Interested Article - Пенен, Жан-Поль
- 2020-09-17
- 2
Жан-Поль Пенен ( фр. Jean-Paul Penin ; род. 31 декабря 1949 , Сен-Дизье ) — французский дирижёр .
Биография
Жан-Поль Пенен получил образование как биофизик, защитив диссертацию в Страсбургском университете ( 1974 ), после чего решил полностью посвятить себя музыке. В том же университете он получил магистерскую степень по музыковедению ( 1978 ), одновременно окончив по классам контрабаса и камерного ансамбля. Кроме того, Пенен изучал историю музыки в Парижской консерватории у Ива Жерара , затем учился в Консерватории Сан-Франциско , в том числе у Джона Кулиджа Адамса , как фулбрайтовский стипендиат .
В 1980 — 1981 гг. Пенен был ассистентом Алена Ломбара в Страсбургском филармоническом оркестре , затем в 1982 — 1984 гг. ассистентом Лорина Маазеля в Венской государственной опере . В 1990 — 1994 гг. главный приглашённый дирижёр Краковского филармонического оркестра .
Важнейшие выступления
С именем Пенена связана одна значительная премьера: первое во Франции исполнение « Торжественной мессы » Гектора Берлиоза — юношеского ( 1824 ) произведения знаменитого композитора, считавшегося утраченным и найденного в 1991 году ; Пенен исполнил её с оркестром и хором Краковской филармонии 7 октября 1993 года в Базилике Святой Марии Магдалины в Везле , спустя 4 дня после мировой премьеры (в Бремене под управлением Джона Элиота Гардинера ). Сделанная в Везле концертная запись считается первой, поскольку Гардинер записал своё исполнение уже на следующем концерте, 12 октября в Лондоне . Встречающиеся в некоторых источниках сообщения о том, что Пенен дирижировал в Нидерландах мировой премьерой Второго концерта для фортепиано с оркестром Оливье Мессиана , не соответствует действительности: у Мессиана нет произведения с таким названием; видимо, это неточные отголоски сообщения о нидерландской премьере мессиановского «Города в вышине» ( фр. La ville d’en-haut , для фортепиано и оркестра), действительно прошедшей в 1990 г. под управлением Пенена , однако мировая премьера этого произведения состоялась годом раньше в Нью-Йорке под управлением Пьера Булеза .
Записи
Среди записей Пенена наибольшей известностью пользуются оперы, в том числе моцартовские « Так поступают все » и « Дон Жуан », однако прежде всего — редко исполняемые и записываемые: «Фернан Кортес» Гаспаре Спонтини , «Эдип в Колоне» Антонио Саккини (опера, написанная по заказу Людовика XVI для открытия нового оперного театра в Версале), «Гвендолина» Эманюэля Шабрие , а также « Вольный стрелок » Вебера в редакции Берлиоза, с двенадцатью берлиозовскими дополнительными речитативами.
Сочинения
Пенену принадлежит книга «Барочники, или Музыкальная точность» ( фр. Les Baroqueux ou le Musicalement Correct ; 2000 ) — пространный памфлет против исторического исполнения и его сторонников; сокращённое изложение позиции Пенена содержит лекция «Музыкант перед выбором: Музеография или присвоение?» ( фр. L’interprète face à la partition. Muséographie ou appropriation? ) , в которой Пенен резюмирует свою позицию словами: «Музыканты не могут принять эмоционального искажения, а значит — фальсификации произведения, которые навязываются идеологией барочников. <…> Настаивать на возрасте шедевра — значит лишать слушателя основополагающей свободы отправляться во время концерта в то время и место, которое ему нравится» .
Наиболее резким оппонентом Пенена выступил критик Жан Батист Ажаме, по мнению которого книга Пенена — это сочинение, исполненное «скандальной риторики, шатких доводов и неуместной язвительности» , в котором содержательное обсуждение проблем аутентизма подменяется малосимпатичными нападками с неизменным упоминанием о национальной принадлежности . Более сдержанные рецензенты полагают, что «Жан Поль Пенен намеренно принимает резкий, даже памфлетный тон, объявляя о своем противостоянии движению, начатому арнонкурами и прочими леонхардтами » , и что «умышленно некорректный, Жан Поль Пенен ополчается на барочников <…> с пылом, в котором есть доля несправедливости» . Музыковед Элизабет Джулиани из Национальной библиотеки Франции, расценивая успех пропагандистов и популяризаторов барочной музыки как бесповоротный в статье с характерным названием «Барочная музыка: стихающие распри» ( фр. La musique baroque: querelles apaisées ) , приводит книгу Пенена как пример того, что «ключевые фигуры <барочного исполнительства> подверглись обречённой критике, то и дело возглашающей проклятья и пользующейся агрессивным словарём» . Солидаризировалась с Пененом обозреватель немецкой «Neue Musikzeitung», замечающая в своей рецензии, что игра аутентистов зачастую представляет собой «жалкое стрекотание» ( нем. kümmerliche Gezirpe ), а книга Пенена «увлекательна, остроумна и чужда пыльной скуки» . В поддержку Пенена выступил также писатель и публицист , чья резко критическая книга о положении дел в современной музыке «Реквием авангарду» пятью годами ранее также вызвала волну протестов: в статье под названием «Долой диктатуру фундаменталистов от барокко!» ( фр. Ras le bol de la dictature des intégristes du baroque! ) Дютертр утверждает, что сторонники аутентизма составили новый истеблишмент и осуществляют со своей стороны столь же настойчивое давление на всё музыкальное сообщество, сколь Пьер Булез (главный антигерой книги Дютертра) и его соратники со стороны авангарда ; впрочем, Дютертр, как и Джулиани, полагает, что основная острота конфликта позади, наиболее интересные представители конфликтующих сторон начали обмениваться художественными идеями и знаком возможных перемен к лучшему может служить назначение симпатизирующего барочной музыке и аутентизму Саймона Рэттла руководителем Берлинского филармонического оркестра .
Пенен написал также оркестровую сюиту «Парижские ночи» ( фр. Nuits Parisiennes ; 2004 ), по которой позже был поставлен балет.
Примечания
- Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- от 5 апреля 2008 на Wayback Machine // Fulbright-France Quarterly Nesletter. — Numero 2. Hiver 2001—2002. (фр.)
- от 13 января 2010 на Wayback Machine // Berlioz — 2003.
- от 13 октября 2006 на Wayback Machine (нем.) (англ.)
- // Volkskrant, 12 ноября 1990. (нид.)
- Robert Fallon. Various Messiaen Editions // Notes. — Volume 60, Number 3, March 2004. — Pp. 795—801.
- от 11 сентября 2007 на Wayback Machine : Conférence donnée à Prague le 5 décembre 2000 à l’Académie Nationale de Musique, par Jean-Paul Penin.
- фр. Les musiciens ne peuvent accepter le processus de détournement émotionnel, donc de falsification de l’œuvre, que leur impose l’idéologie baroqueuse. <...> Insister sur l’âge du chef-d’œuvre, est priver l’auditeur de sa liberté fondamentale de voyager, pendant le concert, aux lieux et temps qu’il lui plaira. Le théoricien impose, l'artiste propose.
- фр. rhétorique tapageuse, arguments bancals, virulence déplacée… ce pamphlet où l’esprit, décidément, ne souffle pas
- от 23 декабря 2012 на Wayback Machine (фр.)
- фр. Jean-Paul Penin emprunte volontairement un ton vif, voire pamphlétaire, et se situe aux antipodes du mouvement lancé par les Harnoncourt et autres Leonhardt. («Opéra International») — Цит. по от 9 июня 2008 на Wayback Machine // Jean-Claude Brenac. Le magazine de l’opéra baroque.
- фр. Volontairement incorrect, Jean-Paul Pénin s'en prend aux baroqueux...avec une verve qui n'est pas dépourvue d'une certaine injustice. (Музыкальное приложение к « Le Monde ») — Там же.
- от 6 марта 2016 на Wayback Machine // Études, 2002, #6 (Tome 396). — Pp. 830—834. (фр.)
- фр. des personnalités apparurent flanquées d’une critique dévouée, maniant souvent l’anathème et usant d’un vocabulaire agressif
- от 10 декабря 2006 на Wayback Machine // Neue Musikzeitung, 2001, #07-08. — S. 22. (нем.)
- (недоступная ссылка) // Marianne, 11 Décembre 2000. (фр.)
Ссылки
- от 15 сентября 2020 на Wayback Machine , Editions Gründ, Paris, 2000.
- от 20 июля 2011 на Wayback Machine Prague National Music Academy 2000
- 2020-09-17
- 2