Interested Article - Фонизм (музыка)
- 2020-03-13
- 1
Фони́зм (от др.-греч. φωνή – звук, голос), в русской теории музыки — окраска, колорит созвучия ( интервала или аккорда ) самого по себе, вне ладового контекста. Термин ввёл Ю. Н. Тюлин .
На восприятие окраски того или иного созвучия влияет прежде всего его интервальная структура, а также условия его использования в конкретном музыкальном сочинении — неоднократное повторение или сопоставление с другими созвучиями, фактура , метр и ритм , регистр, тембр и т.д.
Например, в песне Ф. Шуберта «Ты мой покой» ( Du bist die Ruh , D 776) фонизм второго аккорда, на который приходится слово Ruh («покой»), обеспечивают структура (основной тон Es, тоническая терция и секста, без квинты), мягкая «прозрачная» фактура и тернарный метр. В средней части Песни Индийского гостя (опера «Садко» Н. А. Римского-Корсакова ) чередование мажорных и минорных аккордов имеет целью создать фонический контраст, который символизирует условно «ориентальный» колорит. Особую роль фонизм играет в расширенной тональности XIX—XX веков и в посттональной музыке, где ослабевают или полностью дезавуированы привычные тональные функции . См. также Пантональность , Сонорика .
Литература
- Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. 3-е изд. М., 1966.
- Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М., 1988.
- Холопов Ю. Н. Фонизм // Музыкальный энциклопедический словарь . М., 1990, с. 580.
- Фонизм // Большая российская энциклопедия . Том 33. Москва, 2017, с. 470.
- 2020-03-13
- 1