Григорий Павлович Тепчегорский
— русский
художник
,
гравёр
на меди и
поэт
конца XVII и начала XVIII века. Свои произведения Тепчегорский подписывал не только полным именем, но также: «
Григорий
», «
Григорий Гридер
», «
Иерей Григорий
» и инициалами «
Г. Т.
»
Биография
Состоял при Московской гражданской типографии и работал под надзором
Пикара
, учеником которого был и манеры которого он придерживался в своих произведениях. Свои стихи Тепчегорский помещал на своих гравюрах и рисунках.
П. А. Безсоновым
он упоминается как сочинитель духовных виршей, положенных на ноты монахом Александром Мезенцем
.
Григорий Павлович Тепчегорский, вероятно, был духовным, так как в одном из своих стихотворений он говорит: «
Вспомянух житие свое клироское, аз недостойный Григорий…
», а под некоторыми своими произведениями он подписывался «
Иерей Григорий
»
.
Тепчегорский гравировал, главным образом, огромных размеров богословские тезисы. Ему принадлежат следующие произведения:
Святцы из 12 листов; каждый лист разделен на пять полос и содержит один месяц;
26 картинок, вклеенных в рукописный «
Акафист Алексею, человеку Божию
» с посвящением царевичу Алексею Петровичу; единственный экземпляр этого Акафиста находился в библиотеке А. И. Хлудова;
Огромная гравюра на 8 досках, сделанная по заказу Афанасия Заруцкого, протопопа Новгород-Северского, в 1717 году; в середине изображены
Пётр I
,
Екатерина I
и царевичи Алексей Петрович и Пётр Петрович, справа от Петра І — Иоанн Богослов ІІ маленький царевич Петр Алексеевич, вверху — Богоматерь; два экземпляра этой гравюры хранились в Московской Оружейной палате и один в Императорской академии наук;
Тезис Лаврентия Трансильванского, сделанный Тепчегорским вместе с
Иваном Зубовым
;
«
Образ преблагословенной Девы Марии, от святого евангелиста Луки, начертанный в Белой России
» (копия с иконы Богородицы Ченстоховской), помеченный 1711 годом;
Святой Николай Чудотворец, с виршами, сочиненными Tепчегорским, гравировано в 1718 году;
Поколенное изображение Святого Иоанна Златоуста, с посохом в левой руке, правой — благословляет (1715 год);
«
Комедия притчи о блудном сыне, бываемое в лето 1685 года
», сделано по инвенции Пикара старшего совместно с Л. Буниным;
Три листа с изображением икон Богородицы (хранились в собрании Д. Ровинского);
Заглавный лист с изображением артиллерийских орудий к «Артиллерии» Бринка (Москва, 1710), также картинка «Ватер-пас или оризонтальной»
.
Кроме того Tепчегорский скопировал с «
Библии
»
Пискатора
рисунки для Апокалипсиса, вырезанного Коренем (1696 год), увеличив их вчетверо, причем придал своим фигурам совершенно польский характер, одел их в польские кафтаны и сделал в сочинении Пискатора столько изменений, что, по словам Д. Ровинского, труд его можно считать почти оригинальным. Под наблюдением Тепчегорского выгравирована была в первой половине ХVІІІ века маленькая
Библия
с немецкого оригинала; под каждой картинкой этой Библии помещены вирши, сочиненные Tепчегорским, в которых встречаются польские выражения. Затем им же сделан 4-й лист Синодика 1702 года — Лука митрополит
.
Примечания
↑
//
—
СПб.
: 1912. — Т. 20. — С. 484—485.
Ровинский Д. И.
«Русские граверы и их произведения», Москва 1870, стр. 33, 113, 117, 120, 126, 129, 207, 210, 235, 259, 299—304.
Ровинский Д. И.
«Подробный словарь русских гравированных портретов», СПб. 1889, т. I, стр. 251—252, 894; т. II, стр. 1436, 1444—1454, прилож., стр. 365 и 367.
Новицкий А. П.
«История русского искусства», Москва 1900, т. II, стр. 40.
Пекарский П.
«История российской академии наук», том І, стр. 305.
Булгаков Ф. И.
«Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства», СПб. 1889, т. І, стр. 291.
Клюшников В.
«Всенаучный энциклопедический словарь», СПб. 1882, ч. 2, стр. 854.
Ровинский Д. И.
«Русские народные картинки», СПб. 1881, т. IIІ, стр. 194, 373, 475, 524, 526, 616, 687, 881, 624 и 712; т. IV, стр. 521, 592, 600 и 634; т. V, стр. 10 и 16.