Бауман, Герман Германович
- 1 year ago
- 0
- 0
Герман Эссиг ( нем. Hermann Essig ; 28 августа 1878 , Трухтельфинген , — 21 июня 1918 , Берлин ) — немецкий драматург, новеллист и поэт.
Герман Эссиг был сыном трухтельфингенского пастора и старшим братом будущего художника Густава Эссига. Школьные годы он провел в Вайнсберге и Хайльбронне , где окончил Карловскую гимназию. Учился в Высшей технической школе в Штутгарте. В 1902 году ему пришлось уехать в Швейцарию лечиться от болезни легких. Там он начал писать. С 1904 года он жил в Берлине, сначала зарабатывая на жизнь как чертежник, а затем как писатель. В 1905 году женился на вдове Эмиля Розенова, социал-демократического депутата рейхстага и писателя. Тогда же он закончил драму «Возвышение Наполеона» ( нем. Napoleons Aufstieg ). Его комедия «Кот Лампа» ( нем. Kater Lampe ) была сыграна очень успешно и надолго обеспечила Эссига, обыкновенно успеха не имевшего. В последующие годы он пытался закрепиться в литературной жизни Берлина. В 1906—1907 годах последовали трагедия «Сверхдьявол» ( нем. Ueberteufel ) и драма «Их тихое счастье» ( нем. Ihr stilles Glück –! ), в 1908-м повесть «Лягушка, предсказывающая дождь» ( нем. Der Wetterfrosch ) и трагедия «Испытание Марии» ( нем. Mariä Heimsuchung ).
До тех пор Эссигу не везло ни с постановками, ни с издательствами. В конце концов через редактора издательства S. Fischer Verlag Морица Хаймана Эссиг познакомился с издателем Паулем Кассирером . В его издательстве появились швабские комедии «Вайнсбергские бабы» ( нем. Die Weiber von Weinsberg ) и «Счастливая корова» ( нем. Die Glückskuh ). Только теперь критики мало-помалу обратили внимание на Эссига, который неустанно продолжал писать. В 1910 году он закончил пьесу «Герой из леса» ( нем. Der Held vom Wald ), в 1911-м — комедию «Женская смелость» ( нем. Der Frauenmut ).
В 1911 году некоммерческий театр «Пан» впервые поставил одну из его пьес «Счастливая корова». Поэт Якоб ван Годдис писал об этом :
Герман Эссиг больше всего забавляет меня искажением привычной психологической перспективы. Женщин он изображает как более духовных, как более сознательных животных, чьи решения рождаются в большей ясности, дальше от безрассудной тупости, но он также находит их более злобными, более резкими, более лживыми. Германа Эссига можно было бы назвать жестоким психологом, если бы не чувствовалось: он слишком любит женщин, чтобы идеализировать их; он еще может с наслаждением улыбаться там, где Стриндберг бушует и обвиняет.
В 1911 и 1912 годах известный критик Альфред Керр , являвшийся ответственным редактором журнала «Пан», помещал в нем рассказы Эссига. В 1912 году Эссиг закончил одноактную комедию «Голубятня» ( нем. Taubenschlag ).
Тогда же Эссиг порвал с Кассирером, ибо посчитал, что не получает достаточной поддержки. Эссиг опубликовал многие из еще неопубликованных драм в собственном издательстве, в том числе новую пьесу «Солдаты кайзера» ( нем. Des Kaisers Soldaten ) и комедию «Кабан в рясе» ( нем. Der Schweinepriester ).
В 1913 году за «Героя из леса» ему была вручена премия Генриха Клейста (также лауреатом стал Оскар Лёрке ), что ознаменовало крупный финансовый и моральный успех. В том же году Эссиг закончил комедию «Сон фараона» ( нем. Pharaos Traum ), а также познакомился с Гервартом Вальденом , издателем журнала « Штурм ». Вальден взял на себя издание драм Эссига, но добиться их постановок не смог.
В 1914 году Эссига призвали на военную службу и направили в Грауденц для обучения саперов. Тогда же он вновь получил премию Клейста (за «Солдат кайзера»), снова разделив ее — на этот раз с Фрицем фон Унру . Первые постановки в Берлине и Дюссельдорфе приводят его к конфликту с цензурой. В последующие годы она будет принимать против него меры снова и снова, прежде всего из-за непристойных сцен и насмешек над духовенством.
В 1916 году он завершил пьесу Эмиля Розенова «Надежда вагантов» ( нем. Die Hoffnung des Vaganten ).
В 1917 году Эссиг был на год освобожден от военной службы из-за неврастении. За это время он пишет роман с ключом «Тайфун» ( нем. Der Taifun ) и комедию с ключом «Кисуля» ( нем. Kätzi ), в которых отвергает модерн и порывает с эксплуатирующим его «Штурмом». Оба этих произведения выйдут уже посмертно.
В апреле 1918 года Эссига снова призвали на военную службу. Трагедия «Мира, серебряная невеста» ( нем. Mira, die Silberbraut ) остается незавершенной. 21 июня Эссиг умер в Берлине от пневмонии.
Всего он написал шестнадцать драм , в которых сочетаются натуралистические , экспрессионистские и классические элементы. Они характеризуются реализмом и демонстрируют стилистические и содержательные отсылки к Герхарту Гауптману , Герману Зудерману и Франку Ведекинду . Темы — социальная критика, направленная против буржуазии, изоляция личности и абсурдность человеческого существования. Элементы острой сатиры и зачастую откровенно сексуальная тематика вызывали постоянное вмешательство цензоров.
Крупнейшим успехом Эссига стал его роман с ключом «Тайфун» (издан в 1919 году), в котором он высмеивал помешанную на искусстве берлинскую публику и модернистские тенденции штурмовского кружка. Писатель Казимир Эдшмид писал о «Тайфуне» :
Нет сомнений в том, что Эссиг не создает ни языка, ни формы в самом широком и предельном смысле, и тем не менее он написал книгу, невиданную ранее по компактности, оригинальности и обилию увиденного («Тайфун», Курт Вольф, Мюнхен). Тем не менее, в конечном итоге это было бы немыслимо без Штернхейма и Генриха Манна. Роман высмеивает кружок «Штурм» со смелостью форм, редко встречающейся в Германии. Бичующие романы Манна (за исключением «Учителя Гнуса», который, к сожалению, кончается плохо) стилизованы не под поэтику, не под вечность, а лишь под прославление времени. Их губит политика. Эссиг исходит не из этого, потому что кружок «Штурм» его в конце концов не беспокоит, и он не упирает на сенсационность того, что в конечном итоге даже невидимые картины продаются как последний писк абстракции в виде пустых рам. Скорее, его волнует человеческая нищета, стоящая за этим, извращенность души, самые невероятные проявления извращенного, причудливого бытия. И он с необыкновенной сосредоточенностью соединяет воедино самые неприятные, ужасные и дерзкие вещи. Несомненно, один из лучших сатирических романов нашего времени, и в результате, то есть из-за своего содержания, которое осмелилось выйти за рамки своего времени, он был недооценен.
Эссига ценили такие критики, как Альфред Керр и Франц Бляй, но в то же время порицали его за недостаток техники и слабость драматургии.
Эссиг был похоронен на берлинском парковом кладбище Лихтерфельде. После Второй мировой войны его могила была утрачена.
В Веймарской республике драмы Эссига ставились прежде всего в Берлине, в том числе такими режиссерами, как Юрген Фелинг и Леопольд Йеснер . В 1933 году книги Эссига были включены в список книг, подлежащих сожжению , а при обыске помещений «Штурма» его произведения также были конфискованы и отправлены на макулатуру. Однако президент Имперской палаты литературы Ганс Йост подтвердил в письме вдове, что Эссиг в целом не запрещен и что он даже ценит его творчество. До 1975 года постановок больше не было.
В начале 1970-х Хелена Вайгель обратила внимание руководителя издательства Verlag der Autoren Карлхайнца Брауна на пьесы Эссига. В результате произошел небольшой ренессанс драматурга. Его комедии «Счастливая корова», «Кабан в рясе», «Вайнсбергские бабы» и «Женская смелость» с 1978 года ставились в Штутгарте, Базеле, Эсслингене, Пфорцхайме, Фрайбурге и Нюрнберге. В 1988—1989 годах в Мюнхенском народном театре Рут Дрексель с огромным успехом шла баварская версия «Счастливой коровы». Также она была записана для телевидения.
Писатель Мартин Вальзер , чья дочь Франциска Вальзер сыграла Ребеккле в первой постановке «Счастливой коровы», сказал :
Я безумно хочу прочесть остальные пьесы, потому что этот ритм речи меня околдовал, у меня постоянно возникает искушение говорить фразами Эссига, я едва могу сдерживаться. Понятно, что Эссиг более не должен исчезнуть...