Interested Article - Иларион (Михайловский)

Митрополит Иларион (широко известен как Иларион Макариопольский , болг. Иларион Макариополски , греч. Ιλαρίων Μακαριουπόλεως , в миру Стоян Стоянов Михайловский ; 6 (18) сентября 1812, Елена 4 (16) июня 1875 , Константинополь ) — епископ Константинопольского Патриархата болгарского происхождения, епископ Макариопольский (село, ныне на территории Тырговиштской области Болгарии ); с апреля 1860 года деятель Болгарской схизмы , впоследствии митрополит Тырновский (в схизме). Анафематствован собором в Константинополе в мае 1872 года .

Один из лидеров болгарского национального возрождения .

Биография

Стоян Михайловский родился в 1812 году в оттоманском городе с болгарским населением Елена в знатной семье. Прапрапрадед владыки — имеретинский дворянин Андроник, в 1780-х годах занимавшийся торговлей в малоазийском городе Кайсери . В качестве интенданта османской армии Андроник побывал в Вене, а по возвращении в Османскую империю осел в Балчике , потом переселился в Горна-Оряховицу .

Окончив начальную школу в родном городе, Стоян продолжил обучение в греческой школе в городе Арбанаси. В 1832 году принял монашеский постриг в Хиландарском монастыре ( Афон ), где возложил на себя заботу о заточённом там Неофите Бозвели . Продолжил образование в школе Теофилоса Каириса, а также три года обучался в Афинской гимназии.

Был близким приятелем и сподвижником Георгия Раковского . Принимал активное участие в деятельности Македонского революционного общества. С 1844 года , совместно с Неофитом Бозвели, участник церковно-национальной борьбы болгар; в 1845—1850 годах, в результате давления, оказанного российскими дипломатами на османское правительство, был заточен на Афоне.

3 апреля 1860 года, во время пасхальной литургии в болгарском храме Константинополя, не помянул имени Константинопольского патриарха , тем самым де-факто уклонившись в церковный раскол. По свидетельству Тодора Бурмова , акция 3 апреля была предварительно согласована главными руководителями болгарской общины Христо Топчилещовым и Николаем Минчоглу с Портой , в частности с визирем Аали-пашой . Руководители болгарской общины в тот же день были благосклонно приняты турецкими министрами; также обрадованы совершённой демонстрацией были «агенты латинской пропаганды » , специально пришедшие к пасхальной заутрене . По мнению Бурмова, Порта, отрывая болгар от православия, рассчитывала уменьшить влияние России на христианское население империи . Собравшийся 9 апреля Синод Великой Церкви , выслушав оправдания Илариона, ссылавшегося на требования народа, не был удовлетворён его объяснениями; однако, составленный Патриархом такрир (представление Порте), требовавший гражданского наказания для Илариона, был оставлен правительством без последствий; со стороны Патриархии последовали церковные прещения в отношении епископа Илариона и иных. В феврале 1861 года Иларион был лишён сана и вновь сослан на Афон (1861—1864). Аналогичному наказанию были подвергнуты поддержавшие его епископы Авксентий Велесский и Паисий Пловдивский

Иларион Макариопольский памятник в Софии.

После учреждения Портой Болгарской экзархии (1870) стал членом Временного смешанного экзархийского совета и первого Синода. С 1872 года — митрополит Тырновский .

Священный Синод Константинопольского Патриархата 13 — 15 мая 1872 года, низложив и лишив сана экзарха Анфима I , отлучил от церкви примкнувших к нему архиереев, а епископа Макариопольского Илариона предал вечной анафеме .

Собор в Константинополе, проходивший в сентябре 1872 года под председательством Патриарха Анфима VI , в котором участвовали иерархи иных поместных церквей Востока, 18 ( 30 сентября ) объявил Болгарский экзархат состоящим в расколе (схизме); действия болгарских иерархов были осуждены как основанные на « филетизме » ( греч. φυλετισμός . Этот богословский неологизм означал «привнесение племенного начала в Церковь». Собор постановил: «<…> Приемлющих филетисм и дерзающих основывать на нём племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми единой святой, кафолической и апостольской церкви или, что то же, схизматиками.»

Умер владыка в 1875 году; похоронен во дворе церкви Стефана в Константинополе.

Примечания

  1. Ѳ. Стояновъ-Бурмовъ . «Греко-болгарская распря въ шестидесятыхъ годахъ» // « Вѣстникъ Европы ». СПб, 1888, № 8, стр. 720.
  2. Ѳ. Стояновъ-Бурмовъ . «Греко-болгарская распря въ шестидесятыхъ годахъ» // « Вѣстникъ Европы ». СПб, 1888, № 8, стр. 723.
  3. от 25 декабря 2008 на Wayback Machine
  4. Цит по: Архиеп. Макарий . Греко-болгарский церковный вопрос и его решение // «Православное Обозрѣніе». 1891. № 11—12, стр. 735.

Литература

  • Арнаудов, М. Иларион Макариополски и българският църковен въпрос. — В: Иларион Макариополски, митрополит Търновски. С., 1925, 3-384 (отд. отп. С., 1925, 384 с.).
  • Радев, Ив. Митрополит Иларион Макариополски-Търновски. — В: Същият. История на Велико Търново. XVIII—XIX век. Велико Търново, 2000.
Источник —

Same as Иларион (Михайловский)