Орендаренко, Тимофей Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Тимофе́й Миха́йлович Бо́ндарев ( 1820 — 1898 ) — российский философ-самоучка, чей трактат «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца» вдохновлял Льва Толстого .
Крестьянин , сын крепостного области Войска Донского . Грамоте обучал местный дьяк . Отличался вольнодумством, проявлял интерес к просветительской и запрещённой литературе, знал и любил русскую поэзию . Помещик Чернозубов сдал его в солдаты (1857) «на тридцать восьмом году жизни, по николаевским законам на двадцать пять лет». Оставив 4-х детей на попечение жены, Бондарев прослужил на Кавказе в 26-ом полку Кубанского войска десять лет. Прославился большими познаниями в области литературы, комментировал главы «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева .
Считая, что другая религия защитит человека от произвола государства, Бондарев отказывается от православия и переходит в иудейство . Его лишили воинского звания, медали и заключили в Усть-Лабинскую тюрьму (1865—1867). В 1867 году военносудная комиссия направляет Бондарева на вечное поселение в Сибирь. Енисейский губернатор определил ссыльного в деревню Иудино (ныне Бондарёво ), куда поселялись отступники от православия: субботники (иудеи) и молокане . Единственный грамотный на всю деревню, Бондарев открыл школу для крестьянских детей и учительствовал в ней на протяжении 30 лет. Первым на месте поселения он стал заниматься орошением полей, выращиванием овощей, начал сплавлять избыток продуктов по рекам Абакану , Енисею на Север.
Начиная с 1870-х годов, в письменном виде стал излагать свои мысли насчёт обогащения российской казны и предложения по выходу народа из нищенского состояния. Написал трактат «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца» , созвучный идеям Льва Толстого . Ссыльный B.C. Лебедев сумел переслать рукопись Г. И. Успенскому , который ссылался потом на неё в статье «Трудами рук своих» («Русское богатство». 1884. № 12). Ещё один экземпляр рукописи через основателя Минусинского краеведческого музея Н. М. Мартьянова переправили Л. Н. Толстому. Во всех 11 письмах, адресованных Бондареву, Л. Н. Толстой подчёркивал силу, ясность, красоту и искренность убеждений, важность основного труда крестьянского философа.
Л. Н. Толстому удалось напечатать основной труд Бондарева в России; в сокращённом виде он был опубликован в 1888 году в еженедельнике «Русское дело» (№ 12 и 13) с послесловием Толстого, в 1890 году издан в переводах на французский и английский языки с его же предисловием, отдельное издание по-русски выпущено в 1906 году издательством «Посредник», но в 1908 году книга была конфискована, изъята из продажи и вновь стала доступной лишь в марте 1917 года. Основная мысль Бондарева состоит в том, что слова Книги Бытия (Бытие 3:16-19) о том, что человек будет в поте лица добывать свой хлеб, подразумевают непосредственное занятие крестьянским трудом как основное условие праведности. По словам самого Толстого (в трактате «Так что же нам делать?» , гл. XXXVIII),
За всю мою жизнь два русских мыслящих человека имели на меня большое нравственное влияние и обогатили мою мысль и уяснили мне моё миросозерцание… два живущие теперь замечательные человека, оба всю свою жизнь работавшие мужицкую работу, — крестьяне Сютаев и Бондарев.
В 1958 году деревня, в которой жил и умер Бондарев (ныне находится на территории Бейского района Хакасии ), была названа его именем , в 2005 году в ней был воздвигнут памятник Бондарёву .