Interested Article - Кул Шариф (религиозный деятель)

Кул Шари́ф ( тат. Qolşərif, Колшәриф ; ум. 1552 , Казань ) — имам , религиозный деятель XVI века , поэт, национальный герой татар, возглавивший оборону одной из частей Казани в октябре 1552 года против войск Ивана Грозного . Погиб при штурме вместе со своими сподвижниками. В его честь названа мечеть Кул-Шариф , построенная в 1996—2005 годах в Казанском кремле на месте разрушенной старой мечети.

Происхождение

Татарский просветитель XIX века Шигабутдин Марджани утверждает, что о реальном существовании Кул Шарифа во времена Казанского ханства свидетельствуют множество исторических источников . По собранным данным он делает вывод о том, что Кул Шариф на момент падения ханства являлся мусульман . Татары считали Кул-Шарифа великим героем и « амиром ».

Кул Шариф считался сеидом — принадлежащим к роду потомков пророка Мухаммеда . Это подтверждают современные историки , которые опубликовали генеалогию сеидов из Касимовского ханства [ неавторитетный источник ] .

В XV—XVI веках каждое отдельное татарское ханство имело по несколько сеидов. Лишь один из них мог быть . Предположительно Кул Шариф был крымским сейидом , некоторое время проживал в Астраханском ханстве с , который предположительно был его отцом .

Литературная деятельность

Литературовед выдвинул гипотезу о том, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». Проведя анализ сочинений и стихотворений, Ахметзянов заметил, что их автор очень образован, обладал знаниями в астрономии, истории и других науках .

Взятие Казани

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство приближалось к своей гибели. Поэт описал трагедию татарского народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». Казанскому ханству неоткуда было ждать поддержки, и из-за этого в 1550 году казанцам пришлось заключить с Москвой договор о взаимопомощи и взаимопонимании.

На следующий год отношения между государствами снова ухудшаются, поэтому русские разрывают мирное соглашение. Летом русские войска обступили всю Казань, и казанцы отправили русским воеводам муллу Кул Шарифа и тюменского князя Бибарса Растова с посланием о мире. Из летописи 1551 года известно, что послы долгое время не соглашались идти на уступки; после угроз силового захвата Казани послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой .

Смерть

Кул Шариф погиб в 1552 году во время взятия Казани . Философ и историк Марджани писал, что Кул Шариф и его последователи объединились в некое военное подразделение и погибли в бою. Сам Кул Шариф поднялся на крышу мечети, где его и убили, а тело сбросили вниз .

Примечания

  1. (неопр.) . Мечеть «Кул-Шариф» (неофициальный сайт). Дата обращения: 22 апреля 2013. Архивировано 9 октября 2013 года.

Литература

  • Кул Шариф и его время: Сборник статей на татарском и русском языках. — Казань: Татарское книжное изд-во, 2005. — 192 с.

Ссылки

  • (неопр.) . Мечеть «Кул-Шариф» (неофициальный сайт). Дата обращения: 22 апреля 2013. 22 апреля 2013 года.

Same as Кул Шариф (религиозный деятель)