Алиева, Рафига Алирза кызы
- 1 year ago
- 0
- 0
Ваджия Али кызы Самедова ( азерб. Vəcihə Əli qızı Səmədova ; 1924, Баку — 1965, там же) — азербайджанский советский художник, Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1965) , известная в основном своими портретами, а также пейзажами, натюрмортами и тематическими полотнами. Выпускница Московского художественного института имени В. И. Сурикова . Созданные Самедовой портреты отличаются тем, что фигуры на них не застывшие, а как бы находятся в движении. Имя Самедовой носит Выставочный салон в Баку.
Ваджия Али кызы Самедова родилась 24 ноября 1924 года в Баку в семье кондитера Кербалаи Али и домохозяйки Рубабы Самедовых. Отец Самедовой Кербалаи Али был азербайджанцем из Карса . Он вместе с братом переехал в Эривань , а оттуда в Баку, где, в квартале Ичери-шехер , познакомился с Рубабой, переехавшей в Баку вместе с семьей из иранского города Кум . У супружеской пары были и другие дети, но в живых остались лишь Ваджия и её сестра Солмаз .
В 1944 году окончила Азербайджанскую государственную художественную школу им. А. Азимзаде, а в 1951 — Московский художественный институт имени В. И. Сурикова . Дипломной работой художницы стал групповой портрет композиторов Азербайджана .
Ваджия Самедова работала в основном над портретами, пейзажами и тематическими табло. Образы своих современников она создала в таких портретах, как «Актриса Л. Бедирбейли» (1954), «Герой Социалистического Труда С. Керимова» (1957), «Геолог М. Мамедбейли» (1959), «Дважды Герой Социалистического Труда Ш. Гасанова» (1960), «Скульптор Г. Абдуллаева» (1964) и др.
Самедова много ездила по республике . Богатым национальным колоритом, лаконичностью и ясностью композиции отличаются её пейзажи и тематические табло, среди которых имеются такие, как «Азербайджанский композиторы» (1951), «Песня» (1956), «На берегу Гёйгёля» (1957), «На берегу Куры» (1961), «В ожидании вести» (1963), «Геологи» (1965) .
Помимо творческой деятельности, Ваджия Самедова занималась также общественной и педагогической деятельностью. Произведения Самедовой выставлялись также на зарубежных выставках, организованных в Вене , Каире , Бейруте , Варшаве , Берлине , Будапеште , Софии и других городах . В 1962 году Самедовой была выдана отдельная мастерская .
Скончалась Самедова 24 октября 1965 года в Баку от продолжительной болезни. По собственному желанию была похоронена на общем мусульманском кладбище . В конце 1966 года в Баку, в Художественном салоне Союза художников Азербайджана , открылась посмертная выставка работ художницы. На выставке было собрано около 200 работ Самедовой: портреты, жанровые картины, пейзажи, натюрморты, работы маслом, акварелью, пастелью, карандашом .
Произведения Самедовой хранятся в Национальном музее искусств Азербайджана в Баку и других музеях республики. В Баку существует Выставочный салон имени Ваджии Самедовой (бывший Художественный салон Союза художников Азербайджана) .
Несмотря на то, что Самедова работала в нескольких жанрах, известность она приобрела именно как портретист. По словам искусствоведа Расима Эфендиева , в произведениях Ваджии Самедовой отражается, как яркий талант, так и огромная энергия и трудоспособность художницы. Наиболее важно для Самедовой, согласно Эфендиеву, было раскрыть своеобразный характер портретируемого, что чувствуется не только в станковых портретах, но и в небольших этюдах, сделанных художницей для картин . Самедова проявила себя как портретист уже в своей дипломной работе (1951), на которой изобразила группу азербайджанских композиторов в момент дружеского обсуждения .
Примерами работ, в которых Самедова показала себя хорошим портретистом, создавшим средствами живописи своеобразные характеры, Эфендиев называет портреты Бедирбейли , хлопкоробки Суреи Керимовой , Шамамы Гасановой , геолога Миниры Мамедбейли (1961), дочери Фатимы (1964) . Искусствоведы Нуреддин Габибов и называют портрет Лейлы Бедирбейли удачей Самедовой. По словам авторов, данная работа написана легко и смело, с зрелым живописным мастерством. Хорошо найдено в портрете, согласно искусствоведам, мечтательно-задумчивое выражение лица, а тонкие цветовые отношения серого и чёрного тонов платья и серебристого фона удачно подобраны . Эту работу Самедова выполняла в доме актрисы. а в процессе писания создала десятки эскизов .
У Ваджии Самедовой, как отмечает Эфендиев, имелся свой собственный подход к работе над портретами. Так, для каждого портрета она создавала пять-шесть этюдов, изображала портретируемого в различной обстановке. В некоторых случаях между первым её этюдом с натуры и окончательным вариантом этого же портрета протекало более двух-трёх лет .
Несмотря на то, что её портреты были написаны с конкретных лиц (хлопкоробов, доярок и т. д.), носили они обычно обобщённый характер. художник избегала изображения атрибутов производства. Через характер портретируемого Самедова передавала то, что хотела сказать о человеке. К примеру, в портрете хлопкоробки Суреи Керимовой Самедова изобразила своего героя в непринужденной позе, стоящей у забора. В этом произведении, по словам Эфендиева, Самедовой удалось удачно найти позу и зафиксировать переходный момент движения. Особую динаминость и привлекательность портрету, согласно Эфендиеву, придёт то, что, глядя на портрет у зрителя создается впечатление, что Керимова стояла у забора и смотрела вперед, но вдруг на минуту повернулась к зрителю .
Особенно жизненными и правдоподобными, как отмечает Эфендиев, делают портреты Самедовой не застывшие, а как бы находящиеся в движении фигуры. Отличалась Ваджия Самедова и манерой письма. Благодаря широким и размашистым мазкам Самедовой удавалось как создавать фигуру человека, так и постепенно поворачивать её своим движением к зрителю .
В таких пейзажах, как «Гора Кяпаз», «Мавзолей Низами» (1956), «В окрестностях Мингечаура» (1957), «На озере Гёк-Гель» (1958), «В окрестностях Дашкесана» (1965), много, по словам Расима Эфендиева, ликующей бодрости .
Из-за того, что Самедова страдала неизлечимой болезнью, она иногда не могла писать и особенно ездить и работать на открытом воздухе. Но даже в тех работах, которые написаны в мастерской, согласно Эфендиеву, чувствуется та же «солнечная свежесть живописи и оптимизма». Примерами таких произведений Эфендиев называет натюрморты «Фрукты», «Айва» и др., в которых художница восторгается красотой и щедростью природы .
Портрет является доминирующей частью композиции и в тематических полотнах Самедовой, например, в таких работах, как «В ожидании», «Песни», «На берегу Куры», «В ожидании вести» .
Одна из последних работ Самедовой, написанная в 1963 году «В ожидании вести» отличается необычным для творчества художницы драматизмом. В суровых образах девочек, которые ожидают возвращения своих отцов-рыбаков с моря, Самедовой удалось передать стойкость, терпение и в то же время напряженность и скрытую тревогу. Согласно сохранившимся подготовительным материалам, больше всего Самедова трудилась над ключевыми образами картины, фигурами двух девочек. Много этюдов к этим фигурам сохранилось в мастерской Самедовой, обозревая которые, становится ясно, как в процессе работы над произведением менялись их образы и характер. Фигуры девочек, земля, а также разбросанные штормом лодки по воей живописной лепке плотны, сочны и материальны .
В 1944 году Ваджия Самедова вышла замуж за художника . В 1945 году у пары родился сын , ставший впоследствии кинорежиссёром. В 1955 году на свет появилась дочь Фатима .