Важность статьи для проекта «
Мифология
»:
средняя
Тюркофобия
Статья должна быть энциклопедичной и нейтральной. Если продавливаете ираноязычие скифов, то учтите мнение ряда историков, котореы саков считали тюрками.
С 16 по 19 века европейские историки (А.Лызлов,Б.Нибур, К.Нойманн, Л.Ельницкий придерживались мнения
скифы это тюрки. Татищев и Карамзин считали - скифы предки тюрков и монгол.
И только с М. Ломоносова, который завил - Древность народа является основанием для политических притязаний
Не надо нарушать правила Википедии. Представленные версии интерпретации Афрасиаба основаны на авторитетных источниках и не надо их удалять.
Khorazmiy
(
обс.
)
10:45, 25 мая 2022 (UTC)
[
]
Добрый день, просмотрел ваш так называемый АИ и решил проверить сам источник и на кого ссылается автор, но сноска после предложения об Афрасиабе не приводит к другому источнику. Сноска под номером 16 всего лишь комментарий. Если вы АИ привести хотите, то пожалуйста покажите источник из издаьельства Наука, а Ладомир не совсем АИ. Еще тюркство Афрсиаба вызывает много вопросов, как это получается, что он тюрк и отождествляется с Альп Арсланом, если Фирдоуси написавший Шахнаме, жил до образования государства Сельджуков и как бы в его время не жил Афрасиаб если он конечно тюрк, то его не должно было быть в Шахнаме. Кроме этого, как может Афрасиаб быть тюрком если по Шахнаме он дед Кей Хосрова, то есть Кира Великого, он основатель города Ганзака в Атропатене и есть ли у вас источник на счет основания Ганзака тюрками да и еще в Атропатене. Авторитетный источник это Эрнст Герцфельд, который сам ездил в Персию и изучал данные с бехстунской надписи и расшифровал имя Афрасиаба как имя царя кадусиев Парсонда. Поэтому если Афрасиаб тюрк по источникам, то ставится под вопрос происхождение Сельджуков. Поэтому пока, нет источников из издательства Наука и нет места этим источникам в самой статье. Авторитетность издательство Ладомир недоказана пока что. Каждая книга это ссылка на другую книгу и если в данной книги нет ссылок на авторитетные источники, то и нет основания полагать, что Афрасиаб был тюрком.
Вот мнение АИ и автор
Мейер, Михаил Серафимович
: Важно также то, что Авеста подчеркивает родство между тремя частями ираноязычного этноса, происхождение которого возводится к общему родоначальнику Траэтаоне. У него было три сына — Тура (прародитель туранцев), Сайрима (прародитель савроматов), Арья (прародитель ариев). Эта легенда повторяется в "Шахнаме" Фирдоуси: Фаридун (авестийский Траэтаона) делит мир между тремя сыновьями — Туром, Салмом, Араджем. Туру, говорится в "Шахнаме", он дал туранскую землю (туран земин), сделав его главой торков (торкан) и Китая.
Об ираноязычности туров говорят и их личные имена — антропонимы, зафиксированные в "Шахнаме". Это прежде всего царь Турана Афрасиаб (авестийский Франгасйан), его дядя Виса (авест. Ваэсака), братья Гарсиваз (авест. Карасавазда), Агрирас (Агхраратха), туранские витязи Арджасп (Арджадаспа), Лаххак (Лавахак), Фаршидвард (Фрашхамварата) и многие другие.
Если судить по сведениям "Авесты" и ранних сюжетов "Шахнаме", а ее "богатырская часть" охватывает период 782—50 гг. до н.э., борьба между Ираном и Тураном была борьбой между кочевыми племенами скотоводов, с одной стороны, и оседлыми земледельцами, с другой. Земледельцы в "Авесте” представлены как положительные герои, кочевники — как отрицательные.
Но и те и другие ираноязычны.
Эта страница относится к
правилам
русской Википедии.
Изложенному здесь должны следовать все участники. Прежде чем редактировать, убедитесь, что вносимые изменения соответствуют
консенсусу
. Если есть сомнения, обсудите на
форуме
или
.
Потомками Афрасиаба себя считали Караханиды, об этом писал Бируни - авторитетный автор, на эти же сведения ссылается и доктор исторических наук, Б.Кочнев. Эта одна версия истории, не надо ее удалять.
Khorazmiy
(
обс.
)
18:33, 25 мая 2022 (UTC)
[
]
Я правила не нарушал и ваши намеки чтобы я интресовался правилами википедии тут неуместны, я вам задал вопрос от которых вы уклонились и начали твердить именем Бируни. Вы пока не приведете АИ, то ваши данные источники не вызывут доверия, вы видимо не совсем в курсе, как проводится анализ перпсон из разных источников, поэтому где-то увидели что Афрасиаб тюрк то сразу добавляете сюда. Вам ничего не мешает найти источник из издательства Наука и привести тут и если вы такой источник найдете, то я его сам добавлю в статью, а пока что претендовать на Афрасиаба одним Бируни это как-то не убедительно. Удаляю вашии ссылки и источники, а пока что дискуссия открыта и вы можете всегда привести АИ. А неизвестных личностей выдавать за АИ не стоит. Кстати видно, что вы не изучали досконально Афрасиаба и поэтому уклоняетесь от вопросов, то есть неважно кто он если написан что он тюрк, то значит тюрк. Поэтому так делать не стоит. Найдите авторитетное издательство. Мейер тоже ученый и тем более тюрколог, вот он изучая тюрков всю жизнь почему-то не нашел Афрасиаба как тюрка.
Если будете обсуждать вопрос моей предполагаемой этничности и будете вести войну правок я обращусь к администраторам. Все АИ приведены: академик В.Бартольд, публикации докторов исторических наук С.Кляшторного, Д.Савинова, Б.Кочнева. В Википедии могут быть представлены разные версии происхождения, истории, но подтверждённые АИ. Афрасиаб был мифической личностью, поэтому существовали разные версии его происхождения, которые менялись в разные эпохи. Фирдоуси предлагал одну версию, Бируни другую, Караханидские авторы выдвигали свою версию.
Khorazmiy
(
обс.
)
19:39, 25 мая 2022 (UTC)
[
]
Вы можете и сейчас оставить жалобу, только она у вас рассматриваться не будет, потому что вы вместо вопросов уклоняетесь и пишите обсолютно не связанные темы, причем вообще тут ваш этнос, я про Афрасиаба, а вы тут сворачиваете тему на этнос. Коль Афрасиаб мифический персонаж, значит он не был реальным Альп Арсланом и значит Бируни ошибался в своих высказываниях. А мнение Бартольда я укажу сейчас.
Еще раз напомню, что простое написание Афрасиаба как тюрка, не делает его тюрком. Авторитетное издательство всегда комментирует не только саму персону, но и его ближайщее окружение. Афрасиаб по легенде проиграл своему внуку Кей-Хосрову. То есть эта история Астиага и Кира, где внук-Кир свергает своего деда с трона. Кроме того Афрасиаб сын Пашанга и внук Тура сына Феридуна, нет источников, что Феридун турок. Нет мнений что Ференгис дочь афрасиаба была турчанкой, иначе ее сын Кир Великий говорил бы на тюрксом, а не на персидском. Даже брат Афрасиаба имеет имя нетюрксого происхождения и в аторитетных источниках не встречается как тюрк. Все эти источники о тюркстве Афрасиаба напомниают мне работу Закиева, где все подряд указаны как тюрки и причем при проверке источников на которых он сссылается нет даже малейших намеков, что там что-либо правдиво. Я проверил его высказывания на счет кадусиев где даже намеков нет по первоисточникам, что кадусии якобы тюрки и теперь посягательсвто идет на правителя кадусиев Парсонда. Имя его этимологически связано с именем Афрасиаба. А Алп Эр Тонга вообще этимологически не схож с Афрасиабом. Просто средневековые авторы не различали тюрков и иранцев средней азии и всех писали тюрками. Вот и иранские культурные ценности становлились тюркскими. Как например Новурз стал Казахским Нырыз. Хотя это праздник иранцев.
В статье Афрасиаба ваши источники никто не удаляет, а проверка их авторитетности это необходимые меры, чтобы убедиться правдивы ли они. Тупо подсунуть источники и говорить что так писал Бируни это не дело. Средневековые авторы не различали иранцев и туарнцев и писали всех подряд тюрками и даже таджиков. Поэтому обращаясь к издательству Брилл, репутация которой очень значима, то о тюрксом происхождении Афрасиаба ничего нет. Афрасиаб мог дать потомство, но чтобы он сам был тюрком такого быть не может. Тогда придется доказать, что Парсонд, Астиаг, Куруш, Феридун,Гарсиваз и тд. Все были тюрками. А пока что даже на счет брата Афрасиаба Гарсиваза нет авторитетных источников что он тюрк. Так что впаредь ваше удаление шаблонов о необходимости проверки авторитетности будет считаться вандализмом и я немедленно обращусь к админстраторам.
Почему Вы не подписываетесь? Читайте правила Википедии:
Есть два рода статей, не соответствующих политике нейтральности: статьи, явно
конфликтующие
с требованиями нейтральности, и статьи, описывающие
не все мнения
или недостаточно подробные. В обсуждаемой статье имеют право быть представленными разные версии трактовки Афрасиаба и использования его имени в исторических источниках. Еще раз повторяю, давно доказано, что он был мифической личностью и не имеет отношения к Киру Великому.
Khorazmiy
(
обс.
)
14:23, 26 мая 2022 (UTC)
[
]