Interested Article - Медитационная музыка
- 2020-12-07
- 2
Медитацио́нная му́зыка ( англ. Meditation music ) — музыка , которая предназначена для использования в различных медитационных практиках как сугубо религиозного , так и внеконфессионального характера.
Медитационной (или «медитативной») принято называть также музыку, которая располагает слушателей к сосредоточенно-углублённой интроспекции .
История
До новейшего времени медитационная музыка всегда имела конкретное религиозное содержание, но уже начиная с первой половины XX века медитационной (или «медитативной») стали называть также и музыку некоторых композиторов, которые не относят себя прямым образом ни к одной из традиционных религиозной конфессий , хотя и могут придерживаться определённых эстетических установок, связанных с тем или иным духовным учением.
Так, например, вполне медитационными можно считать многие органные произведения Оливье Мессиана , а также его «Quatuor pour la fin du temps» («Квартет на конец света», 1941 ) .
Ну а в степени ещё большей медитационность свойственна музыке композиторов «Авангарда — 2» . В частности, хорошо известно об увлечении Джона Кейджа идеями дзен-буддизма , что нашло своё отражение в творческом методе Кейджа, основанном на принципе случайности.
Истоки этого принципа следует искать в древне-китайском трактате И-Цзин — «Книге перемен», по которой можно было гадать с помощью монетки или веточки тысячелистника. Именно этот способ постижения реальности и стал предтечей алеаторики — метода сочинения музыки, при котором часть процесса создания музыкального произведения (включая и его реализацию) подчинена более или менее управляемой случайности , порождающей определённые медитационные состояния:
«Я оперирую случайным: это помогает мне сохранить состояние медитации…»
— Дж. Кейдж
Следование медитативным принципам музыкальной композиции хорошо прослеживается и в таких произведениях Кейджа, как Воображаемый ландшафт No. 3 ( 1942 ), Opening Dance (Entrance, 1942), Ad Lib ( 1943 ), Prelude for Meditation , ( 1944 ), 4’33 ( 1952 ), Imaginary Landscape No. 4 for twelve radios (Radio Music, 1956 ), Music for…, any combination of 1-17 instrumental parts ( 1984 ) и других.
Но окончательно алеаторика сформировалась уже в творчестве Пьера Булеза и Карлхайнца Штокхаузена , многие музыкальные произведения которого тоже являются медитационными. В частности, это можно сказать о следующих произведениях Штокхаузена: Klavierstück XI ( 1957 ), Mantra (для двух фортепиано, вуд-блоков, кроталей и двух кольцевых модуляторов, 1969 — 1970 ), «Транс» (для оркестра и магнитофонной плёнки, 1971 ), «Инори» («Поклонение», для мимов-солистов и оркестра, 1973 — 1974 ), «Знаки Зодиака» («Tierkreis», двенадцать мелодий для мелодического и/или гармонического инструмента, 1975 ), «Сириус» (для сопрано, баса, трубы, бас-кларнета и электронной музыки, 1975 — 1977 ), а также о всех произведениях из его циклов интуитивной музыки .
См. также
Литература
- Johnson, Tom (1976). «Meditate on Sound», Village Voice , May 24.
- Von Gunden, Heidi (1983). The Music of Pauline Oliveros . Metuchen, N.J.: Scarecrow Press. ISBN 0-8108-1600-8 .
- Катунян М. И. , Сакрально-обрядовые архетипы в современной композиции. Новый синкретизм // Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст. Московск. консерватория. М., 2004
Примечания
- Handbook of vocational psychology by W. Bruce Walsh, Mark Savickas 2005 ISBN 0-8058-4517-8 page 358
- Задерацкий В. В. Сонористическое претворение принципа остинантности в творчестве Оливье Мессиана // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. — М. , 1985.
- Петров В. О. Идеи буддизма в творческом мышлении Джона Кейджа // Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур: Сборник статей по материалам Международного научного конгресса. / Ред.-сост. — В. О. Петров. — Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2008. — С. 268—276.
- В лекции 1957 года об экспериментальной музыке, он описал музыку как «бесцельную игру», которая является «утверждением жизни — не попыткой выявить закономерности из хаоса, ни предложить способы усовершенствования в творчестве, но просто как способ осознать самую жизнь, которой мы живем» — «a purposeless play» which is «an affirmation of life — not an attempt to bring order out of chaos nor to suggest improvements in creation, but simply a way of waking up to the very life we’re living» — Cage 1973, 12.
- Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. — М. , 1976. — С. 236.
- Ивашкин А. Вечное, сиюминутное. / «Советская музыка», № 1/1988. — С. 97.
- Например, часть «Es» в цикле «Из семи дней» («Aus den sieben Tagen», пятнадцать текстов интуитивной музыки, 1968) Штокхаузен предписывает играть только тогда, когда исполнители находятся в состоянии «недумания» («nonthinking»). Критик Von Gunden утверждает по этому поводу, что все подобные предписания Штокхаузена внутренне противоречивы.
- 2020-12-07
- 2