Interested Article - Местр, Жозеф де

Жозе́ф де Местр ( фр. Joseph de Maistre ; 1 апреля 1753 , Шамбери 26 февраля 1821 , Турин , Турин ) — савойский католический философ , литератор , политик и сардинский дипломат , основоположник политического консерватизма . Известен как один из наиболее влиятельных идеологов консерватизма в конце XVIII — начале XIX веков . Старший брат Ксавье де Местра (1763—1852).

Биография

Жозеф де Местр родился 1 апреля 1753 года в Шамбери , в Савойе , являвшейся в то время частью Сардинского королевства , во французской аристократической семье. Его отец, Франсуа-Ксавье граф Местра ( ), являлся президентом Савойского Сената . Воспитывался в иезуитском колледже .

Масон и мартинист

В 1774 году окончил Туринский университет , где изучал право . В том же году стал членом масонской ложи Шотландского устава Святого Иоанна «Trois Mortiers» (Три Мортиры) на востоке родного ему города Шамбери . Эта ложа была создана в 1749 году под эгидой Великой ложи Англии и была одной из первых масонских лож, созданных в континентальной Европе (за пределами Парижа ); братья ложи включали в свои задачи совмещение своей причастности к масонству со строгой католической верой, кроме того, она отвергала те тезисы, в которых утверждалось, что масонство и мартинизм принимали активное участие в заговоре, приведшем к Революции . Жозеф де Местр оставался членом этой ложи до 1790 года, достигнув должности великого оратора .

В 1774 году вместе с несколькими братьями из Шамбери, с которыми он основал четырьмя годами позже новую ложу «Искренность», он обратился к Жану-Батисту Виллермозу (1730—1824) в Лион за посвящением в мартинизм (он был принят в благодетельные рыцари Святого Града под именем «Josephus a Floribus»), откуда он черпал многочисленные элементы, которые затем мы обнаруживаем в его трудах, а именно: провиденциализм , пророчество, обратимость наказаний и т. д.

Глубоко вовлечённый в жизнь Ордена «Рыцарей благодетелей Святого Града», накануне Вилльгельмсбадского Конвента (1782 год) Жозеф де Местр отправляет занимавшему высокий пост Жану-Батисту Виллермозу свои знаменитые «Мемуары герцога Брауншвейгского ». Кроме того, граф Жозеф де Местр поддерживал дружеские отношения с Луи-Клодом де Сен-Мартеном , которым в высшей степени восхищался, и восхищение его было тем более сильным, что, как он писал своей сестре, он « во всех отношениях отстаивал ортодоксию », откуда и происходила его тяга к мартинизму. Его брат Ксавьер де Местр также был писателем.

Сенатор

В 1787 году, как и его отец, стал сенатором. Первоначально симпатизировал французской революции , но быстро в ней разочаровался . От Франциски Моран Сен-Сюльпис (Morand Saint-Sulpice) имел сына Рудольфа (1789—1866).

В изгнании

После оккупации Савойи французской армией в 1792 году де Местр перебрался в Швейцарию , где начал выступать в качестве публициста , опубликовав «Письма Савойского роялиста» (1793), в которых выступил с критикой сложившегося во Франции режима .

В 1796 году в Лозанне он опубликовал историко-политическую работу «Рассуждения о Франции» («Considérations sur la France»), где изложил собственную концепцию возникновения и развития французской революции .

Посланник в России

В 1803—1817 гг. являлся сардинским посланником в России , где опубликовал две свои основные работы, в которых отразилась его полемика с А. С. Стурдзой :

  • « Essai sur le principe générateur des constitutions politiques et des autres institutions humaines » («Опыты о принципе порождения политических учреждений и других человеческих установлений») ( Санкт-Петербург , 1810 год) и
  • « Des délais de la justice divine » («О сроках божественной справедливости») (Санкт-Петербург, 1815 год) .

Министр

После своего отзыва проживал в Турине , где занимал должности магистратора Турина, а также министра в правительстве Сардинского королевства . Продолжал активно публиковаться, в 1819—1821 гг. вышли его работы:

  • « Du Раре » («О Папе ») ( Лион , 1819),
  • « De l'Église Gallicane » («О галликанской церкви») (Париж, 1821);
  • « Les soirées de St.-Pétersbourg » («Санкт-Петербургские вечера») (Париж, 1821) .

Скончался 26 февраля 1821 года в Турине.

Уже после его смерти, в 1835 году, в Париже, вышел его трактат « Examen de la philosophie de Bacon » («Рассмотрение философии Бэкона») .

Философские и политические воззрения

В своих произведениях Жозеф де Местр выступает как философ- провиденциалист . В работе «Размышления о Франции» («Considérations sur la France», 1796) де Местр выдвигает собственную теорию революции , находя её причиной божественный замысел, цель которого состояла в очищении Франции от элементов, виновных в «покушении, совершённом на верховную власть во имя нации» . Такими элементами де Местр считает выродившиеся, по его мнению, либеральное дворянство и духовенство , которые попали под влияние философов Просвещения . Также в главе «О насильственном уничтожении человеческого вида» де Местр апологетизирует войну как неизбежный фактор прогресса , очищающий народы от бесполезных элементов .

Влияние

В России Жозеф де Местр пробыл 14 лет, поэтому неудивительно, что его творчество нашло своё отражение в работах некоторых представителей социально-политической мысли России .

Прежде всего принято упоминать следующие фигуры: Пётр Чаадаев , который во многом вдохновлялся мыслями де Местра из «Четырёх глав о России»; Ф. Тютчев , М. Н. Катков ; Н. Я. Данилевский , чью концепцию культурно-исторических типов де Местр во многом предвосхитил в своей философии истории; Константин Леонтьев , яркий представитель русского эстетического консерватизма, который также близок де Местру в ряде пунктов учения, включая критику современного состояния Европы; такие представители консервативной мысли, как Константин Победоносцев и Лев Тихомиров .

Философ Исайя Берлин убежден, что де Местр оказал влияние на Льва Толстого ; существуют исследования, доказывающие преемственность идей савойского мыслителя в работах Фёдора Достоевского .

В черновиках романа Льва Толстого « Война и мир » Жозеф де Местр дважды упоминается как посетитель салона А. П. Шерер в 1805 году; возможно, он является прообразом виконта Мортемара . Имя де Местра упоминается Львом Толстым в т. IV романа «Война и мир» (ч.3, гл. XIX), где о нем говорится как об одном из «самых искусных дипломатов» эпохи войны 1812 года. Историк Альбер Сорель указал на близкое сходство между взглядами Толстого на войну и рассуждениями в седьмом диалоге Местра «Санкт-Петербургские вечера». В этих рассуждениях подчеркнуты никчемность планов сражения и зависимость результата последнего от духа армии. И эти же мысли у Толстого накануне Бородинской битвы высказывает князь Андрей Болконский . Лев Толстой не раз цитировал в различные годы остроумное замечание де Местра о трудности краткого изложения мыслей: «Извините длинноту этого письма. Я не имел времени сделать его более коротким».

Оценки

Французский литературовед Эмиль Фаге : «Яростный абсолютист, оголтелый теократ, непримиримый легитимист, апостиль звериного триединства от папы, короля и палача, всегда и везде защитник самого строгого, узколобого, самого непреклонного догматизма, мрачная фигура из средних веков, наполовину учёный доктор, наполовину инквизитор, наполовину палач.»

Эстонский литературовед Александер Аспель (Айовский университет): «Чтобы доказать необходимость религиозной дисциплины и строгого государственного давления, он описывал [в книге „Санкт-Петербургские вечера“] с самыми ужасными красками господствующую роль зла в человечестве. Кровь должна литься с древнейших времён. Но всё это поставлена Божественным Предвидением. Войны и палачи исполняют его волю.»

Память

Де Местр — один из героев романа Юрия Тынянова «Пушкин» (1936).

Библиография

  • Местр Ж. де. Петербургские письма. СПб., 1995;
  • Граф Жозеф де Местр. Петербурские письма 1803-1817. https://www.rulit.me/books/peterburgskie-pisma-read-247916-1.html
  • Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М., 1997;
  • Местр Ж. де. Санкт-Петербургские вечера. СПб., 1998. 732 с.
  • Местр Ж. де. Четыре неизданные главы о России. СПб., «Владимир Даль» 2007;
  • Местр Ж. де. Письма русскому дворянину об испанской инквизиции / Пер. с франц. А. П. Шурбелёва, СПб., «Владимир Даль», 2007.
  • Местр Ж. де. Религия и нравы русских / Пер. с франц. А. П. Шурбелёва, СПб.: «Владимир Даль», 2010. — 186 с. — (серия ΠΟΛΙΣ).

Примечания

  1. Joseph de Maistre // (англ.)
  2. Joseph Marie Maistre // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. (итал.)
  4. Joseph De Maistre // (англ.)
  5. Кареев Н. И. Историки Французской революции, Л.: Колос, 1924, стр. 30.
  6. Соловьёв В. С. Жозеф де Мэстр. // ЭСБЕ , Т. XX, СПб., 1897.
  7. от 15 апреля 2011 на Wayback Machine . Catholic Encyclopedia . New York: Robert Appleton Company, 1913.
  8. «Рассуждения о Франции» Ж. де Местра и Французская революция. // Французский ежегодник 2003. М., 2003. от 6 февраля 2010 на Wayback Machine
  9. J.-M. Vivenza, ( фр. ) Joseph de Maistre et le Rite Ecossais Rectifié ( фр. ), Dossier H, l'Âge d’Homme, 2005.
  10. Кареев Н. И. Историки Французской революции, Л.: Колос, 1924, стр. 33.
  11. . — Наука, 1995. — 754 с. 22 марта 2018 года.
  12. Мотылева Т. . — Сов. писатель, 1978. — 450 с. 22 марта 2018 года.
  13. . — Изд-во Академии наук СССР, 1968. — 610 с. 22 марта 2018 года.
  14. . Дата обращения: 2 августа 2012. 15 мая 2012 года.
  15. Émile Faguet, Politiques et Moralistes du Dix-neuvieme Siècle, 1st series, Paris: Société Française d’Imprimerie et de Librairie, 1899. Цитировано по от 6 февраля 2022 на Wayback Machine
  16. «Valik prantsuse esseid», koostanud ja tõlkinud Aleksander Aspel, EKS, Tartu 1938, lk 216

Литература

На русском языке
  • Бердяев Н. А. Жозеф де Местр и масонство. М.: Директ-Медиа, 2008.
  • Берлин, И. Жозеф де Местр и истоки фашизма. // Философия свободы. Европа. М.: НЛО, 2001.
  • Виат, Огюст. Граф Жозеф де Местр /Местр Ж. де Санкт-Петербургские вечера. СПб., 1998.
  • Мирзоев,Е. Б. Легитимистская доктрина Жозефа де Местра и консерватизм в России(начало XIX века)/ Е. Б. Мирзоев// Новая и новейшая история. — 2008. — № 6.
  • Дегтярева М. И. «Лучше быть якобинцем, чем фейяном»: Жозеф де Местр и Сергей Семенович Уваров // Вопросы философии.- М.,2006. № 7.- С.105-112.
  • Дегтярева, М. И. Консервативная адаптация Ж.де Местра. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Пермь:1997.
  • Дегтярева М. И. Религиозно-философская мысль Жозефа де Местра в контексте формирования консервативных традиций Европы и России. Москва, 2009.- 321 с.
  • Новая философская энциклопедия. Т.2. М., 2010. С.538
  • Парсамов, В. С. Жозеф де Местр и Михаил Орлов: к истокам политической биографии декабриста/В. С. Парсамов// Отечественная история. — 2001. — № 1.
  • Савин, А. Жозеф де Местр. Очерк его политических идей // Вестник Европы. СПб., 1900. Т. I. Кн. 2.
  • Степанов М., Вермаль Ф. Жозеф де Местр в России // Литературное наследство: русская культура и Франция. Т. 29-30. М.: Госиздат, 1937.
  • Тесля, А. «Мистика власти: политическая философия Жозефа де Местра»/ Правовые основы деятельности граждан в современной России: Сборник научных трудов/Под ред. И. М. Филяниной. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005.
  • Фагэ, Эмиль «Политические мыслители и моралисты первой трети XIX века»/под ред. Н. Н. Шамонина., М.: Издание И.Баландина, 1900.
На иностранных языках
  • Paulhan F., Joseph de Maistre et sa philosophie, P., 1893.
  • Rohden P.R., J. de Maistre als politisher Theoretiker, Munch., 1929;
  • Bayle F., Les idées politiques de J. Maistre, P., 1945.
  • Dermenghem E., J. de Maistre mystique, P., 1946;
  • Brunello B., J. de Maistre politico e filosofo, Bologna, 1967.
  • Lombard, Charles (1976). Joseph de Maistre. Boston: Twayne. ISBN 0805762477 .
  • Lebrun, Richard A. (1988). Joseph de Maistre: An Intellectual Militant. Montreal: McGill-Queen’s University Press. ISBN 0773506454 .

Ссылки

  • at the University of Cambridge
  • The Super-Enlightenment:
Источник —

Same as Местр, Жозеф де