Interested Article - Кошкар-ата
- 2021-11-23
- 1
Кошкар-ата ( каз. Қошқар Ата , узб. Qo`chqor-Ota / Қўчқор-Ота , кирг. Кочкор-Ата ; XII век , Мавераннахр ) — суфий , ученик Ходжи Ахмеда Ясави . В его честь назван ряд объектов в современном Казахстане и других странах Средней Азии.
Биография
Сведений о жизни Кошкар-аты сохранилось немного. Известно, что он был выходцем из туркменского племени. Учителем будущего суфия стал Ходжа Ахмед Ясави .
Кошкар-ата считался мудрецом и знатоком Корана и хадисов . Согласно преданиям, за это был избран судьёй — кади , и на этом посту заслужил славу справедливого судьи, не боявшегося заступаться за простой народ . В народе Кошкар-ата почитался как святой . Легенды приписывают ему чудодейственные способности. В частности, утверждается, что суфий понимал язык животных , Вероятно, с этим связано происхождение его прозвания (слово «кошкар» в тюркских языках означает барана ) .
Среди учеников Кошкар-аты известность получил Халифе, считающийся преемником суфия и тоже почитавшийся как святой. Легенда приписывает Халифе основание некрополя Калипан . Однако современные исследователи считают, что Калипан был основан ещё в X веке .
Согласно одной версии, Кошкар-ата умер в Чимкенте (ныне Шымкент ) и был похоронен возле истока протекающей по городу реки, ныне носящей название Кошкарата . Согласно другой версии, суфий погиб от жары во время путешествия с караваном по плато Устюрт . При этом на момент смерти он не успел достичь преклонных лет, поскольку в легенде рассказывается о приезде его матери на место гибели сына .
Истоки возникновения культа Кошкар-аты
Предполагается, что культ Кошкар-аты вобрал в себя более древний культ барана, существовавший в Центральной Азии в доисламские времена. Баран считался символом Фарна — древнеиранского божества, связанного с огнём. Через Согдиану культ барана распространился по среднеазиатскому региону, где его пережитки сохранялись достаточно продолжительное время после принятия ислама . Например, в Ферганской долине и некоторых других регионах современного Узбекистана существовали места для традиционного жертвоприношения баранов на Курбан-байрам , именуемые Кучкор-мозор или даже Кучкор-Ота .
Память
В память о Кошкар-ате были сооружены три мавзолея. Один из них располагается на территории современного Шымкента . Другой входит в состав архитектурного комплекса Исмаил-ата в селе Турбат Казыгуртского района Туркестанской области . Третий впоследствии вошёл в состав некрополя, также получившего название Кошкар-Ата . Некрополь находится неподалёку от села Акшукур Тупкараганского района Мангистауской области .
Ряд географических объектов в современном Казахстане носит название Кошкарата в честь суфия. Кроме того, в Киргизии существуют город Кочкор-Ата и село в Ноокенском районе Джалал-Абадской области , а также село в Узгенском районе Ошской области .
Примечания
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
- ↑ Саида Турсуметова. . Otyrar.KZ (28 мая 2017). Дата обращения: 18 сентября 2019. 26 сентября 2019 года.
- Гончаров А. . Южный Казахстан (11 июня 2013). Дата обращения: 18 сентября 2019. 22 августа 2013 года.
- ↑ . Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан . Дата обращения: 18 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
- ↑ . silkadv.com . Дата обращения: 18 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
- . Tengrinews.kz . Дата обращения: 17 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
- Шониёзов К. Қанғ давлати ва қанғлилар. — Ташкент: Фан, 1990. (узб.)
- . Проект «Рухани Жаңғыру» . Дата обращения: 18 сентября 2019. 6 августа 2020 года.
Литература
- Задерецкая Н. Ю. Тупкараган – колыбель Мангистау. — Актау: Эко-Тур, 2010.
- Шониёзов К. Қанғ давлати ва қанғлилар. — Ташкент: Фан, 1990. (узб.)
- 2021-11-23
- 1