Interested Article - Отказ от труда

Отказ от труда — поведение, выражающееся в отказе от постоянной работы.

Как реальное поведение, сообразно какой-либо политической или философской программе или же вне зависимости от таковой, отказ от труда практикуется различными субкультурами и индивидами . Приверженцы радикальных политических позиций открыто продолжают защищать отказ от труда. Подобную идею в марксизме отстаивал Поль Лафарг , итальянские операисты и автономы ( Антонио Негри , Марио Тронти ) и французские ультралевые ( Échanges et Mouvement ), идея также находит поддержку в среде анархистов , особенно у Боба Блэка и у сторонников пост-левого анархического движения , а также у идеологов политического течения «левого» акселерационизма [ источник не указан 600 дней ] .

Отражение в международных соглашениях

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах признает право не трудиться, а Конвенция об упразднении принудительного труда , принятая Международной организацией труда в 1957 году, запрещает все виды принудительного труда.

Концепция наёмного рабства

Наёмное рабство — это ситуация, при которой физическое выживание человека зависит (особенно полностью и непосредственно) от получаемой им заработной платы . Это термин с негативной коннотацией , его используют для того, чтобы провести аналогию и подчеркнуть сходство между рабством и наёмным трудом . Термин «наёмное рабство» используется также критиками экономической эксплуатации и социального расслоения , при этом под первым подразумевается, в основном, неравное распределение ролей между трудом и капиталом (в частности, когда рабочим выплачивается заниженный заработок, например, в «потогонках»), второе же обычно определяется как отсутствие рабочего самоуправления , способного критиковать сомнительные по своей сути должности и рабочие места, в которых экономика не видит ничего предосудительного. Критика социального расслоения обращена на занятость , при которой работниками ощущается давление иерархической социальной среды (например, работа за зарплату не только под угрозой голода или нищеты, но также и под угрозой социального стигматизирования или принижения статуса ).

Сходство между наемным трудом и рабством было замечено ещё Цицероном . До Гражданской войны в Америке защитники рабства из южан использовали концепцию наёмного рабства для того, чтобы показать схожесть положения своих рабов с положением рабочих Севера, причём сравнение происходило не в пользу последних. С наступлением промышленного переворота такие мыслители, как Прудон и Маркс , сравнивают (в контексте критики собственности, не предназначенной для активного личного пользования) наёмный труд с рабством .

Распространение наёмного труда в Британии XVIII века было встречено сопротивлением, давшим начало принципам синдикализма . На протяжении истории некоторые трудовые организации и общественные активисты и активистки поддерживали рабочее самоуправление или рабочие кооперативы как возможные альтернативы наёмному труду.

Направления политической мысли

Марксистские

Поль Лафарг и «Право на леность»

Обложка издания «Права на леность» Поля Лафарга

«Право на леность» — эссе рождённого на Кубе французского революционера-марксиста Поля Лафарга , написанное им в тюремной камере в 1883 году . Данное эссе содержит жесткую полемику против современных ему либеральных , консервативных, христианских и даже социалистических представлений о труде. Лафарг критикует эти представления с марксистской точки зрения как догматичные и абсолютно ложные и утверждает, что человек деградирует и закабаляется, подчиняясь верховенству «права на труд». Лафарг настаивает также на том, что леность в сочетании с творчеством во многом порождает прогресс всего человечества.

Лафарг пишет :

«Если бы мы, в нашей цивилизованной Европе, захотели бы найти следы первозданной красоты людей, то нам следовало бы искать их среди народов, в которых экономические предрассудки не искоренили ещё ненависть к труду… Греки в эпоху своего величия презирали труд: одним лишь рабам было позволено трудиться, тогда как для свободного человека существовали лишь упражнения для тела и ума… Античные философы учили неуважению к труду, видя в нём деградирование свободного человека, а поэты воспевали бездействие как подарок богов».

Он пишет также:

«Пролетарии, угнетенные догмами о труде, прислушайтесь к столь ревностно скрываемым от вас голосам этих философов: граждане, которые трудятся в обмен на деньги, принижают самих себя до уровня раба». (Последняя фраза — цитата из Цицерона ).

В своей предсмертной записке Лафарг и его жена Лаура (дочь Маркса) безо всякой иронии объяснили своё самоубийство в том числе и нежеланием стать обузой:

«Я обрываю свою жизнь до того, как безжалостное старение… сможет парализовать мою энергию и сломить мою волю, превратив меня в обузу для самого себя и для других».

Порицая труд, Лафарг отказывал капиталистам в праве жить за счет труда рабочего класса, но не отрицал тем самым общественно-полезный труд или же право на содержание за счет других.

Ситуационистский интернационал

Рауль Ванейгем , значимый теоретик постсюрреалистского Ситуационистского Интернационала, столь влиятельного во время событий в мае 1968 года во Франции , написал «Книгу удовольствий». В ней он пишет: «Когда вы перестаете отдавать все свои жизненные силы труду и обязанностям и начинаете вместо этого получать удовольствие, вы перенаправляете властную перспективу… С той же неумолимостью, с которой работа убивает удовольствие, удовольствие убивает работу. Если же вы не согласны покорно умереть от невыносимого отвращения, то вы не откажете себе и в удовольствии избавиться от отвратительной обязанности трудиться, отдавать приказы (и подчиняться им), проигрывать и побеждать, притворяться, судить и быть судимыми».

Автономизм

Автономизм как теоретическая система впервые выделился из среды операистского коммунизма в Италии в 1960-х гг. Позднее в нём проявились постмарксистские и анархические тенденции, под влиянием ситуационистов и из-за краха итальянских леворадикальных движений в 1970-х и появления большого количества видных теоретиков, включая Антонио Негри , одного из создателей марксистской организации «Рабочая власть» (Potere Operaio), Марио Тронти , Паоло Вирно и других. Автономизм оказал влияние на общественно-политические движения в Голландии и Германии, на всемирное движение по созданию общественных центров и достаточно распространен в настоящее время в Италии, Франции и, в значительно меньшей степени, в англоязычных странах. Те, кто называют себя автономами, разделяют различные политические взгляды — от марксизма до постструктурализма и анархизма.

Автономистский философ Бифо определяет отказ от труда не только как «очевидный факт того, что рабочим не нравится, что их эксплуатируют, а как нечто большее. Это значит, что капиталистическое реструктурирование, технологические изменения и преобразование общественных институтов в целом производятся ежедневными актами избегания эксплуатации, непринятием обязанности производить добавочную стоимость и увеличивать ценность капитала, снижая ценность жизни». Говоря проще, он утверждает, что «отказ от труда означает:… „Я не пойду на работу, потому что я лучше пойду посплю“. Но эта леность — источник мыслительной деятельности, техники, прогресса. Автономия — это саморегуляция тела общества при определении своей независимости и своего взаимодействия c нормами дисциплины.»

Говоря о тенденциях в социальном развитии, Бифо напоминает, что «одной из сильных идей в движении за автономию пролетариата на всем протяжении 70-х гг была идея „прекаризация — это хорошо“. Прекаризация трудовых отношений — это одна из форм автономии от непрерывного и пожизненного регулярного труда. В 70-х годах многие работали несколько месяцев, затем отправлялись путешествовать, а потом вновь на некоторое время устраивались на работу. Это было возможно во времена практически всеобщей занятости и во времена эгалитарной культуры. Прекаризация позволяла людям работать в их собственных интересах, а не в интересах капиталистов, но совершенно очевидно, что все это не могло продолжаться вечно, и наступивший в 1980-х неолиберализм был, в первую очередь, направлен на изменение соотношения сил.» Анализируя данные тенденции, Бифо пишет: «Распространение самоорганизованных знаний может создать социальную инфраструктуру, содержащую бесконечные автономные и самодостаточные миры.»

Принимая возможность подобного самодетерминирования , смешно и упоминать рабочее самоуправление, так как «будучи бесконечно далеким от установления пролетарской власти, …данное самоуправление — это всего лишь миг добровольного захомутания трудящихся на капиталистическом производстве в длительной истории реального подчинения труда капиталу. Ошибочно полагая своей главной проблемой не само предприятие в целом, а отдельно взятого капиталиста (растворяющегося, при реальном подчинении труда капиталу, в коллективном теле совместных владельцев предприятия с одной стороны и наемного менеджмента с другой), …трудящиеся сами становятся коллективным капиталистом, беря на себя ответственность за эксплуатацию их собственного труда.» Таким образом, абсолютно не порывая с «работой, …трудящиеся поддерживали практику поминутного учитывания рабочего времени, продолжали организовывать самих себя и сообщество вокруг нужд фабрики, выплачивали себе деньги с доходов от продажи часовых механизмов, поддерживали детерминированные отношения между индивидуальным трудом и заработком, продолжая во время всего этого носить рабочую форму.»

Группа «Кризис»

В своем Манифесте против труда группа «Кризис» оспаривает традиционное марксистское утверждение о классовой борьбе как о двигателе истории. По мнению группы «Кризис» класса-объекта не существует. Борьба пролетариата и буржуазии — это не борьба революционного класса с его угнетателем, а скорее борьба двух противоположных интересов, которые неразрывно связаны с капитализмом и образуют единый «рабочий лагерь». В противоположность традиционному марксизму, «Кризис» считает, что борьба против капитализма должна быть не борьбой за освобождение труда, но борьбой за освобождение от труда.

Анархизм

Упразднение труда

Боб Блэк в своем наиболее известном эссе «Упразднение работы» опирается на идеи Шарля Фурье , Уильяма Морриса , Герберта Маркузе , Пола Гудмана и Маршалла Салинса . В этом эссе он выступает за слом основанного на производстве и потреблении общества, в котором, по его утверждению, все на свете подчинено производству и потреблению материальных благ.

Критикуя как марксистский государственный социализм , так и рыночный капитализм , Блэк полагает, что человечество может стать свободным лишь после того, как оно вернет себе уходящее на труд и занятость время, превратив выполнение необходимых задач в свободную и добровольную игру — подход, характеризуемый как «игровой».

В эссе утверждается, что «никто и никогда не должен работать», потому что труд (под этим понятием Блэк подразумевает принудительную и навязанную экономическими или политическими механизмами производительную деятельность) есть источник всего несчастья в мире. Блэк порицает труд за то, что он принудителен и принимает негативные формы, среди них: подчинение шефу, «рабочие обязанности», которые превращают потенциально интересную задачу в бессмысленную обязаловку; также за деградирование, вызванное системами поддержания трудовой дисциплины и за большое количество смертей и увечий, непосредственно связанных с трудовым процессом, что характеризуется Блэком как «убийство». Он считает введенную на рабочих местах субординацию «издевательством над свободой» и обвиняет в лицемерии различных теоретиков, которые поддерживают одновременно и свободу и труд. Блэк заявляет, что субординация на работе делает людей тупыми и вселяет в них страх перед свободой. Из-за работы люди привыкли к косности и повторяемости и у них нет времени на дружбу или на осмысленные поступки. Большинство трудящихся, утверждает он, глубоко неудовлетворены своей работой — так что всё, о чём он говорит, не должно вызывать у них особых возражений. Возражения, однако, возникают только лишь оттого, что люди находятся слишком близко к трудовой системе, чтобы смочь увидеть её недостатки.

В противоположность труду, игра не обязана следовать правилам — люди играют добровольно и в условиях полной свободы, как это происходит в экономике дарения . Он указывает на тот факт, что игры типичны для общества охотников и собирателей (взгляд, заимствованный им из работ Маршалла Салинса ) и показывает процесс становления иерархических обществ, на всем протяжении которого работа навязывалась во все возрастающем объёме, так что сегодняшний обязательный труд показался бы безмерно тягостным даже древним или средневековым крестьянам. В ответ на мнение о том, что труд необходим для решения важных, но неприятных задач, Блэк утверждает, что, во-первых, наиболее важные задачи можно облечь в игровую форму, а во-вторых, большую часть того, что называется «работой» вообще не нужно выполнять, потому что она обслуживает функции торговли и общественного контроля, необходимые лишь для сохранения трудовой системы как таковой. К тому, что останется в итоге, он предлагает применить подход Шарля Фурье , организовав деятельность таким образом, что люди сами и добровольно захотят ею заниматься.

В целом скептически, но с пониманием Боб Блэк относится к возможности устранения работы посредством трудосберегающих технологий. Ему кажется, что левые не могут серьёзно продвинуться в своей критике труда из-за того, что они продолжают опираться на категорию трудящихся и вынуждены тем самым придавать ценность труду.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 15 февраля 2013. 4 марта 2012 года.
  2. «Недостойны свободного человека и презренны заработки всех поденщиков, чей покупается труд, а не искусство; ведь в этих занятиях самая плата есть вознаграждение за рабское состояние». — от 19 октября 2017 на Wayback Machine
  3. Предсмертное письмо Поля Лафарга
  4. от 5 марта 2020 на Wayback Machine by Raoul Vaneigem
  5. Группа «Кризис» . от 16 июня 2010 на Wayback Machine
  6. Блэк Б. от 3 сентября 2017 на Wayback Machine
Источник —

Same as Отказ от труда