Веерные пальмы
- 1 year ago
- 0
- 0
Веерные лады , переменная мензура — оригинальный вид разделения грифа щипковых музыкальных инструментов по ладам , при котором размер мензуры является не одинаковым для всех струн, а переменным: большая мензура для басовых струн, маленькая — для дискантных. При этом лады располагаются не перпендикулярно грифу , а наискосок, напоминая раскрытый веер. Цель такой конструктивной особенности — сделать строй инструмента максимально точным.
Впервые переменная мензура появилась в эпоху Возрождения на таких инструментах как и . О бандоре упоминается в музыкальном словаре Преториуса Syntagma Musicum, опубликованном в 1619 г. Англичанин Джон Роуз создал её в 1560 г., а затем, в 1581 году он же создал орфарион как уменьшенную версию бандоры.
В 1900 году веерные лады запатентовал E.A. Edgren, впрочем, этот патент уже недействителен. В 1989 году Ральф Новак запатентовал веерные лады, и теперь его компания выпускает гитары с переменной мензурой.
Но началом современного использования веерных ладов можно считать 1977 год, когда Джон Старретт изобрёл инструмент под названием .
В настоящее время веерные лады становятся всё более популярными, целый ряд производителей гитар оснащает ими свои инструменты, напр., , , Koll Guitars серийно выпускают .
Кроме гитар, переменная мензура используются и в скрипках , которые изобрёл . Эти скрипки бывают 5-, 6- и даже 7-струнными, и для того, чтобы все струны были равномерно натянуты, изобретатель решил применить переменную мензуру, впрочем, без веерных ладов.