Калькбреннер, Фридрих Вильгельм Михаэль
- 1 year ago
- 0
- 0
Фридрих Михаэль ( нем. Friedrich Michael ; 30 октября 1892 , Ильменау , Германия , — 22 июня 1986 , Висбаден , ФРГ ) — немецкий писатель и издатель .
Был единственным ребенком в семье врача. В гимназическую пору в Шлойзингене пробудился его интерес к театру и сопровождал его всю жизнь.
После получения аттестата зрелости в 1911 году изучал литературу и театроведение во Фрайбурге , Мюнхене и Марбурге , а с 1913 года — в Лейпциге , где в 1918 году получил степень доктора философии у Георга Витковски и Альберта Кёстера. Его диссертация «Зарождение театральной критики в Германии» ( нем. Die Anfänge der Theaterkritik in Deutschland ), написанная в годы войны , попыталась — как отметил Михаэль в предисловии — «впервые научно проникнуть в область, которую исследования до сих пор затрагивали лишь изредка».
Театр был также предметом его следующей крупной работы «История немецкого театра» ( нем. Geschichte des deutschen Theaters , 1923), которую до сих пор можно найти на германистских семинарах университетов как «Малый Михаэль» ( нем. Der kleine Michael ) — в издании, постоянно обновляемом Гансом Дайбером.
Через своего научного руководителя Витковски Михаэль, к тому времени женившийся, познакомился с Антоном Киппенбергом, руководителем лейпцигского издательства Insel . Сначала он работал на него редактором журнала Das deutsche Buch , затем внештатным сотрудником издательства и ответственным редактором собраний сочинений многочисленных классиков — таких как Генрих Гейне , Фридрих Гёльдерлин и Генрих фон Клейст . Кроме того, он опубликовал несколько рассказов на страницах различных ежедневных газет, а в 1929 году — свое первое художественное произведение: сатиру под названием «Покушение. Хроника идеи фикс» ( нем. Attentat. Chronik einer fixen Idee ). Этим произведением, как позже писал Михаэль, он играл с огнем — «она должна была сгореть слишком рано». Следующий роман «Женщина с хорошими рекомендациями» ( нем. Die gut empfohlene Frau , 1932) после прихода к власти нацистов оказался в списке книг, подлежащих сожжению . После этого Киппенберг предложил ему постоянную должность редактора и помощника в издательстве.
Поскольку Михаэлю не запретили писать, он занимался этим параллельно с издательской работой. Среди прочего он сочинил ряд стихов и два романа: «Бегство в Мадрас» ( нем. Flucht nach Madras , 1934) и «Сильвия и суженый» ( нем. Silvia und die Freier , 1941). Также в те годы Михаэль написал несколько пьес, в том числе известную комедию «Голубая соломенная шляпка» ( нем. Der blaue Strohhut ; впервые поставлена в феврале 1942 года, экранизирована в 1949 году). Эта пьеса долгое время считалась драматическим дебютом Фридриха Михаэля; только много лет спустя из архива Михаэля и писем Эриха Кестнера стало известно, что Михаэль уже работал над пьесами в середине 20-х годов и что оба автора также планировали совместные театральные проекты, которые, однако, вероятно, никогда не были реализованы.
В послевоенные годы Михаэля отправили в Висбаден, чтобы там — в связи с грозящим разделом Германии — создать западногерманское отделение издательства Insel . После смерти Киппенберга в 1950 году он занял его место и возглавлял издательство десять лет.
По предложению и в сотрудничестве с Фолькером Михельсом с 1983 года выходит собрание сочинений Фридриха Михаэля в 18 томах. Седьмой и пока последний том собрания был опубликован в 1993 году:
Кроме того, среди прочего выходили:
Часть наследия Фридриха Михаэля сейчас находится в отделе рукописей Немецкого литературного архива в Марбахе . В общей сложности 22 ящика содержат лирику, прозу и корреспонденцию, а также автобиографические записи, такие как дневники 1927—1977 годов, и документы, такие как рецензии, договоры и экземпляр рукописи мемуаров Георга Витковски .