Синий кит (игра)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Синий автомобиль» ( укр. Синій автомобіль ) — одноактовый моноспектакль Алексея Вертинского , поставленный в Киевском Молодом театре режиссёром Игорем Славинским по одноимённой пьесе Ярослава Стельмаха .
Премьера спектакля состоялась 13 мая 1998 года на камерной сцене. По состоянию на октябрь 2021 года находится в актуальном репертуаре театра.
В основе моноспектакля — исповедь Автора о непростой судьбе творческого человека. Монолог происходит на фоне поиска новой темы для очередного произведения.
Писатель работает над совершенно новым, оригинальным произведением, и сочинение сюжета происходит прямо во время монолога, местами фантазия заводит в глухой парадоксальный угол, в результате чего появляются ещё более запутанные сюжетные линии. Наравне с писательским оптом в будущий сюжет вплетаются и личные жизненные воспоминания. Синий автомобиль — яркий эпизод из детства.
От замысла до постановки спектакля прошло три года, прежде чем режиссёр Игорь Славинский добился своего — воплотил постановку в жизнь.
Годы спустя в интервью Алексей Вертинский вспоминает, что изначально был совершенно против постановки этой пьесы, она ему казалась «переделкой задорновских фельетонов», чём говорил и драматургу и художественному руководителю театра Станиславу Моисееву . Предпремьерное ощущения актёра формулировалось: «один час позора — и вернусь к своей прежней жизни». Однако реакция зрителей была совершенно иной.
Премьера состоялась на зрительный зал, состоящий из творческой элиты Киева ( Богдан Ступка , Данченко и много других). Для Вертинского это был серьезный экзамен, поскольку на тот момент в киевском театральном мире за его плечами была лишь роль Сганареля в постановке мольеровского « Дон Жунана » (реж. Станислав Моисеев ). Буквально с первых мгновений зал сперва замер, затем раздался хохот, а к финалу зритель плакал вместе с главным героем. По воспоминаниям актёра на кульминационный момент в финале спектакля он видел в зале платочки — признак того, что исполнение тронуло зрителя.
Понимание произведения к Вертинскому пришло много позже, когда переосмыслил его через призму жизни драматурга — Стельмах писал пьесу о собственной жизни, в ней его близкие, его внутренние переживания и боль. Актёр признаётся, что спектакль остаётся для него загадкой и годы спустя.
Только за первый год существования спектакля он стал участником ряда фестивалей и конкурсных показов. Сбор наград продолжился и после десятка лет после премьеры:
Отзыв в польском издании отмечает, что «Украинский актер Олекса Вертинский проживает жизнь героя пьесы Яр. Стельмаха, как свою собственную. Артист мастерски и тонко переходит от стремительности первой половины пьесы, преисполненной всплесков юмора и парадоксов к трагическим нотам, заставляя зал замереть после взрывов смеха» .
Режиссёр постановки Игорь Славинский плотно переплёл режиссёрскую идею с собственным художественным оформлением. Они, идея и сценография, лаконичны и выразительны. Акт творчества, как новое рождение. Всё, как в первый раз, с чистого листа. Писатель рождается и умирает с каждым своим творением.
— Алла ПОДЛУЖНАЯ , рецензия в издании « Зеркало недели », 22.5.1998
Мне бы хотелось воспринимать его <Алексея Вертинского> как актёра, который играет в « Дяде Ване » и в «Синем автомобиле», когда его комизм и трагизм соединяется в единое целое. Мне так интереснее. Так глубже…
— Станислав Моисеев , режиссёр