Interested Article - Ар-экитабль

Ар-экитабль ( фр. Art équitable , « справедливое искусство ») ― движение в рамках современного искусства , появившееся в 2000-х годах. Основным его посылом является осуждение коммерциализации искусства, которое предлагается преодолеть через установление справедливых (честных, равных; équité ) отношений между художником и его аудиторией. Ар-экитабль определяется не столько эстетическими свойствами предметов или произведений, сколько отношениями между художником и публикой. Ар-экитабль существует в рамках концептуального искусства , инсталляции и перформанса .

Истоки

Начало ар-экитабля было положено 23 марта 2002 года, когда группа художников под названием «Антидоллар» организовала в Клермон-Ферране (Франция) публичный перформанс, в рамках которого они просили у публику поделиться с ними едой. По мнению представителей коллектива, это выступление под названием «ночь холодильника» должно было восприниматься как «метафора существенной проблемы творца, не зависящего от доллара, который должен заполнить свой холодильник в более либеральной системе» .

Художник Патрис Робин, который в то время был частью коллектива, в январе 2004 года в Сете провёл первую выставку работ ар-экитабля под названием « Дни и ночи холодильника» . С тех пор получил популярность и сам термин «ар-экитабль» .

В 2004 году Патрис Робин провёл очередной перформанс, который был очень похож на выступление, прошедшее двумя годами ранее. Если коллектив «Антидоллар» собирал только пожертвования на еду у публики, то в 2004 году произошёл собственно обмен произведений искусства ― а именно рисунков художника Патриса Робина, на еду: кур, морского леща и салатов .

Проблемы

Ар-экитабль имеет свои корни в идее справедливой торговли ( commerce équitable ). Художественное течение также ставит под вопрос статус произведений искусства в либеральной экономической системе, которая господствует ныне почти повсеместно благодаря процессам глобализации. Как и в справедливой торговле, идея ар-экитабля заключается в том, чтобы добиться большей справедливости в отношениях между покупателями и продавцами искусства. Таким образом, справедливое искусство предлагает новые отношения между художником и его аудиторией, основанные не столько на законе спроса и предложения, сколько на обмене между произведениями искусства и необходимыми товарами.

Таким образом, «честное искусство» позволяет художнику жить благодаря плодам своего творчества без какой-либо коммерциализации, а также сделать произведения искусства легко доступными для публики.

В этом смысле ар-экитабль является и творческим движением, и своего рода гражданской позицией .

Примечания

  1. E.C. Un mix décalé (неопр.) // La Montagne. — 2002. — March.
  2. S.N. Art et échange (фр.) // (англ.) : magazine. — 2004. — Janvier.
  3. Emmanuelle Stange. L'Étonnant troc de Patrice Robin (artiste) (неопр.) // Sète Actualité, édition Hérault . — 2004. — January. — С. 5 .
  4. S.N. Patrice Robin donne une autre saveur à ses dessins (фр.) // (англ.) : magazine. — 2004. — Janvier. — P. 5 .
Источник —

Same as Ар-экитабль