Interested Article - Адудуддин аль-Иджи

Адуду-д-ди́н Абду-р-Рахма́н ибн А́хмад аль-И́джи ( араб. عضد الدين الإيجي ‎; ок. 1281, Идж, Иран — 1355, там же) — мусульманский философ, представитель позднего калама . Крупнейший систематизатор перипатетизирующего калама, занимал пост верховного судьи ( кади ).

Биография

Родился около 1281 года в г. Идже. С молодых лет аль-Иджи находился при дворе правителей в различных областях Ирана. Ильхан Абу Саид Бахадур-хан (1316—1336) назначил его на пост судьи (видимо, по ходатайству вазиря Гиясу-д-дина). В фикхе придерживался шафиитского мазхаба . Калам изучал у последователей аль-Байдави (ум. в 1286 г.). Учеником аль-Иджи был видный мутакаллим Саду-д-дин ат-Тафтазани . По неясным причинам был заточён в тюрьму, в цитадели Дераймиан близ Иджа. Там же умер в 1355 (или 1356) году .

Труды

Творчество аль-Иджи многосторонне. Его сочинения охватывают спекулятивную теологию ( калам ), юриспруденцию ( фикх ), толкование Корана ( тафсир ), риторику ( ) и диалектику, этикет ( адаб ), историографию. Многие из них были посвящены его покровителям — ильханскому визирю Гиясуддину и правителю Шираза Абу Исхаку. О популярности его сочинений свидетельствуют многочисленные комментарии к ним. В наши дни некоторые сочинения аль-Иджи изучаются в каирском университете аль-Азхар , тунисском .

Книга аль-Иджи «Мавакиф» («Стоянки») представляет собой энциклопедию ашаритского калама на этапе его синтеза с арабоязычным перипатетизмом. Оно состоит из 4 томов, по 500 страниц большого формата каждый и вместе с глоссами Али аль-Джурджани (ум. 1413) и других комментаторов считается самым объемистым сочинением по спекулятивной теологии в суннитском исламе. Книга состоит из шести частей, первые четыре посвящены концептуальной, философской базе теологического дискурса:

  • логико-эпистемологическое введение;
  • «всеобщие принципы» (бытие и ничто, сущность и существование, единое и многое, необходимое и возможное, причина и следствие);
  • акциденции;
  • субстанция.

Последние две части книги освещают собственно теологическую проблематику, подразделенную на «рационалистическую» и «ревелятивную». В «рационалистической» части рассматривается сущность Бога и его атрибуты, а в «ревелятивной» пророчества, эсхатология и т. п.. По этой схеме построено сочинение «Макасид» ученика аль-Иджи, ат-Тафтазани . Книга «Мавакиф» на протяжении столетий служила одним из основных пособий по каламу. Известны комментарии этой книги таких богословов как аль-Джурджани, , аш-Ширвани и Челеби .

Библиография

  • Аль-мавакиф фи ’ильм аль-калам ( араб. المواقف في علم الكلام ‎)
  • Адаб Адуду-д-дин ( араб. آداب عضد الدين ‎)
  • Фаваид аль-гаисиа фи улюм аль-балаган ( араб. الفوائد الغياثية ‎)
  • Аль-’Ака’ид аль-’адудия
  • ’Илм аль-ахляк
  • ар-Рисаля аль-Адудия ( араб. الرسالة العضدية ‎)
  • Ашраф ат-Таварих араб. أشرف التواريخ
  • منتهى السُّول والأمل في علمي الأصول والجدل

Примечания

  1. .
  2. أبو جيب، سعدي. الإيجي (عبد الرحمن ـ). الموسوعة العربية . وصل لهذا المسار في ١٢ كانون الأول ٢٠١٢.
  3. .
  4. المواقف لعضد الدين الإيجي (ت 756ه). مركز أبي الحسن الأشعري للدراسات و البحوث العقدية وصل لهذا المسار في ٩ رمضان ١٤٣٤ هـ.
  5. الإمام عضد الدين الإيجي. دار الإفتاء المصرية وصل لهذا المسار في ٩ رمضان ١٤٣٤ هـ.
  6. الزركلي، خير الدين (أيار ٢٠٠٢ م). الأعلام — ج ٣ (الطبعة الخامسة عشر). بيروت: دار العلم للملايين. صفحات ٢٩٥.

Литература

Источник —

Same as Адудуддин аль-Иджи