Interested Article - Пона, Франческо
- 2021-02-24
- 1
Франческо Пона ( итал. Francesco Pona ; 11 октября 1595 — 2 октября 1655 ) — итальянский врач и писатель.
Биография
Родился в Вероне . Окончил престижный в то время Падуанский университет ( 1615 ), где изучал медицину и философию (в числе его педагогов был известный аристотелик Чезаре Кремонини ). Затем перебрался в Болонью , где углубил свои познания в области анатомии. В 1617 вернулся в Верону, где работал медиком. С 1651 историограф императора Фердинанда III . Пона был членом нескольких итальянских академий, включая вольнодумную Академию Инконьити ( Венеция ) .
Творчество
Перу Франческо Пона принадлежит множество научных, философских и художественных сочинений, в том числе:
- сборник «Стихотворения» («Rime», 1617).
- пособие по садоводству «Цветочный рай, или Прообраз садов» («Il Paradiso de' Fiori overo Lo archetipo de' Giardini», 1622).
- роман «Светильник» («La lucerna», 1622).
- роман «Ятрополитическая маска, или Спор мозга с сердцем» («La Maschera iatropolitica, overo cervello e cuore principj rivali», 1627).
- аллегорическая комедия «Партенио» («Il Parthenio», 1627).
- исторический роман «Мессалина» («Messalina», 1628).
- трактат - репортаж «Великая веронская зараза 1630 года» («Il gran contagio di Verona nel 1630», 1631).
- историческая трагедия «Клеопатра» («Cleopatra», 1635).
- роман «Ормондо» («L’Ormondo», 1635).
- собрание литературных портретов «Галерея знаменитых женщин» («Galleria delle donne celebre», 1641).
- «Трактат о ядах и их лечении» («Trattato de veleni e la cura», 1643).
«Светильник»
Роман «Светильник» во многом навеян романом Апулея « Золотой осёл » и отражает медицинские и философские интересы автора.
Книга ... структурируется как беседа венецианского студента-медика Эврето ... с висящим перед входом в его дом светильником. Основной корпус текста представлен повествованием Светильника, выстроенным по принципу нанизывания новелл и представляющим собой историю метаморфоз заключенной в нем Души.
Переселения Души выстроены по законам барочного разнообразия: львица — прекрасная нимфа — кровавый Сулла — блоха — дочь короля Сицилии Аргенида, героиня одноименного латиноязычного романа (в 1625 году переведенного на итальянский язык самим же Пона) — Равальяк , убийца Генриха IV и пр. Вполне соответствует барочному вкусу и акцент на жестоких, кровавых эпизодах . Исследователи усматривают в книге широкий спектр литературных аллюзий ( Лукиан , Плутарх , Петроний , Овидий , Боккаччо , Аретино , Ариосто , Страпарола , Банделло и пр.).
«Мессалина»
В центре повествования известная своей развращенностью третья жена римского императора Клавдия .Книга находится на перекрестке жанров: исторический роман , романизированная биография и медицинский очерк . Суховатый стиль сочетается с характерными для прозы барокко словесными играми. Рассказчик часто вмешивается в повествование, которое завершается морализирующей сентенцией.
«Великая веронская зараза 1630 года»
Франческо Пона достоверно и впечатляюще описал ужасающие для его родного города последствия свирепствовавшей в Италии 1629-1631 годов эпидемии чумы . Не исключено, что видный мастер романтической прозы Алессандро Мандзони в романе « Обрученные » (1827), описывая соответствующие события, опирался — в числе других источников — на книгу Пона. Мандзони после долгих поисков крайне редкого печатного издания сумел заполучить рукописную копию .
Примечания
- . Дата обращения: 26 августа 2022. 20 марта 2023 года.
- Дата обращения: 26 августа 2022. 26 августа 2022 года.
- . Дата обращения: 28 августа 2022. 28 августа 2022 года.
- Alessandro Manzoni. Tutte le opere. — Milano: Mondadori, 1954. — P. 832.
- 2021-02-24
- 1