Колоколов, Георгий Евграфович
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Ива́нович Ко́локолов ( 7 ( 19 ) апреля 1897 , с. Выползова Слободка , Переславский уезд , Владимирская губерния , Российская империя — 26 декабря 1933, Москва , СССР ) — русский и советский писатель (член группы «Перевал» ), поэт, журналист.
Родился 7 ( 19 ) апреля 1897 года в с. Выползова Слободка ( Переславский уезд , Владимирская губерния , Российская империя , ныне Ярославская область , Россия ) в семье священника. С отличием закончил Переславль-Залесское духовное училище, затем учился во Владимирской духовной семинарии , откуда в 1912 году был исключён вместе с Д. Н. Семеновским и ещё пятью зачинщиками за участие в забастовке.
Поступил в Московский народный университет Шанявского , где учился вместе с Д. Н. Семеновским и Сергеем Есениным , с которым снимал общую комнату и был дружен (с ним Есенин делился планами на будущее, на литературном вечере Есенина в июне 1919 года Колоколов зачитал доклад о его творчестве непосредственно перед выступлением автора, и т.д.) .
С началом Первой мировой войны был призван на фронт, ранен. Участвовал в Гражданской войне , служил в Красной армии ; после демобилизации занимался журналистикой . В 1919 году переехал в Переславль-Залесский , где на сцене местного гарнизонного театра в том же году были поставлены пьесы его авторства: «Товарищ Виктор», «Не грех», «Без точки зрения» и «Безпоповец» .
В начале 1920-х годов переехал в Иваново-Вознесенск , где в 1921-1929 годах работал в местной газете «Рабочий край» , и прославился очерками и фельетонами .
Последние годы жил в Москве, работал по приглашению М. Горького в журнале « Наши достижения » . Умер 26 декабря 1933 года . В некрологе в «Литературной газете» он был назван «настоящим честным писателем» .
Дебютное стихотворение опубликовал в 1912 году в еженедельной газете «Владимирский листок» (№ 66) под псевдонимом (ученикам духовной семинарии не полагалось печататься в светских изданиях) .
В романе «Мёд и кровь» изображает небольшой провинциальный городок, размеренное идиллическое существование которого нарушает революция: «мёд» этого существования противопоставлен пролитой в революционной борьбе «крови». «Наивная идеализация мещанского существования городских обывателей и подход к коммунисту как к фанатику, страдающему от необходимости проливать кровь», по мнению одного из авторов « Литературной энциклопедии », «придают роману отвлеченно „гуманистическую“ окраску, характерную для всего творчества „перевальцев“» .
В сборнике рассказов «Шкура ласковая» (1929) описал трагические судьбы угнетаемых женщин из народа, жертв злобы и невежества .
Этюды Колоколова из сборника « Перевала » «Ровесники» мрачны и пессимистичны, «оскорбительная простота» жизни вызывает в авторе желание «вообразить существо высшее и более свободное, чем человек» .
В 1920 году опубликовал сборник «Стихотворения», в котором воспевал Октябрьскую революцию , в 1923 году — сборник стихов «Земля и тепло». Автор рассказов о крестьянских детях («Радужный поясок», 1923; «Дегтярный дух», 1924; «Чудо-рыба», 1928, и др.) .