелок в безопасности благодаря устройству, которое выдал ему Сахаров. Шраму выдают электромагнитное ружьё «ЭМ1», чтобы он уничтожил защиту Стрелка, с чем наёмник успешно справляется.

Однако, неожиданно для Лебедева, начинается то, чему «Чистое небо» пыталось воспрепятствовать — второй Сверхвыброс. Далее все, кто были на ЧАЭС, в том числе Стрелок и Шрам, показаны безвольно лежащими в помещении перед мониторами, кодирующими их сознание на служение «Монолиту».

В результате второго Сверхвыброса география Зоны перешла в состояние, которое можно видеть в « Тени Чернобыля ». После Сверхвыброса всех сталкеров, в том числе Стрелка, Шрама и отряд «Чистого неба», помещают в помещение с мониторами, где оборудование ученых «О-Сознание» стирает память всем и даёт задание убить Стрелка. Однако оборудование даёт сбой, и учёные не замечают, что в составе агентов оказался сам Стрелок. Весной 2012 года агентов, в том числе и Стрелка, помещают в «грузовик смерти» и вывозят на периферию в Зону. Далее начинаются события « S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля ».

Нововведения

  • Добавлены новые территории: «Рыжий Лес», «Лиманск», «Болота», «Заброшенный Госпиталь». Вместе с этим убраны некоторые локации из первой игры: «Бар», «Дикая Территория», «Радар», «Припять», «Саркофаг», «Бункер Управления Монолитом».
  • Помимо старых группировок (одиночки, учёные, «Долг», «Свобода», «Монолит», «Бандиты», военные, наёмники) появились новые («Чистое Небо», «Ренегаты»). Игрок может принять участие в войне группировок: вступить в любую из 5 доступных игровых фракций («Одиночки», «Чистое Небо», «Долг», «Свобода» или «Бандиты») и привести свою группировку к победе над её врагом.
  • Улучшен интеллект компьютерных противников.
  • Изменена система аномальных зон и поиска артефактов.
  • Появились случайные выбросы, которые могут случиться при переходе с локации на локацию.
  • В сравнении с предыдущей игрой серии, улучшена графика: добавлена поддержка DirectX 10 (а с патчем 1.5.07 — DirectX 10.1 ); доработан рендер DirectX 9 . В игре используется улучшенная версия игрового движка X-Ray 1.5. Добавлена инверсная кинематика .
  • Улучшен внешний вид оружия; добавлено новое, но в официальной версии модели оружия опять же не лицензированы.
Системные требования
Минимальные Рекомендуемые
ПК ( Microsoft Windows )
Операционная система Windows 2000 (SP4), Windows XP , Windows Vista Windows XP , Windows Vista , Windows 7
Центральный процессор Intel Core 2 Duo E4300 1,8 GHz / AMD Athlon 64 X2 4400 + Intel Core 2 Duo E6600 2,4 Ghz / AMD 64 X2 5600 + 2,8 Ghz
Объём RAM 1 ГБ 1,5 ГБ
Объём свободного места на жёстком диске 10 ГБ 10 ГБ
Информационный носитель DVD , Steam
Видеокарта 256 МБ видеопамяти с поддержкой Direct3D 9c (NVIDIA Geforce 7800 GTX / AMD ATI X1800 XT) 512 МБ видеопамяти с поддержкой Direct3D 10.1 (NVIDIA Geforce 8800 GT / AMD Radeon HD 3870
Звуковая плата DirectX 9.0 совместимая звуковая карта
Устройства ввода клавиатура , мышь
  • Здоровье игрока в игре медленно восстанавливается, но кровотечение стало более опасной угрозой, так как в случае тяжёлого ранения не прекращается без применения медикаментов.
  • На смену статическим трекам пришла динамическая музыка. Во время нарастания напряжения во внутриигровых событиях музыка переходит от мелодичной к напряжённой.
  • NPC теперь могут бросаться гранатами. На экране появляется предупреждение о находящейся рядом гранате и стрелка, указывающая на спасительный путь.
  • Полностью переработаны концепты КПК. Теперь в нём можно найти всю информацию о войне группировок; на карте отображаются места вероятного присутствия противника (в том числе и мутантов) и так далее. Также теперь в нём нет разделов «Энциклопедия», «Ранги», «Контакты» и «Данные».
  • Некоторые персонажи за отдельную плату могут давать наводки на тайники.
  • Главный герой может улучшать оружие и броню у механиков, которые присутствуют на базе каждой группировки (за исключением вражеских). Следует заметить, что без улучшений оружие имеет столь низкие показатели, что оно практически бесполезно для настоящего боя. К тому же улучшения требуются для появления первоначальных для данного оружия возможностей, например крепления подствольного гранатомёта на АК-74.
  • Оружие и броню можно ремонтировать у механиков и у некоторых других персонажей (Лесник; командиры отрядов «Чистого неба» в Лиманске и Госпитале) за определённую цену (в зависимости от степени повреждения и от цены оружия/брони).
  • На всех локациях (кроме Лиманска, «Госпиталя» и ЧАЭС) размещены несколько проводников — персонажей, способных за определённую плату (в зависимости от расстояния и типа отношений) мгновенно сопроводить игрока в определённое место. Доступность этих мест для сопровождения зависит, во-первых, от того, заняты ли они врагами той группировки, к которой принадлежит проводник; и, во-вторых, от того, побывал ли ранее этом месте главный персонаж. Бесплатно можно пользоваться только услугами проводника из группировки «Чистое Небо» — до тех пор, пока главный герой не перейдёт в первый раз с Болот на Кордон.
  • В мае 2009 года вышла версия игры на украинском языке , которая устанавливается на русскую версию с любым патчем. По заявлению разработчиков, локализация ещё лучше представляет каждую группировку. Так, например, «Долг» говорит чисто на русском языке, а «Бандиты» и «Ренегаты», в основном, говорят на суржике , что добавляет игре колорита . На украинском говорят сталкеры, учёные, «Чистое небо» и «Свобода»; на русском — военные, «Долг» и «Монолит».
  • Артефакты теперь нужно искать с помощью детекторов, потому что без этого их не увидеть невооружённым глазом и не подобрать.

Музыка

Над музыкой к «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» работал украинский композитор . Автор саундтрека к оригинальной игре, композитор , успев написать два экспериментальных трека для «Чистое небо» , покинул проект в связи с разногласием с звукорежиссёром игры Дмитрием Кузьменко . Несмотря на уход MoozE, в саундтреке «Чистое небо» была использована часть написанных им ранее композиции для « S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля ».

Впервые саундтрек был выпущен 22 августа 2008 года в составе DVD -диска с бонусными материалами в российском коллекционном издании . Отдельно на CD -диске он вышел лишь в некоторых восточноевропейских изданиях от CD Projekt . «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» вместе с другими играми серии S.T.A.L.K.E.R. 6 февраля 2014 года стали доступны в сервисе цифровой дистрибуции GOG.com , где вместе с игрой в качестве дополнительных материалов поставляется и саундтрек в форматах MP3 и FLAC .

S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky Soundtrack
Обложка альбома MoozE и Алексея Омельчука «S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky Soundtrack» ()
Саундтрек и
Дата выпуска 22 августа 2008
Жанры дарк-эмбиент , дроун , индастриал , саундтрек
Длительность 55:07
Продюсер
Языки песен русский , украинский , английский , французский , немецкий , испанский , итальянский , польский и японский
2008, S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky Soundtrack
Название Автор Используется в игре Длительность
1. «Swamps of Despair» Днём на локации Болота 4:17
2. «Theme of Escape» Днём на локации Кордон 8:34
3. «Shadows» Алексей Омельчук Ночью на локациях Кордон и Тёмная долина 4:40
4. «Theme of Garbage» MoozE Днём на локации Свалка 5:01
5. «Radwind Pt.1» MoozE Днём на локации Тёмная долина 3:16
6. «Fog» MoozE Ночью на локации НИИ «Агропром» 3:05
7. «S.A.D.» MoozE Днём на локации НИИ «Агропром» 4:35
8. «Theme of Red Forest» MoozE Днём на локации Рыжий лес 5:31
9. «Ghost City» Алексей Омельчук На локации Лиманск 4:42
10. «Radwind Pt.2» MoozE Днём на локации Тёмная долина 2:16
11. «Hospital» Алексей Омельчук На локации Госпиталь 4:22
12. «Sleeping in Ashes v.2» MoozE Днём на локации Военные склады 4:48
55:07

Помимо фонового саундтрека в игре присутствует музыка, играющая на базах сталкерских группировок, которая также написана Алексеем Омельчуком. При создании некоторых композиций за основу были взяты сторонние музыкальные произведения .

Название в файлах игры Автор Используется в игре Описание
marsh_radio_1.ogg В баре Холода на базе группировки «Чистое небо» на Болотах. Джазовая композиция, прообраз мелодии неизвестен.
garbage_bandits_radio_1.ogg Алексей Омельчук В баре «Super Хавчик» на базе бандитов, локация Свалка. Шансонная мелодия, основой послужила песня «Хоп, мусорок» группы « Воровайки ».
freedom_base_radio_1.ogg Алексей Омельчук На базе группировки «Свобода» в Тёмной долине. Регги -композиция, основой послужила песня «Kinky Reggae» Боба Марли и группы The Wailers .
duty_base_radio_1.ogg Алексей Омельчук На базе группировки «Долг» на НИИ «Агропром» Главная тема игры из саундтрека « Герои уничтоженных империй ».
duty_base_radio_2.ogg Алексей Омельчук На базе группировки «Долг» на НИИ «Агропром» Трек «Austria» из саундтрека дополнения « Казаки II: Битва за Европу ».
radio_1.ogg На базе сталкеров-одиночек на НИИ «Агропром» Песня «Fighting Unknown» украинской группы из саундтрека « S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля ».

Коллекционные издания

Варианты российского издания

Внешние изображения

Дабы определиться с наполнением российского коллекционного издания игры «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо», в первой половине 2008 года компания GSC Game World провела конкурс «Сталкерский набор», в ходе которого каждый желающий мог предложить свои идеи по составу издания . По итогам конкурса несколько победителей с лучшими предложениями получили по коллекционной копии игры с автографами разработчиков . Окончательный вариант состава коллекционного издания был объявлен 21 июля 2008 года . На релизе «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо» в странах СНГ и Украине игра была издана в нескольких вариантах. Помимо «Коллекционного издания» , ограниченным тиражом было выпущено «Специальное издание» — с аналогичным составом, но дополненное копией игры « S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля » . Обычные издания игры выпускались в виде «Стандартного издания», упакованного в CD-box, кроме того, только на территории Украины выходило «Расширенное издание», ничем не отличавшееся от стандартного, кроме упаковки DVD-box в картонном рукаве . Вдобавок вышло «Подарочное издание», похожее на расширенное, но дополненное книгой в мягком переплёте — сборником рассказов и в некоторых вариантах также DVD-диском с бонусными материалами по игре или руководством пользователя.

Предметы
Издания игры
Стандартное Расширенное Подарочное Коллекционное Специальное
Россия и Украина Только Украина Россия Украина Россия и Украина Россия и Украина
Диск с игрой «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо» Да Да Да Да Да
Карточка-вкладыш с рекламой книжной серии S.T.A.L.K.E.R. и прочего Да Да Да Нет Нет
Книга в мягком переплёте «S.T.A.L.K.E.R. – Сборник рассказов» Нет Нет Да Да Да
Цветное руководство пользователя к игре «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо» Нет Нет Да Нет Да Да
DVD-диск с бонусными материалами по игре Нет Нет Нет Да Да Да
Плакат с картой Чернобыльской зоны отчуждения и артом (двухсторонний) Нет Нет Нет Да Да
Плакат с календарём «Лиманск 1985: Посетите наш солнечный город» (календарь на конец 2008 — начало 2009 года) Нет Нет Нет Да Да
Светильник-ночник «Артефакт», меняющий цвет Нет Нет Нет Да Да
Бандана с надписью «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо» (попадается случайно: чёрного или оливкового цвета) Нет Нет Нет Да Да
Нашивка группировки (попадается случайно: «Чистое небо», «Одиночки», «Бандиты», «Монолит») Нет Нет Нет Да Да
Металлическая бензиновая зажигалка с гравировкой «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо» Нет Нет Нет Да Да
Металлический жетон с гравировкой «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо» Нет Нет Нет Да Да
Диск с игрой « S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля » (упакован в CD-box) Нет Нет Нет Нет Да
Упаковка CD-box ( Jewel-case ) DVD-box ( Keep-case ) в картонном рукаве Картонная коробка с дисками в бумажных конвертах

Варианты европейских изданий

Всемирная обложка игры

Издания от CD Projekt

Издателем и дистрибьютором S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky в некоторых странах Восточной Европы ( Польша , Чехия , Словакия и Венгрия ) является польская компания CD Projekt , которой на данной территории было выпущено несколько коллекционных изданий игры. S.T.A.L.K.E.R.: Czyste Niebo Edycji Kolekcjonerskiej — лимитированное коллекционное издание, вышедшее только в Польше ограниченным тиражом в 699 штук . Упаковано в небольшую военную сумку цвета хаки , стилизованную под медицинскую аптечку. В состав входит: диск с игрой и CD-диск с саундтреком в эксклюзивном диджипаке для DVD , коричнево-оранжевая футболка со знаком радиации и логотипами игры (размер XL), плакат с картой Чернобыльской зоны отчуждения, руководство пользователя, печатный графический альбом (артбук) в мягком перелёте, одна из четырёх нашивок группировки, 4 наклейки с эмблемами группировок и сертификат подлинности издания . За предварительный заказ через сайт gram.pl дополнительно прилагалась бензиновая зажигалка чёрного цвета с логотипом игры и инструкциями к ней. Изначальный тираж издания являлся 500 копий, но позднее из-за высокого спроса было довыпущено ещё 199 штук. Дополнительный тираж издания имел некоторые отличия от основного: другая сумка-упаковка оливкового цвета и отсутствие дополнения в виде бензиновой зажигалки .

Внешние изображения
в Польше
для Чехии и Словакии
в Германии
в Европе

Помимо этого, CD Projekt для Чехии и Словакии было выпущено расширенное издание, содержащее: диск с игрой в DVD-box в слипкейсе , плакат с картой Чернобыльской зоны отчуждения, 4 наклейки с эмблемами группировок, руководство пользователя (56 страниц) и CD-диск с саундтреком .

Издания от Deep Silver

Компанией Deep Silver в Германии было издано коллекционное издание Collector’s Edition Metallbox , вышедшее ограниченным тиражом и официально продавшееся только на сайте amazon.de . Упаковано в небольшую стилизованную стальную коробку — со следами ржавчины, с рельефным названием игры, знаком радиации и другими элементами. В комплектацию входит: диск с игрой в DVD-box, диск с бонусными материалами в бумажном конверте, плакат с картой Чернобыльской зоны отчуждения и артом (двухсторонний, размер A2), книга «Апокалипсис» ( нем. Apokalypse ) за авторством (нем.) , значок-заколка с логотипом игры и знаком радиации и рекламный буклет .

Также на территории Западной Европы , вдобавок, от Deep Silver вышло «Ограниченное специальное издание» — Limited Special Edition , упакованное в металлический бокс (стилбук) в пластиковом рукаве, куда входит: диск с игрой, DVD-диск с бонусными материалами, плакат с картой Чернобыльской зоны отчуждения и артом (двухсторонний) и руководством пользователя.

Оценки

Рецензии
Сводный рейтинг
Агрегатор Оценка
GameRankings 74,04%
Metacritic 75/100
MobyRank 72/100
Иноязычные издания
Издание Оценка
1UP.com B
7.1
Русскоязычные издания
Издание Оценка
3DNews 7,5/10
Absolute Games 47%
PC Gamer в России 89%
« PC Игры » 8.0/10
PlayGround.ru 8.0/10
Riot Pixels 63%
« Игромания » 8,5/10
« Канобу » 7.4/10
« ЛКИ » 8.5/10
« НИМ » 8.0/10
« Страна игр » 8.5/10
Награды
Издание Награда
КРИ «Лучшая игровая графика КРИ 2008»
КРИ «Лучшая технология КРИ 2008»
КРИ «Лучшая экшн-игра КРИ 2008» - третье место
КРИ «Лучшая игра КРИ 2008» — третье место
Игромания «Шутер 2008 года» — второе место
IGN «Лучшая графика на E3 2008»
GameLand-Award.ru «Лучший экшен 2008» — второе место
GameLand-Award.ru «Лучшая отечественная игра 2008»

Российское онлайн-издание «Daily Digital Digest» поставило игре оценку в 7,5 из 10 возможных. Обозреватель отрицательно отозвался о равновесии игры, однако положительно оценил нововведения и живое окружение, отметив, что «у первой игры серии с этим как-то не сложилось: и технологии вроде были на уровне, и дизайн подходящий, но всё равно Зона выглядела какой-то мёртвой. Будто безымянный фотограф запечатлел на пленку ключевые декорации, а затем их просто размножили. В приквеле всё по-другому». 3DNews похвалили новую локацию «Болота»; положительно оценена и улучшенная графическая составляющая игры. Локация «Лиманск» была оценена на среднем уровне: «Лиманск — заброшенный уютный городок, эдакий привет из 80-х. С ним, правда, вышла небольшая осечка: как бы вы ни хотели назвать Clear Sky шутером с открытым миром, Лиманск — это обычный „коридор“, проложенный среди домов. Некоторая замкнутость — не то чтобы вопиющий недостаток, но, при общем прицеле, на „открытость“ хотелось бы больше свободы». Война группировок — главное нововведение второй самостоятельной части — была оценена отрицательно: война группировок «получилась в итоге не такой увлекательной, как представлялась. Да и ошибки всё портят, хотя поучаствовать в борьбе сторон, безусловно, любопытно». Последним комментарием рецензента было обобщение игры: «„Чистое небо“ — это тоже в какой-то степени редкий артефакт, заброшенный прямиком в аномалию. Аномалию из ошибок, тормозов, вылетов и прочих неприятностей. Но решитесь ли вы копаться в такой куче мусора, чтобы выудить драгоценный камень? Попытаться стоит, ну а если всё равно ничего не выходит — новые патчи не за горами. Вот только многие ли решатся купить третий S.T.A.L.K.E.R. в день релиза?»

Здорово набрав в плане жизненности картинки, «Clear Sky» заметно прибавил очков и по другому параметру — вовлечённости. И всё было бы хорошо, если бы не постоянные «вылеты» и досадные «баги»...
Антон Костюкевич, 3DNews.

Крупнейший и старейший русскоязычный игровой сайт Absolute Games поставил игре оценку в 47 % со статусом «вяло», которая является самой низкой в серии . Обозреватель начал с намёков на отсутствие равновесия игры, назвав предыдущую часть «ущербной». Absolute Games назвал игру расширенным переизданием «с иным сюжетом, четырьмя новыми локациями, букетом старых болячек и незнакомым главным героем», а также на протяжении всей рецензии шутил над равновесием игры. Отрицательно был оценён баланс нововведения — персонажей-проводников, однако «механики» получили положительный отзыв в рецензии. Модель повреждений тоже подверглась критике. Обновлённый искусственный интеллект обозреватель назвал «идиотизмом», а войну группировок описал в плохих красках. Также была раскритикована одна из игровых ситуаций: «Чем ближе наемник к развязке, тем теснее стенки незримого коридора. Первый звоночек — ограбление на Барахолке: стоит герою зайти в подвал за спрятанным наладонником, как мародеры оглушают его и забирают весь скарб. Зачем GSC вставила эту нелепую сценку, коли и ежу ясно: народ загрузит „сейв“ и спокойно выложит ценные вещи в полуметре от злосчастной двери?» Добавленные в игру элементы шутера на специально отведённых для этого локациях рецензенту не понравились, и он назвал одну из игровых локаций, «Лиманск», где игровое действие рассчитано на стрельбу, пародией на игру « Call of Duty 4 », «чья Припять укатывает в бетон обе части „S.T.A.L.K.E.R.“ и по драйву, и по эмоциям».

По сути [Чистое небо] — расширенное переиздание с иным сюжетом, четырьмя новыми локациями, букетом старых болячек и незнакомым главным героем.
Владимир Горячев, Absolute Games

Сайт Канобу поставил оценку 7,4 (на основании оценок пользователей).

Журнал PC Gamer в России поставил игре хорошую оценку — 89 %, отметив, что приквел оказался «круче» первой части. Война группировок была оценена положительно, похвалено было и оружие с его возможностью улучшения. С правильной стороны были показаны особенности обновлённого игрового движка X-Ray ; графическая часть получила похвальное сравнение о том, что она «мощная» и «обсчитывает около 800 000 полигонов за кадр. Большинство современных движков ломается на 200 000», также было похвалена одна из главных графических «изюминок» X-Ray — освещение и фотореалистичные текстуры. Искусственный интеллект тоже получил от рецензента положительный отзыв. Был оставлен хороший отзыв: «Пока не поймал маслину… Вещи, о которых надо знать о „Чистом небе“, чтобы поддержать разговор», в котором были похвалены аномалии, обновлённый анимационный движок, а в частности стрельба сталкеров из-за укрытий и приятные посиделки сталкеров у костра с рассказыванием увлекательных анекдотов.

При помощи мыши и клавиш WASD изображать дружелюбие и готовность к сотрудничеству на мушке у перепуганного сталкерского кордона; смотреть в жуткие белые глаза мутанта, считая секунды до замены обоймы; впитывать очертания ржавых ЗИЛ'ов и причудливые пятна осыпавшегося кафеля на стенах зданий, когда осваиваешься в незнакомой зоне, — всё это нельзя описать, оценивая технологии, правила игры, место в жанре.
Владимир Рыжков, PC Gamer

Журнал PC Игры поставил игре положительную оценку — 8,0.

Игра с уникальным миром, которую поторопились выпустить. Её хочется пройти, несмотря на все недоделки.
Александр Трифонов, PC Игры

Сайт Tom’s hardware, статья «Stalker: Чистое Небо (Clear Sky). Тест качества и производительности» опубликована 1 октября 2008 года . Игра хорошо работает на системе с процессором Core 2 Duo и видеокартой GeForce 8800 GTS на разрешении 1920x1200 пикселей, если выключено сглаживание и эффекты освещения DX10. Для максимального графического качества на высоких разрешениях потребуется видеокарта Radeon HD 4870 или GeForce GTX 280. В статье выяснено, насколько хорошо игра идёт на видеокартах HD 3870, HD 4850, HD 4870, GeForce 8800 GTS 512, 9600 GT, 9800 GTX, GTX 260 и GTX 280. Имеется подробное описание оптимальных графических настроек с картинками и таблицами.

Примечания

Комментарии
  1. Авторство музыки на базах группировок за Алексеем Омельчуком, подтвердил лично звукорежиссёр игры Дмитрий «Kaos» Кузьменко .
  2. Версия книги «S.T.A.L.K.E.R. – Сборник рассказов», комплектовавшаяся в «Подарочном», «Коллекционном» и «Специальном» изданиях игры «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо», различалась в России и Украине .
  3. «Расширенное издание» вышло только на территории Украины. Дистрибьютор игры на территории России — 1С-Софтклаб , отказалась от его, поскольку оно стоило дороже «Стандартного» и не отличалось по комплектации, кроме упаковки.
Источники
  1. . stalker-game.ru . GSC Game World (30 июня 2009). Дата обращения: 8 июня 2018. 8 июня 2018 года.
  2. . stalker-game.ru . GSC Game World (10 июня 2009). Дата обращения: 8 июня 2018. 8 июня 2018 года.
  3. Чаплюк, Андрей. . Игромания . (18 августа 2008). Дата обращения: 9 июня 2018. 22 сентября 2019 года.
  4. . cs.stalker-game.com (10 июня 2009). Дата обращения: 1 июля 2010. 3 марта 2012 года.
  5. . stalker-gsc.ru (1 августа 2010). — удалённое интервью с сайта GSC-Fan.com . Дата обращения: 4 июня 2018. 17 сентября 2017 года.
  6. . . (12 сентября 2008). Дата обращения: 4 июня 2018. 14 октября 2012 года.
  7. Гафнер, Ярослав. Riot Pixels (23 ноября 2017). Дата обращения: 4 июня 2018. 4 июня 2018 года.
  8. . СофтКлаб (22 августа 2008). Дата обращения: 4 июня 2018. 2 июня 2018 года.
  9. Midest. . . (1 сентября 2009). Дата обращения: 4 июня 2018. 4 июня 2018 года.
  10. (польск.) . gram.pl . CD Projekt (14 августа 2008). Дата обращения: 4 июня 2018. 4 июня 2018 года.
  11. (чеш.) . (чешск.) . (чешск.) (4 сентября 2008). Дата обращения: 4 июня 2018. 4 июня 2018 года.
  12. (англ.) . GOG.com . CD Projekt (6 февраля 2014). Дата обращения: 3 февраля 2017. 3 февраля 2017 года.
  13. Kaos. gameru.net (21 мая 2009). Дата обращения: 7 июня 2018. 7 июня 2018 года.
  14. Чаплюк, Андрей. . Игромания . (24 июля 2008). Дата обращения: 8 июня 2018. 8 июня 2018 года.
  15. . stalker-game.ru . GSC Game World (8 июля 2009). Дата обращения: 8 июня 2018. 8 июня 2018 года.
  16. . stalker-game.ru . GSC Game World (21 июля 2009). Дата обращения: 8 июня 2018. 8 июня 2018 года.
  17. Петров, Петр. . 3DNews Daily Digital Digest (23 июля 2009). Дата обращения: 8 июня 2018. 8 июня 2018 года.
  18. . (18 августа 2008). Дата обращения: 8 июня 2018. 8 июня 2018 года.
  19. . СофтКлаб (22 августа 2008). Дата обращения: 4 июня 2018. 5 июня 2018 года.
  20. , с. 256.
  21. , с. 448.
  22. (польск.) . gram.pl . CD Projekt (5 августа 2008). Дата обращения: 8 июня 2018. 8 июня 2018 года.
  23. Obermeier, Hannes. (нем.) . (29 июля 2008). Дата обращения: 8 июня 2018. 8 июня 2018 года.
  24. , с. 320.
  25. Thöing, Sebastian. (нем.) (недоступная ссылка — ) . PC Games . (нем.) (30 июня 2008). Дата обращения: 8 июня 2018.
  26. 3 июня 2016 года.
  27. 22 августа 2016 года.
  28. . Дата обращения: 13 января 2010. 21 апреля 2009 года.
  29. . Дата обращения: 16 марта 2016. 13 июля 2016 года.
  30. . Дата обращения: 4 мая 2020. 17 марта 2020 года.
  31. . Дата обращения: 4 мая 2020. 22 июня 2021 года.
  32. . Дата обращения: 16 марта 2016. 5 мая 2016 года.
  33. . Дата обращения: 16 марта 2016. 7 января 2017 года.
  34. . Дата обращения: 16 марта 2016. 15 марта 2016 года.
  35. . Дата обращения: 16 марта 2016. 13 апреля 2016 года.
  36. . Дата обращения: 16 марта 2016. 26 марта 2016 года.
  37. . Дата обращения: 16 марта 2016. 2 февраля 2021 года.
  38. . Дата обращения: 16 марта 2016. 20 октября 2015 года.
  39. Игра месяца — S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо // PC Игры . — 2008. — № 10 . — С. 5 .
  40. Владимир Рыжков. // PC Gamer . — 2008. — № Октябрь 2008 . — С. 71 .
  41. Игорь Сонин. Рецензия — S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо // Страна игр . — Gameland , 2008. — № Сентябрь 2008 . — С. 84 .
  42. Андрей Щур. Review — S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо // Навигатор игрового мира . — 2008. — № Сентябрь 2008 . — С. 106 .
  43. 8 марта 2016 года.
  44. . Дата обращения: 4 февраля 2010. 19 февраля 2010 года.
  45. . Дата обращения: 6 октября 2018. 10 октября 2018 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо