Interested Article - Смоленскин, Перец

Пе́рец Смоле́нскин ( Перец Моисеевич Смоленскин ; ивр. פרץ סמולנסקין ‎, англ. Peretz Smolenskin ; 25 февраля 1842 , Монастырщина , Могилёвская губерния 1 февраля 1885 , Меран , Австрия ) — еврейский писатель и публицист , писавший на иврите ; один из предвестников сионизма ; основатель и издатель литературного ежемесячника « Ха-Шахар ». Смоленскин оставил заметный след в пробуждении еврейского национального сознания и развитии современной литературы на иврите .

Биография

В Российской империи

Перец Смоленскин родился в 1842 году в местечке Монастырщина (ныне в Монастырщинском районе , Смоленская область ). Семья Смоленскиных, воспитывавшая своих шестерых детей, постоянно испытывала материальную нужду и её преследовала череда неудач. Тем не менее, отец Переца позаботился о том, чтобы его сын читал на иврите, изучал грамматику языка и был знаком с Торой и Талмудом . Перец рос очень живым и весёлым ребёнком. Однако его тяжело потряс принудительный призыв в армию Николая I его брата, о котором семья больше никогда не слышала .

В возрасте десяти лет Смоленскин остался без отца. Вскоре он оставил дом и отправился в Шклов , где его старший брат учился в иешиве . Глава иешивы, проэкзаменовав Переца и оценив его способности, принял его в отделение для старших учеников и ходатайствовал о том, чтобы его ученик обедал у состоятельных шкловчан. Во время учёбы в иешиве Смоленскин, помимо Талмуда, изучал русский и немецкий языки. Под влиянием брата Перец познакомился с идеями движения Хаскала и по ночам читал светскую литературу. Узнав о неприемлемом поведении ученика, руководство иешивы решило применить против него санкции. Это вынудило пятнадцатилетнего Переца покинуть Шклов и направиться в Любавичи к рабби Менахему-Мендлу . Он жил и учился у рабби несколько месяцев, но хасидский образ жизни не пришёлся ему по душе и он перебрался в Витебск . После трёх лет работы в Витебске Перец примерно год странствовал по югу России и Крыму, зарабатывая на жизнь уроками и проповедями в синагогах .

В 1862 году Смоленскин поселился в Одессе , в которой незадолго до этого была основана Ха-Мелиц — одна из первых газет Российской империи, издававшихся на иврите. В Одессе зарабатывал на жизнь уроками иврита, а также обучал учеников читать ноты и петь в хоре. Согласно воспоминаниям Давида Зильбербуша одесские преподаватели иврита, и среди них писатель Менделе Мойхер-Сфорим , довольно неохотно приняли в свои ряды новичка, появившегося на их территории. Тем не менее, за пять лет пребывания в Одессе материальное положение Смоленскина несколько улучшилось, а «его сердце и кошелёк были открыты для всех несчастных и обездоленных» .

В Одессе познакомился с еврейскими литераторами и там «впервые вспыхнула звезда ещё юного Переца Смоленскина» . Вначале он писал не для читателей, а следовал свои внутренней потребности выражать мысли. Затем Перец убедил Александра Цедербаума , издававшего «Ха-Мелиц», выпустить литературно-критическое приложение к этому изданию, и в первом выпуске приложения в 1867 году поместил свою критическую статью о переводе-переработке Максом Леттерисом гётевского Фауста , названного в переводе на иврит «Бен-Абуйя» . В Одессе Смоленскин опубликовал свой первый рассказ «Ха-Гемул» и начал некоторые другие произведения, опубликованные позднее. В этот же период Перец решил заняться изданием еврейского литературного и публицистического журнала и для этой цели отправился за границу .

В Австро-Венгерской империи

Уехав за границу, Смоленскин навестил брата в Теплице и побывал в нескольких городах Германии . Распространённые среди немецких евреев ассимиляция , реформизм , отречение от исторического прошлого и неуважение к ивриту вызвали у Смоленскина резкое неприятие, и он решил бороться с этими явлениями. Следующим городом на его пути была Прага , где Перец посетил умирающего раввина Рапопорта и написал элегию после его смерти. В Праге он принимает решение направиться в австрийскую столицу, где он сможет изучать философию в университете .

Весной 1868 года Смоленскин обосновался в Вене . Несмотря на материальные трудности и отсутствие заработка, он решает осуществить свою мечту и начать издание ежемесячника « Ха-Шахар » на иврите. Согласно одним источникам, финансовую помощь и поддержку журналу оказали главный раввин Вены Еллинек и Айзик Вейс из Венской раввинской семинарии , согласно другим — брат Смоленскина Леон, организация Альянс , д-р Еллинек, писатель Эммануил Баумгартен и писатель Шломо Рубин . Смоленскин посвятил изданию журнала 17 лет жизни, и публиковал в нём свои произведения. В сущности, Смоленскин был не только издателем журнала, но и его редактором, распространителем, корректором и даже наборщиком. «Ха-Шахар» распространялся главным образом среди знающих иврит евреев Российской империи, однако у него была своя аудитория и в Западной Европе , Америке и Австралии .

«Ха-Шахар» был прежде всего воплощением страстной преданности редактора ивриту и еврейской литературе, которые он, при отсутствии еврейского государства, считал настоящей основой еврейского национального самосознания. Именно это, а не антисемитизм и погромы , составляло, согласно Смоленскину, основу национального самосознания . В программной статье он пишет: «будем … добиваться просвещения, оставим … вредные предрассудки и будем верными гражданами в стране нашего рассеяния; но будем … не стыдиться нашего происхождения, и будем … дорожить нашим языком и нашим национальным достоинством» . Вначале это издание отражало идеи поздней Хаскалы , но в впоследствии оно стало органом раннего еврейского национального движения .

Свою мечту об учёбе в венском университете Перецу не удаётся осуществить. Он часто испытывает материальные трудности и вынужден работать корректором в одной из крупных типографий, а позднее берёт на себя должность управляющего типографией . Чтобы собрать средства для издания он направляется в западноевропейские страны, где знакомится с Адольфом Кремьё , Морицем Лацарусом и другими еврейскими учеными и общественными деятелями. В 1874 году, после антиеврейских беспорядков и погромов в Румынии , Альянс отправляет его туда для ознакомления с нуждами местных евреев. Смоленскин описывает свои наблюдения о Румынии в журнале «Ха-Шахар» и готовит отчёт о поездке, однако его предложения оказываются недейственными .

В 1875 году Перец женился на Лее (Леноре) Темкин. Через год у Смоленскиных родился сын, а затем — мальчики-близнецы .

Смоленскин ищет новые источники доходов, чтобы обеспечить свою большую семью и продолжить издание журнала «Ха-Шахар». В 1878 году начинает издавать еженедельную газету «Ха-Маббит», рассчитанную на широкую ивритоязычную аудиторию. Эта газета продержалась всего девять месяцев. В 1880 году отправляется в Россию с целью привлечь новых подписчиков на свой журнал и книги, а также ходатайствовать об отмене цензурного запрета на роман «Блуждающий по путям жизни» . Еврейская общественность Москвы и Петербурга восторженно встречает писателя .

Идеи Смоленскина о национальном возрождении еврейского народа оказали глубокое влияние на Элиэзера Бен-Йехуду , опубликовавшего свою первую статью в журнале «Ха-Шахар» в 1879 году. Однако Бен-Йехуда верил, что такое возрождение возможно лишь в стране предков, и он призывал евреев вернуться в эту страну . Свои критические замечания Бен-Йехуда выразил в письме Смоленскину в ответ на его статью «Еврейский вопрос — вопрос жизни», причём резкой критике подвергся не только Смоленскин, но и пророк Иеремия , на которого он ссылался. Полемику воссоздателей иврита разрешили еврейские погромы , разразившиеся в России в 1881 году: Смоленскин признал тогда правоту Бен-Иехуды и стал одним из поборников возвращения евреев в Эрец-Исраэль .

В период, когда Смоленскин осознал не только необходимость национально-духовного возрождения еврейского народа, но и неотложность колонизации его исторической родины, эти взгляды редактора журнала «Ха-Шахар» получили отражение в публицистических статьях журнала. В статьях, опубликованных в последних трёх томах журнала (тома 10—12, годы 1880-82, 1883, 1884), Смоленскин призывал к созданию объединений для сбора средств и помощи тем, кто хотел поселиться в Эрец-Исраэль . Он также подал организации Альянс свой план освоения Палестины , однако, не получив поддержки этой организации, подверг острой критике её намерение направить еврейскую эмиграцию в Америку . Волна погромов в Российской империи стала катализатором не только Первой алии , но и создания еврейских организаций как в Восточной Европе , так и в Западной Европе. В конце 1882 года в Вене была основана еврейская студенческая организация Кадима . Смоленскин оказал огромное влияние на основателей этой организации, ему принадлежит авторство на название «Кадима» и он вместе с Леоном Пинскером был избран почётным членом Кадимы . Смоленскин также поддержал еврейские организации Восточной Европы, объединившиеся в сионистское движение Ховевей Цион .

В 1883 году y Смоленскина появились первые явные симптомы туберкулёза. Несмотря на болезнь, он продолжал редактировать «Ха-Шахар» и работать над романом «Отмщение Завета». Позже по совету врачей он уехал лечиться в Меран, но и оттуда вёл редакторскую работу и закончил роман «Наследие». Смоленскин умер в Меране (сегодня итальянский город Мерано) 1-го февраля 1885 года .

Увековечение памяти

Улица Переца Смоленскина в Иерусалиме

В 1889 Санкт-Петербургское Общество любителей еврейского языка выпустило многотомное собрание сочинений Смоленскина. В 1905—1910 годах было издано полное собрание сочинений Смоленскина в 6 томах, первый том которого содержал биографию писателя, написанную Реувеном Брайниным .

В 1952 году останки Смоленскина были перевезены на корабле из Италии в Хайфу . В Хайфе и Тель-Авиве состоялись прощальные церемонии, на которых присутствовали представители Союза писателей и министерства образования Израиля . Захоронение состоялось на кладбище в Иерусалиме . В том же году был издан сборник памяти писателя «Книга Смоленскина» под редакцией Шломо Бреймана и Еврейский национальный фонд выпустил серию марок с изображением Смоленскина.

Именем Переца Смоленскина названы улицы в Иерусалиме, Акко , Ашкелоне , Беэр-Шеве , Рамле , Тель-Авиве, Хайфе, Холоне и других городах Израиля. В начале августа 2013 года сервисом Карты Google не были обнаружены улицы имени Смоленскина в Австрии, Белоруссии, России и Украине.

Ха-Шахар

Библиография

Произведения Смоленскина на иврите публикуются на сайте «Проект Бен-Йехуда», посвящённом литературе на иврите .

Отрывок из романа «Блуждающий по путям жизни» в переводе на русский язык приводится на сайте проекта «Эшколот» .

Сокращённый перевод статей «Время насаждать» и «Искать свой путь» на русский язык приводится в книге «Сионизм в контексте истории» .

Отрывок из статьи «Время насаждать» в переводе на английский язык приводится на сайте «ZionismSpring2010» .

Примечания

  1. Perez Smolenskin // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  3. Елена Коваль. . Сайт Смоленской и Вяземской епархии. Дата обращения: 24 июня 2013. Архивировано из 30 августа 2012 года.
  4. Монастырщина передана из Могилевской губернии Белоруссии в Смоленскую губернию в 1917 году: . Сайт департамента Смоленской области по инф. технологиям. Дата обращения: 24 июня 2013. 18 сентября 2013 года.
  5. Брайнин, Биография Смоленскина, 8-10.
  6. Цинберг.
  7. Брайнин, Биография Смоленскина, 13-15.
  8. Цинберг; Зильбербуш; ЭЕЭ; JVL.
  9. Цинберг; Брайнин; Зильбербуш.
  10. Ицхак Беркович . . Сайт проекта «Эшколот» (2013). Дата обращения: 29 июня 2013. 3 июля 2013 года.
  11. Цинберг; Брайнин; ЭЕЭ; JVL.
  12. Брайнин, Биография Смоленскина, 18-19.
  13. Цинберг; Jewish Encyclopedia; ЭЕЭ; Уистрич.
  14. Джесс Олсон. Натан Бирнбаум и новая эпоха в истории евреев: архитектор сионизма, идишизма и ортодоксии (англ.) = Nathan Birnbaum and Jewish Modernity: Architect of Zionism, Yiddishism, and Orthodoxy. — Stanford, California: Stanford University Press, 2013. — С. 34—36. — ISBN 978-0-8047-7873-2 .
  15. Брайнин, Биография Смоленскина, 20-21.
  16. Цинберг; ЭЕЭ; JVL; Уистрич; Файнер.
  17. JVL; Уистрич.
  18. Jewish Encyclopedia; ЭЕЭ; JVL.
  19. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  20. Брайнин, Биография Смоленскина, 24-25.
  21. Цинберг; Jewish Encyclopedia; ЭЕЭ.
  22. Брайнин, Биография Смоленскина, 25-26.
  23. Файнер.
  24. Брайнин, Биография Смоленскина, 26-29.
  25. Цинберг; ЭЕЭ; JVL.
  26. Ицхак Маор. . Сайт «Библиотека по иудаике». Дата обращения: 11 июля 2013.
  27. Зильбербуш.
  28. C. Цинберг. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  29. Элиэзер Бен-Йехуда . . Сайт ZionismSpring2010, принадлежащий Tangient LLC. Дата обращения: 12 июля 2013. 2 сентября 2013 года.
  30. Иоффе.
  31. Иоффе; JVL.
  32. Цинберг; Jewish Encyclopedia.
  33. Уистрич.
  34. Цинберг; Зильбербуш; JVL; Файнер.
  35. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  36. (недоступная ссылка — ) . Газета «Херут» (26 мая 1952). Дата обращения: 9 августа 2013.
  37. (недоступная ссылка — ) . Газета «Ха-Цофе» (28 мая 1952). Дата обращения: 9 августа 2013.
  38. Джозеф Гальрон-Гольдшлегер. . Сайт «Ohio State University Libraries». Дата обращения: 9 августа 2013. 2 сентября 2013 года.
  39. . Сайт «Проект Бен-Йехуда». Дата обращения: 20 июня 2013. 21 августа 2013 года.
  40. Перец Смоленскин. . Сайт проекта «Эшколот». Дата обращения: 29 июня 2013. 3 июля 2013 года.
  41. Артур Херцберг . Сионизм в контексте истории. Хрестоматия. — Израиль: Библиотека—Алия, 1992. — Т. 1. — С. 205—219.
  42. Перец Смоленскин. . Сайт ZionismSpring2010, принадлежащий Tangient LLC. Дата обращения: 12 июля 2013. 2 сентября 2013 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Смоленскин, Перец